Британия возвращается к политики «тайных операций» и непубличной дипломатии

BritainВ последние месяцы военно-политическое руководство Великобритании испытывает потребность в расширении диапазона средств удержания британского приоритета в ключевых для Лондона странах и регионах мира без серьезного увеличения финансовых затрат.

Данная необходимость вызвана сложной ситуацией в экономике страны, снижением оборонных затрат, а также неудовлетворительными результатами оценки применения вооруженных сил Великобритании в конфликтах в Афганистане и Ливии. В частности, потери сил специальных операций в ливийской кампании оказались существенно выше расчетных. В качестве причины указанных недостатков называется неудовлетворительная предварительная работа британских специалистов с ливийской оппозицией, которая не позволила сформировать устойчивые позиции до вовлечения в конфликт регулярных формирований британской армии.

Кроме того, британское руководство серьезно относится к заявлениям руководства Аргентины с требованием пересмотра статуса Фолклендских островов. В Британии полагаю, что сегодня Лондон, в случае начала конфликта, может оказаться не в состоянии повторить «подвиг» тридцатилетней давности.

В качестве основного вывода из оценки отмечается, что сегодня Лондону необходимо использовать все национальные возможности для решения внешнеполитических задач, стоящих перед Великобританией, что позволит не только расширить ее влияние в мире, но и укрепить собственную безопасность. Кроме того, заблаговременное и широкое применение относительно дешевых невоенных средств позволит сократить время задействования «дорогих» вооруженных сил до минимума, заранее готовя необходимые позиции.

Решение выявленной проблемы британскими экспертами видится в расширении спектра невоенных средств.

С целью введения в действие широкого круга такого рода средств разработан ряд концептуальных документов. Среди них особе внимание заслуживает «Стратегия международного сотрудничества в области обороны» (далее, Стратегия). Стратегия разработана совместными усилиями Минобороны и Министерства иностранных дел Великобритании. На разработку документа потрачено более 6 миллионов фунтов.

В документе на основании долгосрочных оценок на ближайшие 20 лет, отмечается, что Великобритании придется и далее сталкиваться с изменением геополитического ландшафта и реагировать на новые угрозы и вызовы страна сможет только в том случае, если будет активно использовать невоенные средства, поскольку в ближайшие годы экономическая ситуация потребует дальнейшего снижения оборонных расходов.

Указывается, что первостепенное значение во внешней политике Великобритании сегодня должны иметь те страны и регионы, которые являются наиболее важными для британских национальных интересов, и где британская дипломатия скорее достигнет нужного результата.

В качестве основных инструментов реализации Стратегии указываются: многосторонние и двухсторонние договоры и союзы в области обороны и взаимопомощи; визиты на высшем уровне чиновников Минобороны; сеть военных атташе при посольствах Великобритании по всему миру; институт гражданских советников при вооруженных силах иных государств; персонал зарубежных британских кредитных учреждений; аппарат офицеров связи; зарубежные учебные группы; мероприятия по реформированию сектора безопасности в странах-партнерах Великобритании; совместные учения вооруженных сил; традиционные приемы сдерживания; посещение стран кораблями и самолетами Великобритании, а также поддержка продаж британской военной техники и международное сотрудничество в области оборонной промышленности.

Основными формами реализации стратегии являются.

1. Операции по обеспечению безопасности и невоенные операций (в том числе традиционное сдерживание, эмбарго и санкции); операции по обеспечению безопасности (борьба с терроризмом, морским пиратством и др.); специальные операции; информационные операции; обеспечение кибербезопасности и планирование небоевых операций эвакуации из зоны конфликта.

2. Дипломатические шаги по линии Минобороны. Включая, прямое участие посредством визитов на высшем уровне, мероприятия с привлечением сети военных атташе в посольствах Великобритании; договоры и международные соглашения, альянсы и партнерства; институт гражданских советников; зарубежные центры профессиональной подготовки; работы с международными организациями, включая НАТО, ЕС и ООН; использование офицеров связи и персонала разведывательных служб, работающего за рубежом; официальные визиты кораблей и самолетов.

3. Экспорт продукции оборонного назначения. Поддержка британской оборонной промышленности таким же образом, каким сегодня организована поддержка британских инвестиций за рубежом.

4. Операции по обеспечению региональной стабильности, предотвращению конфликтов, постконфликтному восстановлению и стабилизации (в том числе противодействие распространению ОМП; контроль над вооружениями, операции по поддержанию мира, реформы сектора безопасности).

Первоочередные действия по реализации положений новой стратегии направлены на усиление британского влияния в Африке, в Центральной и Южной Азии. В качестве примера реализации стратегии источником указываются:

- создание отдела обороны и введение должности военного атташе в посольстве Великобритании в Бирме;

- начало более тесной работы с руководством Ливией, включая подготовку вооруженных формирований ливийской армии, особенно ее военно-морских и военно-воздушных сил;

- запланировано открытие отдела обороны в посольстве Великобритании в Могадишо, Сомали;

- открыт отдел обороны в Джубе, Южный Судан;

- Узбекистан активно включается британцами в сферу своего интереса – Ташкенту будет продана значительная часть снаряжения, выводимого из Афганистана британского контингента, соответственно, будет налажена система подготовки по освоению узбеками новой техники и снаряжения.

В целом, следует отметить тот факт, что с принятием указанной стратегии сотрудничества Британия возвращается к традиционной для себя политики «тайных операций» и непубличной дипломатии, что являлось ее коньком на протяжении столетней истории Империи. При этом сегодня британский опыт дополняется качественным ростом возможностей – активное и всестороннее использование высокомобильных сил специальных операций, планирование и проведение информационных операций и операций в компьютерных сетях противника.

Сергей Гриняев

«Центр стратегических оценок и прогнозов»