Хвост больше не виляет собакой?

131022banderГлава саудовской разведки принц Бандар бин Султан 22 октября сделал резонансное заявление – его страну не устраивает американская внешняя политика на Ближнем Востоке, в частности отказ от сценария военного вмешательства в сирийский конфликт, затягивание признания государства Палестины, а также заигрывание с шиитским Тегераном – главным геополитическим соперником Эр-Рияда на Ближнем Востоке. Все это, по словам представителя одного из самых мощных кланов правящей семьи в Саудовской Аравии, может привести к «пересмотру» отношений Вашингтона и Эр-Рияда. Нетрудно догадаться, что это означает недвусмысленный посыл американской дипломатии – либо смена политики на более соответствующую региональным амбициям саудитов, либо отказ от стратегического партнерства.

Недовольство Эр-Рияда вызвано тем, что Госдепартамент США и правящая семья Саудовской Аравии некоторое время назад перестали ощущать общность интересов на Ближнем Востоке. Корни этого – в последствиях «арабской весны», которые привели к власти в Тунисе и – на короткий срок – в Египте исламистов, поставили на грань распада Ливию и Сирию и запустили новый виток гражданской войны в Ираке. США перестают контролировать процессы в этом регионе, все чаще попадая в неудобные, конфузные или просто скандальные ситуации. Так, в прошлом году убийство американского консула в Ливии произвело эффект холодного душа в Белом доме – новые партнеры-исламисты оказались не такими уж договороспособными, какими их представляли стратеги типа Збигнева Бжезинского или партнеры из Саудовской Аравии.

Саудиты являются основными спонсорами переворотов, поскольку прямо или косвенно контролируют большинство радикальных исламистских групп, воюющих в Ливии, Сирии и Ираке (преимущественно это сунниты). Эр-Рияд намерен кардинально перекроить карту региона, ослабив позиции конкурентов (Ирана и Турции) и ликвидировав давних врагов типа режимов Муаммара Каддафи и Башара аль-Асада.

Однако резко усложнившаяся в результате «Арабской весны» комбинация интересов разных игроков в ближневосточном регионе привела к тому, что Вашингтон стал действовать более осторожно (что, в частности, проявилось в нерешительности в вопросе удара по Сирии). Эр-Рияд, в свою очередь, оказался недоволен таким изменением в подходе Вашингтона.

Возможный пересмотр характера отношений США и Саудовской Аравии может привести к нескольким неблагоприятным последствиям. В первую очередь, обострятся противоречия по Египту, балансирующему на грани гражданской войны. Саудиты поддержали военных и их жестокие меры по отношению к «Братьям-мусульманам». США давят на Каир с тем, чтобы правительство смягчило свою политику и отказалось от попыток силового подавления оппозиции. В случае разрастания конфликта ключевая в торговом плане страна Северной Африки (из-за наличия Суэцкого канала) станет ареной боевых действий по аналогии с соседними Ливией и Сирией.

Еще одна проблемная страна – это Ирак, где позиции США слабеют с каждым месяцем. Фактически страна поделена между лояльными саудитам суннитами, контролируемыми из Тегерана шиитами и лавирующими между Анкарой, Вашингтоном и Ираном курдами. Сближение Вашингтона с режимом аятолл может привести к перестановке баланса сил в Ираке, когда при американской поддержке шииты снова начнут теснить суннитское большинство Ирака, что окончательно расколет эту страну на три составные части.

Однако заявление принца бин Султана - еще не разрыв отношений и не объявление войны. Это предупреждение «партии мира» в Госдепартаменте и ЦРУ - Эр-Рияд не намерен принимать всерьез отказ США от поддержки их политики. И нефтяные монархии готовы заплатить высокую цену за то, чтобы Запад и дальше поддерживал их претензии на региональное доминирование с перспективой распространения исламских ценностей. Вопрос в том, как скоро это поймут в Вашингтоне.

Олег Горбунов

Политком.ru