От "капитуляции" до "триумфа" дипломатии

Обор комментариев по поводу достижения исторического соглашения по иранской ядерной программе

Iran_NuclearПредставители Ирана и "шестерки" международных посредников днем 14 июля заявили об успешном окончании финального раунда переговоров по иранской ядерной программе, который продолжался более двух недель в Вене.

К окончательному урегулированию вопроса стороны шли почти 13 лет. Основными препятствиями на пути к компромиссу был режим снятия санкций (Иран настаивал не немедленной отмене ограничений, в то время как международные посредники, в особенности США, требовали снимать санкции постепенно в течение длительного периода времени), вопрос о доступе к ядерным объектам наблюдателей МАГАТЭ и сокращение потенциала Ирана по производству урана и оружейного плутония.

По итогам переговоров Иран обязался продемонстрировать МАГАТЭ отсутствие военной направленности своей ядерной программы, превратить завод по обогащению урана в Фордо в технологический центр и перестроить ядерный реактор в Араке, чтобы исключить возможность производства оружейного плутония.

В обмен на это международные посредники согласились отменить санкции Совета Безопасности ООН, связанные с ядерной программой, и предоставить Тегерану доступ к технологиям, а также финансовым и энергетическим ресурсам, которые ранее попадали под санкции. При этом оружейное эмбарго в отношении Ирана продолжить действовать в течение пяти лет.

Заключение исторической сделки стало предметом бурного обсуждения как в дипломатических кругах, так и в социальных сетях. Мнения политиков, дипломатов, экспертов и рядовых пользователей социальных сетей изучил Сергей Орлов.

Наибольший энтузиазм успех переговоров ожидаемо вызвал в Иране.

"Соглашение демонстрирует успешность совместных конструктивных действий. Решение этого совместного кризиса создает новые перспективы, в особенности в связи с общими вызовами", - написал президент Ирана Хасан Рухани в Twitter.

"Скоро: счастье для народа Ирана"

"Прощай фаляфель, привет Макдональдс!" Из переговорщиков больше других успешному финалу радовался министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, который не скрывал своих эмоций. Фотографии, на которых Зариф держит в руках один из листов соглашения, активно распространялись в соцсетях.

"Зариф после того, как ему удалось обманом заставить Запад подписать соглашение"

"Зариф на балконе его славы: "Просыпайтесь!" Накануне Зариф был более сдержан:

"Если сделка будет заключена, этот триумф дипломатии будет означать, что мы все выиграли там, где все могли проиграть. Просто и ясно, не надо ничего лишнего".

Впрочем, противники заключения сделки сравнили Зарифа с министром иностранных дел Великобритании Невиллом Чемберленом после заключения Мюнхенского соглашения с нацистской Германией.

"Первое, что приходит в голову, когда я думаю о только что заключенной сделке: Мюнхенское соглашение-1938, Венское соглашение-2015" А некоторые и вовсе возложили ответственность за затянувшиеся переговоры не неграмотность представителей Франции.

"Зариф заканчивает вычитывать текст соглашения. По всей видимости, задержка была вызвана бесчисленными ошибками французской делегации."

Не меньше энтузиазма заключение сделки вызывало и в США: достижение исторического соглашения станет одним из ключевых успехов президента Барака Обамы. Многие поспешили предположить, что американский президент может во второй раз стать лауреатом Нобелевской премии мира.

"С сегодняшнего дня уже нельзя сказать, что Обама не заслужил Нобелевской премии"

"Думаю, что в этом году Нобелевскому комитету норвежского парламента будет гораздо легче работать."

Одновременно с этим роль Барака Обамы в заключении соглашения стала предметом шуток пользователей Twitter.

"Все-таки удивительно, что мир с Ираном был достигнут Хасаном и Хусейном" Успех усилий США подчеркнул и госсекретарь Джон Керри, представлявший Вашингтон на переговорах.

"Шестерка" и Иран достигли соглашения, внеся в вопрос ядерной программы глубокое понимание и ответственность - не на несколько лет, а на долгий срок.

В свою очередь, в МИД России указали, что в основе успеха переговоров лежит подход российского президента Владимира Путина.

Недовольным итогами сделки остались в Израиле. Первой свое негодование выразила заместитель израильского министра иностранных дел Ципи Хотовели.

"Это соглашение - капитуляция исторического масштаба со стороны Запада перед осью зла, возглавляемой Ираном".

В свою очередь, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал соглашение исторической ошибкой."

"Вот что происходит, когда сделку пытаются заключить любой ценой. Предварительные данные говорят, что соглашение - это историческая ошибка". На фоне общей удовлетворенности результатами переговоров такая позиция Израиля немедленно подверглась критике."

"Если бы Израиль действительно верил, что Иран вот-вот создаст ядерное оружие, он должен был быть самым активным сторонником сегодняшнего соглашения", - написал шведский политик Карл Бильдт.

"Прости, Биби! - реакция Нетаньяху на сообщение о сделке по Ирану" Заявления израильских политиков не остались без внимания в Тегеране.

"Для наших соседей: не поддавайтесь на пропаганду воинствующего сионистского режима. Иран и его сила станет вашей силой", - написал президент Ирана Хасан Рухани.

Журналист Бен Уайт и вовсе упрекнул Израиль в лицемерии:

"Израиль - единственное ближневосточное государство, обладающее ядерным оружием и отказывающее в доступе инспекторам ООН - осуждает сделку". Итоги дня подвела The New York Times, в карикатуре которой отражено отношение обеих сторон к сделке:

Сергей Орлов Источник