Доллары террора

Гибель членов семьи Усамы бен Ладена — повод поговорить о политике США по выращиванию и уничтожению террористов

[caption id="attachment_3291" align="alignleft" width="300"]Фото: Irwin Fedriansyah / AP Фото: Irwin Fedriansyah / AP[/caption]

31 июля в авиакатастрофе частного самолета в английском графстве Гэмпшир предположительно погибли мачеха и сестра «террориста номер один» Усамы бен Ладена, а также еще один член его семьи. Полиция подчеркивает, что инцидент ни в коем случае не является терактом. Но ряд экспертов счел трагедию не случайной: в авиакатастрофах погибли отец бен Ладена в 1967 году и старший брат Салем в 1988-м. Сам же Усама бен Ладен, основатель исламистской террористической организации «Аль-Каида», известный своими связями с ЦРУ, был ликвидирован в Пакистане в мае 2011 года. На фоне нового обострения ситуации на Ближнем Востоке и растущей угрозы «Исламского государства» гибель членов семьи бен Ладена — хороший повод вспомнить о том, что США неоднократно занимались вербовкой и «воспитанием» террористов, которых использовали в своих целях и которых приходилось потом уничтожать. Усама бен Ладен — один из ярких примеров, а деятельность «Исламского государства» сегодня наглядно продемонстрировала США и всему миру, что игры с огнем весьма опасны.

Хорошо известно про работу Усамы бен Ладена на ЦРУ в ходе войны в Афганистане. На счету возглавляемой им «Аль-Каиды» — планирование и осуществление множества террористических актов по всему миру, самым крупным из которых является теракт в США 11 сентября 2001 года. Надо сказать, что семья бен Ладена — богатейшие люди в мире, которые имеют связи с Саудовской Аравией, через нее Saudi Binladin Group управляет операциями по всему Ближнему Востоку и делает миллиардные инвестиции в США. Благодаря им и при помощи правящей династии Саудовской Аравии бен Ладены установили связи с лидерами Республиканской партии США.

Кстати, штаб-квартиру Saudi Binladin в Джидде посещали президент Джордж Буш-старший, бывший госсекретарь Джеймс Бейкер и бывший министр обороны Фрэнк Карлуччи. Компания также занималась строительством казарм и взлетных полос для ВВС США. Семья бен Ладена дистанцировалась от Усамы еще во время его борьбы в Афганистане и даже помогала США в расследовании против него.

Тем не менее Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, не исключает, что Усама бен Ладен мог получать финансирование не только в ЦРУ, но и от своих родственников.

«Бен Ладены могли участвовать в финансировании и поддержке "Аль-Каиды". Это факт, что они были явно в этом деле замешаны. Поэтому исключить возможность, что их могли устранить целенаправленно, нельзя. Конечно, может, это была техническая неисправность или ошибка пилотирования, но родственники Усамы бен Ладена были достаточно обеспеченной семьей, чтобы гарантировать техническую надежность своего самолета», — рассуждает Константин Сивков. Говоря о причинах, по которым США устраняют поддерживаемых ими террористов, эксперт считает, что «отработанный материал» может стать слишком опасным и разоблачить определенных лиц, причастных к тем или иным преступлениям.

«Они специально создают своих исламистских террористов, которые в случае выхода из-под контроля уничтожаются. Такова общеизвестная практика американских спецслужб», — констатирует Сивков.

Инкубатор исламистов

Большинство радикальных исламистов появилось в Афганистане во время борьбы с присутствием советских войск. Американцы в этой связи активно помогали Пакистану, который взращивал и «Талибан», и другие радикальные движения. Кроме того, США традиционно предпочитали размещать исламистские лагеря на территории стран-союзников. В результате появился такой феномен, как «афганцы» — ливийские, алжирские, иракские, афганские боевики, то есть арабы, которые прошли подготовку в Афганистане.

Один из них — Абу Мусаб аз-Заркауи, знаменитый иракский экстремист, который обучался еще в 90-е годы в лагерях, финансировавшихся Саудовской Аравией и Пакистаном. Впоследствии, после вывода советских войск в 1989 году, Абу Мусаб аз-Заркауи и другие «афганцы» начали искать применение своим силам на других политических театрах. В результате Абу Мусаба аз-Заркауи устранили в 2006 году при помощи двух бомб, сброшенных американским истребителем-бомбардировщиком. Аналогия его судьбы с участью Усамы бен Ладена вполне очевидна.

Еще один возможный последователь Абу Мусаба аз-Заркауи и Усамы бен Ладена — бывший афганец Абдель Хаким Бельхадж, который пока жив. Бельхадж был главой вооруженной ливийской исламской боевой группы, активно помогавшей американцам штурмовать Триполи. После того как Триполи пал, он стал его военным губернатором. Известно, что Абделя Хакима Бельхаджа арестовали и подвергали пыткам в ЦРУ, а теперь он объявил себя союзником Запада и НАТО, хотя его прошлые связи с «Аль-Каидой» никто не отменял.

Борис Долгов, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, соглашается, что случаи, когда США используют радикальных исламистских террористов для достижения своих целей, не редкость.

«Многие арестованные члены исламистских группировок, находившиеся в тюрьме Гуантанамо, были перевербованы американскими спецслужбами и в дальнейшем действовали под их кураторством. Затем многие из них были уничтожены, — говорит Борис Долгов. — Так, например, один из лидеров исламистских группировок в Ливии, который воевал против Муаммара Каддафи, был одним из узников Гуантанамо и, по некоторым данным, имел связи с американскими спецслужбами. Но затем, после свержения режима Каддафи, он продолжал свою деятельность в составе исламистской группировки уже в Йемене. Поскольку в этом случае он действовал против интересов США, то затем был уничтожен американскими спецслужбами, и таких примеров немало».

Так, бывший заключенный американской тюрьмы Гуантанамо Отхман Ахмед аль-Гамди стал главой «Аль-Каиды» в Йемене. В йеменской «Аль-Каиде» также действовал Саид Али Аль-Шихри, вышедший на свободу в 2007 году, а освобожденный ранее Ибрагим Сулейман Аль-Рубаиш завербовал более 2,5 тыс. человек для группировки «Исламское государство». Его посадили в тюрьму как духовного лидера «Аль-Каиды». По данным The Times, около десяти бывших узников Гуантанамо вернулись в ряды «Аль-Каиды» в Йемене. Управление директора Национальной разведки США сообщает, что после освобождения из Гуантанамо 17% бывших заключенных возвращаются к терроризму, еще 12% подозреваются в связях с экстремистами.

Как пресечь практику

По мнению президента Института Ближнего Востока РАН Евгения Сатановского, подобная политика США будет продолжаться на Ближнем Востоке, несмотря на очевидную ее ошибочность.

«Американцы не способны понять, что за 25 лет все это им дороже обошлось, чем наше присутствие в Афганистане все это время. Они до сих пор пытаются находить каких-то ручных террористов, не понимая, что террорист ручным быть не может, и это им аукается, как и с "Аль-Каидой", как и с "Исламским государством", — уверен Евгений Сатановский. — Это будет продолжаться, пока в Белом доме не появится достаточное количество разумных людей и ЦРУ и США не перестанут тиражировать свои ошибки незапамятных времен, еще с Вьетнамской и Корейской войн. Но они с упорством готовят кадры для ливийской, сирийской, иранской оппозиции, которые потом уходят в крайние радикальные группировки».

По словам арабиста, завербованные в итоге могут убить своих же кураторов на территории Афганистана или США или устроить теракт, как братья Царнаевы. Именно поэтому практика спецслужб всегда заключалась в том, чтобы избавляться от завербованных террористов, но не всегда это получается сделать вовремя.

Исламисты остаются боевой силой США и Саудовской Аравии еще со времен войны в Афганистане, когда с их помощью противостояли СССР. Швейцарский журналист Ришар Лабевьер посвятил этой теме книгу «Доллары террора. Соединенные Штаты и исламисты», которая вышла в 1999 году. Согласно точке зрения автора, у исламских радикалов, как и у американских транснациональных корпораций, есть один общий враг — национальное государство. Таким образом, исламисты стали лучшим оружием в руках США для разрушения национальных государств в мусульманском мире.

Борис Долгов отмечает, что противодействовать циничной практике поддержки терроризма американцами в своих интересах бывает сложно, потому она, как правило, завуалирована лозунгами о борьбе за принципы демократии, а многие арабские страны — это союзники США и НАТО.

«Реального противодействия с их стороны тут быть не может, эти страны находятся в орбите американского влияния. Но если говорить о новом поясе, который формируется сейчас, — это страны БРИКС и ШОС. Это уже достаточно серьезные организации, которые объявили своим принципом противостояние мировому терроризму. И здесь противодействие политике США заключается в том, чтобы не допустить переноса этой практики на территории стран этих объединений, предотвратить проникновение террористических группировок, возможно, связанных с США, и эта сфера влияния будет только расширяться. Но нужно и открытое обсуждение этой проблемы, чего пока нет», — заключает Борис Долгов.

Дарья Андреева

Источник