Вашингтон готовит раздел Центральной Азии

Элита Центральноазиатского региона должна отказаться от «многовекторной дипломатии» в пользу тесного союза с Россией, если хочет сохранить суверенитет

[caption id="attachment_3639" align="alignleft" width="300"]Джон Керри (в центре) во время встречи с министрами иностранных дел Туркмении, Киргизии, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана. Фото: Brendan Smialowski / Pool / AFP Джон Керри (в центре) во время встречи с министрами иностранных дел Туркмении, Киргизии, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана. Фото: Brendan Smialowski / Pool / AFP[/caption]

В Вашингтоне назвали 2015 год «прорывным» в сфере взаимодействия Соединенных Штатов со странами Центральноазиатского региона (ЦАР). Как сообщил помощник госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Дэниэл Розенблюм, в 2016 году Госдеп попытается улучшить достигнутый результат в отношениях с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Туркменией и Таджикистаном (формат C5+1).

Американский дипломат отметил, что Вашингтон подумает над определением «конкретных направлений, по которым мы можем работать сообща». Судя по заявлению Розенблюма, новый этап отношений между США и ЦАР начался в сентябре 2015 года на полях Генассамблеи ООН, где глава Госдепа Джон Керри встретился с министрами иностранных дел всех пяти центральноазиатских государств.

В конце октября — начале ноября Керри совершил поездку по Центральной Азии, в ходе которой провел переговоры с президентами стран региона. Итогом визита стало принятие в Самарканде декларации о сотрудничестве и создании нового формата взаимодействия «С5+1», «где обсуждаются общие интересы региона и Соединенных Штатов».

Об особых интересах Америки в Центральной Азии свидетельствует тот факт, что за неполных три года пребывания на посту госсекретаря Керри впервые посетил этот регион. Также он стал первым главой Госдепа, который в течение одной поездки побывал во всех центральноазиатских республиках. Трудолюбие, проявленное Керри на центральноазиатском направлении, имеет вполне предсказуемое объяснение.

Большая Центральная Азия

Формальным поводом к активному диалогу с государствами ЦАР послужила ситуация в Афганистане и дотошная американская забота о «всеобщей безопасности». Реальная цель дипломатических уловок и пустых разговоров о сотрудничестве состоит в реализации разработанной в 2000-е годы концепции Большой Центральной Азии (БЦА). Ее суть сводится к распространению американского протектората на шесть республик: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Афганистан.

На пространстве БЦА должны быть созданы единая система безопасности и общая транспортная инфраструктура. Обязательным условием является подключение участников проекта к подконтрольным США мировым финансово-экономическим структурам. Стоит ли говорить, что БЦА автоматически отменяет инициированную Россией экономическую и политическую интеграцию и выводит Москву из геополитической игры на азиатском пространстве.

О последствиях данного проекта можно судить по аналогичной концепции Большого Ближнего Востока. Результаты ее успешной реализации мы имеем возможность воочию наблюдать с 2003 года. В обмен на свержение диктатуры американцы обещали народам Ближнего Востока инвестиции, рост уровня жизни, безопасность и, конечно же, панацею от всех бед — демократию.

Арабская цивилизация с ее великой историей, культурой и научными достижениями фактически возвращается в средневековье. Первый удар был нанесен по центральному государству региона — Ираку. После свержения Саддама Хусейна возникли многочисленные бандформирования, а сунниты окончательно переругались с шиитами.

В 2006 году на иракской земле появилось «Исламское государство», которое стало обретать реальную силу в результате прокатившейся по региону «арабской весны». США расшатали «опорные» государства Ближнего Востока и регион погрузился в пучину военно-политического и экономического хаоса. Единственное, что спасло Сирию от полного коллапса — это решительное вмешательство России. Остальные арабские режимы, помеченные вашингтонскими стратегами, рухнули.

[caption id="attachment_3640" align="aligncenter" width="600"]Американские солдаты ведут арестованных иракских мужчин в Багдаде во время вторжения в 2003 году. Фото: Hussein Malla / Files / AP Американские солдаты ведут арестованных иракских мужчин в Багдаде во время вторжения в 2003 году. Фото: Hussein Malla / Files / AP[/caption]

«И нашим и вашим»

Руководители стран Центральной Азии гордятся тем, что проводят так называемую «многовекторную политику». Суть ее заключается в равноценном развитии отношений с Россией и Западом. На первый взгляд, такая стратегия позволяет центральноазиатским элитам выторговывать себе бонусы от двух центров силы.

Однако в сущности политика в стиле «и нашим и вашим» является порочной практикой. Кремль крайне заинтересован в стабильной политической обстановке в ЦАР и никогда не позволял себе критику в адрес руководителей стран региона. В последние годы мы наблюдаем, как Москва с помощью институтов СНГ, ОДКБ, ЕЭС и двусторонних контактов пытается обезопасить регион от внешних угроз, порой оказывая республикам безвозмездную военную помощь.

США, напротив, даже не скрывают желания свергать «недемократические режимы». Заигрывая с Вашингтоном, элита ЦАР, видимо, рассчитывает на финансовые поощрения. Другое дело — осознают ли центральноазиатские руководители, что близкое взаимодействие с США в итоге приводит к трагическим последствиям, как это уже было с известными ближневосточными лидерами. Стоит напомнить, что Вашингтон убирал не только непокорных «диктаторов» (Саддам Хуссейн, Муаммар Каддафи), но и вполне лояльных правителей (Хосни Мубарак). Утверждать, что США будут реально заниматься развитием центральноазиатских экономик, по меньшей мере наивно.

Наиболее выгодный для Вашингтона сценарий — это хаотизация ЦАР с помощью исламизации, распространения национализма и русофобии. Идеальный вариант — это фактический распад республик, который будет сопровождаться воссозданием на центральноазиатском пространстве ханств, джузов, эмиратов и халифатов. Центральная Азия вновь вернется в XIX, если не в XVIII век и будет подобно Ближнему Востоку пребывать в бесконечных междоусобных конфликтах.

В 2000-е годы арабский мир не смог или не захотел сплотиться против беспредела Соединенных Штатов. В марте 2011 года на саммите Лиги арабских государств Муаммар Каддафи предупреждал коллег, что они могут быть следующими в «расстрельном списке» США. Тогда ему не верили, не верил и Башар Асад, которого от неминуемой расправы спасли Россия и Иран. Кто спасет Атамбаева и Рахмона, увы, не совсем понятно. Азиатское тщеславие может закончиться плачевно.

Алексей Заквасин

Источник