Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23 – 29 января 2017 года)

northern-africa-middle-east-mapНаиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией. В столице Казахстана Астане 23-24 января прошли первые переговоры между представителями правительства САР и сирийской вооруженной оппозиции. В переговорах также участвовали делегации стран-гарантов соглашения о перемирии в Сирии — России, Турции и Ирана, спецпредставитель генсека ООН по Сирии С. де Мистура, а посол США в Казахстане присутствовал в качестве наблюдателя. На церемонии открытия переговоров 23 января делегации Дамаска и вооруженной оппозиции впервые с начала сирийского конфликта сели за один стол, однако в дальнейшем диалог шел через посредников, так как к прямым контактам участники встречи еще не готовы. Переговоры в Астане проходили «тяжело и напряженно». Обсуждался механизм поддержания перемирия в Сирии.

По итогам встречи Россия, Турция и Иран приняли коммюнике, в котором подтвердили приверженность суверенитету и территориальной целостности Сирии и заявили, что сирийский кризис может быть урегулирован только политическим путем, «военного решения нет». Три страны приняли решение о создании механизма мониторинга прекращения огня в Сирии. Оперативная группа по контролю за прекращением огня в САР начнет работу в Астане в начале февраля. Россия, Турция и Иран также подтвердили готовность «продолжать борьбу против «Исламского государства» (ИГ) и «Джебхат-ан-Нусры» (обе группировки запрещены в РФ) и отделении их от другой части вооруженной оппозиции». Три страны договорились сотрудничать при содействии ООН на астанинской платформе для урегулирования сирийского кризиса. Было заявлено, что вооруженная оппозиция должна получить статус полноправного члена на месжсирийских переговорах в Женеве. Сирийские участники встречи итоговое коммюнике не подписали. Оппозиция осталась недовольна отсутствием в тексте коммюнике упоминания военной роли Ирана в Сирии. В Астане военным экспертам на картах удалось разделить отряды оппозиции и террористов из ИГ. Кроме того, Москва передала вооруженной оппозиции проект Конституции Сирии, подготовленный российскими специалистами. Оппозиция его отклонила.

Президент России В. Путин отметил важность того, что участники переговоров в Астане признали невозможность решения сирийской проблемы военным путем, и выразил надежду на продолжение переговорного процесса в Женеве. США приветствовали решение о создании механизма по контролю за перемирием в Сирии, достигнутое в Астане. Соглашение о прекращении огня, исключающее террористические группировки ИГ и «Джебхат ан-Нусра», «открывает путь к миру и стабильности в Сирии», заявил президент САР Б. Асад. В Тегеране заявили, что ИРИ не будет рассматривать требования сирийской оппозиции о выводе подразделений иранского ополчения из Сирии. Турция 26 января официально признала террористической организацией «Джебхат ан-Нусру» (переименована «Джебхат Фатх аш-Шам»). В то же время Анкара не изменила своей негативной позиции относительно участия Б. Асада в будущем Сирии. По итогам переговоров с президентом России В. Путиным, состоявшихся 25 января в Москве, король Иордании в Абдалла II отметил: «Мы действительно полностью поддерживаем процесс урегулирования, начатый в Астане, и благодарны роли России, ее участию в этом процессе».

В целом переговоры в Астане не стали прорывными, но состоявшийся обмен мнениями «был очень важен». Жизнеспособность процесса в Астане для сирийского урегулирования покажет время.

27 января в Москве прошла консультационная встреча главы МИД России С. Лаврова с «не вооруженной» сирийской оппозицией. В ней участвовали представители «московской», «каирской», «астанинской» и «хмеймимской» групп (названия по месту организационных встреч, «астанинская» группа оформилась по итогам встреч в Астане представителей оппозиции в 2015г.). Представители «эр-риядской» группы (Высшего комитета по переговорам) оппозиции были приглашены в Москву, но приехать отказались.

Власти САР высказали несогласие с рядом параграфов подготовленного Россией проекта новой конституции страны. По словам С. Лаврова, Москва не собирается навязывать сирийцам предложенный проект, речь идет лишь о предложениях.

В Вашингтоне заявили, что США будут исходить в борьбе с «Исламским государством» в Сирии из собственных интересов. Президент Д. Трамп затребовал у Пентагона рекомендации об изменении подхода к борьбе с ИГ в Сирии и Ираке. Кроме того, Д. Трамп намерен создать зоны безопасности в Сирии. Турция и Катар поддерживают эту инициативу Д. Трампа. В Москве же призывали США просчитать возможные последствия организации зон безопасности для беженцев в Сирии, чтобы не ухудшить ситуацию.

Одной из основных тем телефонного разговора президентов России и США В. Путина и Д. Трампа, состоявшегося 28 января, стали борьба с ИГ и сирийское урегулирование. Ранее, 23 января, пресс-секретарь Белого дома Ш. Спайсер сообщил, что администрация Д. Трампа не исключает проведения совместных с Россией антитеррористических операций в Сирии.

На минувшей неделе сирийская армия продолжала вести боевые действия против боевиков ИГ и других экстремистских группировок. Наиболее тяжеля обстановка сохраняется на северо-востоке страны в районе города Дейр-эз-Зор. 23, 24 и 25 января российские бомбардировщики Ту-22М3 (группы по 6 машин), пролетев над Ираком и Ираном, нанесли удар по объектам ИГ в районе Дейр-эз-Зора. ВКС России и ВВС Турции продолжили совместную воздушную операцию против боевиков ИГ вблизи города Эль-Баб недалеко от границы с Турцией, где турецкая армия ведет тяжелые бои с боевиками ИГ. Сирийская армия 28-29 января освободила от боевиков район Вади-Барада под Дамаском, в том числе Айн-эль-Фиджи, где находится крупнейший резервуар питьевой воды, питающий столицу. Ремонтники начали работы по восстановлению водонапорной станции. 23 января российский Центр примирения сторон жестко указал командованию сирийской армии на необходимость соблюдения отдельными командирами соглашений о прекращении огня. Было подчеркнуто, что российский Центр примирения сторон «будет и в дальнейшем занимать объективную позицию в интересах скорейшей стабилизации обстановки на всей территории Сирии». На северо-западе Сирии в провинциях Идлиб и Алеппо продолжаются вооруженные столкновения между боевиками, представляющими т. н. «умеренные» группировки (недавно созданная коалиция во главе с «Ахрар аш-Шам»), и экстремистами из «Джебхат Фатах аш-Шам» и союзными с ней группировками.

На минувшей неделе правительственные войска Ирака полностью вытеснили боевиков ИГ из восточной части города Мосул и начали подготовку наступательной операции с целью освобождения западной части города от джихадистов. Между тем в Пентагоне заявили, что пока не знают, сколько времени может потребоваться для освобождения Мосула из-под контроля «Исламского государства».

Президент США Д. Трамп подписал 27 января указ, приостановивший прием беженцев в Соединенные Штаты на 120 дней, а на 90 дней — въезд любых граждан Ирака, Ирана, Сирии, Судана, Йемена, Ливии и Сомали. Этот документ вызвал осуждение и протесты, в том числе на государственном уровне, в Иране, Турции, ряде стран Арабского Востока и Западной Европы.

Президенты Египта и США А. Ф. ас-Сиси и Д. Трамп обсудили 23 января по телефону вопросы двусторонних отношений и борьбу с терроризмом. Д. Трамп «подтвердил прочность египетско-американских отношений, которые носят стратегический характер», подчеркнув «стремление в предстоящий период продвигать вперед двустороннее сотрудничество в различных областях и поднять его на новый уровень». Д. Трамп также заявил, что «с нетерпением» ждет визита в Вашингтон А. Ф. ас-Сиси, подготовка к которому уже проводится по дипломатическим каналам, чтобы продолжить «координацию и консультацию между двумя сторонами с целью достижения чаяний дружественных народов». А. Ф. ас-Сиси со своей стороны выразил надежду на то, что «правление Трампа придаст новый импульс отношениям двух стран».

Власти Йемена сообщили 23 января, что войска, лояльные президенту страны А. М. Хади, освободили  портовый город Моха в районе Баб-эль-Мандебского пролива от формирований мятежников-хоуситов. Вместе с тем, информационные агентства сообщают, что ожесточенные бои в Мохе между правительственными войсками и силами хоуситов продолжаются.

Американский спецназ 29 января атаковал штаб-квартиру «Аль-Каиды» в Йемене. В ходе операции, согласие на которую дал президент Д. Трамп, один спецназовец погиб, трое получили ранения. В Пентагоне сообщили, что 14 боевиков были убиты.

28 января Турцию с однодневным визитом посетила премьер-министр Великобритании Т. Мэй. В Анкаре она провела переговоры с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом и главой правительства Б. Йылдырмом. Сообщается, что Анкара и Лондон договорились о более тесном сотрудничестве в борьбе с терроризмом. «Наша цель – стратегическое партнерство. Мы обсудили ситуацию в Сирии и Ираке, сотрудничество в рамках коалиции, переговоры в Астане и продолжение женевского процесса», — заявил Р. Т. Эрдоган. По словам Т. Мэй, Великобритания активизирует свои торговые отношения с Турцией. Продолжится британско-турецкое сотрудничество по проекту создания нового истребителя TFX для ВВС Турции, который должен прийти на смену американскому самолету F-16. В то же время Т. Мэй призвала турецкие власти к соблюдению прав человека и верховенства закона в стране.

Пакистан 24 января впервые провел испытания баллистической ракеты собственной разработки «Абабиль». Сообщается, что ракета способна нести как обычные, так и ядерные боеголовки на максимальное расстояние до 2,2 тыс. км. «При ее производстве использована технология разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения». Пуск ракет «Абабиль», как отмечают зарубежные СМИ, «стал попыткой Пакистана продемонстрировать свои технические возможности по преодолению системы ПРО, создаваемой в Индии».

Министр иностранных дел Ирана М. Д. Зариф заявил 24 января: «Если ИРИ когда-нибудь придет к выводу, что это соглашение (с мировыми державами от 2015 г.) больше не отвечает ее интересам, и она не может извлекать из него пользу, мы сможем вернуться к прежнему состоянию. Для этого нам не потребуется разрешения кого бы то ни было».

В Иране в рамках развития мирной программы по атому начались испытания центрифуг новейшего поколения IR-8 по обогащению урана, сообщает Организация по атомной энергии ИРИ. При этом исследования проводятся в соответствии с обязательствами страны в рамках соглашения 2015 г. IR-8 — новейшие и самые продвинутые центрифуги, которые разработаны иранскими специалистами. Потенциал обогащения центрифуг в 20 раз выше центрифуг первого поколения IR-1.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху и министр обороны страны А. Либерман одобрили 24 января строительство 2,5 тыс. единиц жилья в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан. Отмечается, что большая часть разрешений относится к крупным блокам поселений.

Израиль и США успешно осуществили на минувшей неделе серию испытаний продвинутой версии новой системы ПРО «Праща Давида» («Волшебная палочка»). «Праща Давида» предназначена для перехвата ракет от малой до средней дальности. Она разрабатывается в дополнение к израильской системе ПВО «Железный купол», которая перехватывает ракеты малой дальности, и системе ПРО «Хец» («Стрела»), предназначенной для поражения баллистических ракет большой дальности.

Глава Правительства национального согласия Ливии Ф. Сарадж заявил о своей готовности вместе с командующим Ливийской национальной армии Х. Хафтаром искать пути урегулирования кризиса в стране. Как сообщил Ф. Сарадж, в ближайшее время должна состояться их встреча в Каире при содействии египетских властей. Тем временем на минувшей неделе войска, лояльные Х. Хафтару выбили боевиков экстремистских группировок из последнего крупного района на западе города Бенгази.

Источник