Армения и Россия: 25 лет взаимной прагматики в союзных отношениях

3 апреля исполняется 25 лет установлению дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения. В этот день в 1992 году в Ереване был подписан и вступил в силу соответствующий Протокол[1]. Дипломатическим отношениям был предоставлен самый высокий уровень и стороны решили обменяться посольствами. Первый посол России в Армении Владимир Ступишин вступил в свои полномочия только 20 июня после вручения верительных грамот Президенту Левону Тер-Петросяну. В своей речи при вступлении в должность российский посол отметил скорейшую необходимость договориться о постоянно действующем механизме политических консультаций[2, с. 29]. Соответствующее соглашение между Россией и Арменией было заключено 21 августа 1992 года в Москве[3].

Установление и развитие дипломатических отношений между странами всегда сопровождается объёмной и кропотливой работой по выработке правовой базы таких отношений, даже несмотря на факт более чем 70-летнего общего пребывания в составе общего государства – Советского Союза. Между тем проблемы, требовавшие непосредственного урегулирования на основе двусторонних договоров и соглашений, существовавшие между Россией и Арменией, были на лицо. Среди них, например, были правовой статус и условия пребывания российский войск в республике. Не уходил с повестки дня вопрос обеспечения безопасности Армении в условиях блокады границы со стороны Азербайджана и Турции и вовлечённости в нагорно-карабахский конфликт. Перед самой Россией стояла проблема выстраивания коллективной безопасности на постсоветском пространстве и необходимость сохранения своих позиций в регионе Закавказья.

Постепенно указанные и иные проблемы начали находить своё и правовое, и практическое решение. Государства определили правой статус российской группировки войск в Армении[4], было заключено соглашение о создании военной базы в г. Гюмри[5], срок пребывания которой продлён до 2044 года[6]. Сама республика подписала Договор о коллективной безопасности[7], стала членом Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза[8]. Двусторонние отношения России и Армении также можно охарактеризовать союзными. Позиция, которую занимает Москва при осуществлении своих функций в качестве одного из Сопредседателей Минской группы ОБСЕ, позволяет Еревану в процессе мирного урегулирования на основе компромисса использовать сложившийся статус-кво в пользу реализации права Нагорного Карабаха на самоопределение согласно обновлённым мадридским принципам.

Одновременно с этим необходимо указать на наличие ряда противоречий в отношениях России и Армении. В частности, Ереван неоднократно критиковал отсутствие союзнической дисциплины (хотя бы в виде политической поддержки) в рядах ОДКБ, особенно, когда речь идёт об инцидентах на армяно-азербайджанской границе и эскалациях в зоне нагорно-карабахского урегулирования. Одной из серьёзных угроз своей национальной безопасности в Армении видят ослабление стратегических союзов или недостаточную интегрированность в них, что нашло отражение в действующей Стратегии национальной безопасности Республики[9]. Позиция России по данному вопросу также во многом схожа. По мнению Москвы, существующие военно-политические союзы страдают неспособностью обеспечить противодействие всему спектру современных вызовов и угроз. Российское руководство выступает за качественное развитие ОДКБ с превращением Организации в авторитетную многофункциональную международную структуру, которой по силам противодействовать современным угрозам не только в зоне ответственности, но и прилегающих к ней районах. Указанные положения были отражены в российской Концепции внешней политики[10]. Общее понимание необходимости дальнейшего развития ОДКБ с целью повышения эффективности дельности Организации продемонстрировали лидеры Армении и России в совместном заявлении[11], сделанном по итогам недавнего визита Сержа Саргсяна в Москву. В частности, президенты обоих государств пообещали поспособствовать повышению вклада ОДКБ в международные усилия по противодействию вызовам и угрозам безопасности.

Среди проблем, ставших испытанием для российско-армянских отношений только в последнее время, можно вспомнить дело российского солдата-срочника Виталия Пермякова, осуждённого за жестокое убийство армянской семьи Аветисян в г. Гюмри в январе 2015 года (первые дни членства Армении в ЕАЭС), перенесение заседания Межправительственного евразийского совета в апреле прошлого года из Еревана в Москву (в дни самой мощной эскалации в районе нагорно-карабахского конфликта после заключения соглашения о прекращении огня 1994 года).

Ещё более серьёзной проблемой для Еревана по-прежнему остаётся сотрудничество России и Азербайджана в военно-технической сфере. Об этом неоднократно на самых разных площадках говорили высокопоставленные лица Республики Армения, в т. ч. и президент Серж Саргсян.

Тем не менее, преодолённые полностью или отчасти, указанные проблемы и противоречия не являются препятствием для прогресса в двусторонних отношениях и влияния их положительного эффекта на ОДКБ и ЕАЭС. Среди таких успехов можно указать возможность для граждан России посещать Армению по внутренним паспортам, что частично решает для Еревана проблему отсутствия общей границы со странами ЕАЭС, в первую очередь с Россией. По мысли премьер-министра республики Карена Карапетяна, принятая мера обладает большим потенциалом для развития туризма и сближения народов и стран, а также последует цель увеличения числа российских туристов в Армению[12]. В военной сфере в качестве серьёзного успеха стоит отметить договорённость обеих стран о создании и функционировании Объединённой группировки войск (сил)[13].

Самой серьёзной проблемой в отношениях России со странами СНГ (Армения здесь не исключение) является не задействованный потенциал «мягкой силы»: не всегда удаётся внятно объяснить и донести позицию России до армянского общества таким образом, чтобы её решения и действия не явились предметом спекуляции со стороны противников российско-армянского союза. Мало задействует потенциал своей «мягкой силы» также и Ереван, располагающий серьёзными ресурсами армянской диаспоры для продвижения своих позиций в мире. Несмотря на наличие солидной правовой базы, регламентирующей сотрудничество двух стран в сферах образования, науки и культуры, сторонам, в том числе и в сфере общественной дипломатии, придётся прикладывать усилия для более эффективного задействования указанного потенциала.

Президент России Владимир Путин в своей поздравительной телеграмме Президенту Армении Сержу Саргсяну в качестве главного итога 25 лет дипломатических отношений двух стран отметил их вывод «на высокий уровень союзнического взаимодействия»[14]. Таковыми отношения наших стран сделало не отсутствие проблем и противоречий между Ереваном и Москвой, а наличие эффективно работающего механизма их преодоления.

Армен Айрапетян, независимый эксперт


  1. Протокол об установлении дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения подписан в г. Ереване 03.04.1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 1993. – N 4.
  2. Ступишин В. Моя Миссия в Армению. 1992-1994. Воспоминания посла России. – М.: Academia, 2001. – 296 с.
  3. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о политических консультациях по проблемам международных отношений, представляющим взаимный интерес, заключено в г. Москве 21.08.1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 2007. – N 9.
  4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения подписан в г. Москве 21.08.1992 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения подписан в г. Москве 16.03.1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 2005. – N 17, ст. 1487.
  6. Протокол N 5 между Российской Федерацией и Республикой Армения о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 г. подписан в г. Ереване 20.08.2010 г. // Собрание законодательства РФ. – 2011. – N 33, ст. 4899.
  7. Договор о коллективной безопасности от 15.05.1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 2000. – N 12.
  8. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан в г. Минске 10.10.2014 г. // Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 8, ст. 1107.
  9. Стратегия национальной безопасности Республики Армения утв. Указом Президента Республики Армения УП-37-Р от 07.02.2007 г. // Министерство обороны Республики Армения. Официальный сайт. URL: http://www.mil.am/media/2015/07/829.pdf (дата обращения 12.03.2017).
  10. Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – N 49, ст. 6886.
  11. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Республики Армения от 15.03.2017 года // Президент Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/supplement/5170 (дата обращения 18.03.2017).
  12. Карен Карапетян: Армения – фантастическая страна с прагматичным подходом (интервью) // Национальный филиал Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Армения. – 2017. – 29 января. – URL: http://am.mir24.tv/news/62261 (дата обращения 01.02.2017).
  13. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Республики Армения и Вооруженных Сил Российской Федерации (Москва, 30 ноября 2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.11.2016.
  14. Телеграмма Президента России Владимира Путина Президенту Армении Сержу Саргсяну от 03.04.2017 г. // Президент Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/letters/54167 (дата обращения 03.04.2017).