Китайский спрут

ccf54de9-904430В настоящее время среди крупнейших мировых держав, ведется активная борьба за расширение влияния на международной арене. США и их союзники ведут агрессивную политику, вводя войска, свергая режимы, организовывая революции. На их фоне выделяется Китай, который продвигает свою стратегию медленно, добиваясь своих целей незаметно для окружающих. Там, где у других стран в ход идут танки, ракеты и самолеты, КНР использует слово и деньги. В настоящий момент наиболее активная деятельность Китая развернулась в Центральной Азии.

Китайскую политику по ассимиляции Центрально-Азиатских стран хорошо характеризует древняя восточная мудрость: маленький шажок незаметен, но со временем за спиной идущего остается великий пройденный путь. КНР не предпринимает агрессивных захватнических действий по отношению к странам региона, напротив китайцы стремятся развивать добрососедские отношения со своими «партнерами».

Одним из способов установления контроля над странами региона для Китая является экономическая экспансия. Устанавливая доверительные отношения с лидерами государств, Китай навязывает им свои экономические программы и кредиты, тем самым подсаживая Центральную Азию на иглу экономической зависимости. Так, например, на днях кыргызское правительство отдало в аренду сроком на 49 лет 217 гектаров земли в селе Ак-Башат Жайыльского района китайскому нефтеперерабатывающему заводу «Джунда» в Кара-Балте. Вооруженным силам большинства стран ЦА поставляется китайская техника.

Кроме того, под предлогом оказания помощи странам региона китайцы занимаются строительством объектов транспортной инфраструктуры на территории Центрально-Азиатских стран за их же счет. Данный ход властей КНР поистине можно назвать гениальным. Ведь дороги, которые они строят на самом деле нужны им самим, но они ни копейки за них не платят. Это дороги являются частью китайского плана по реализации программы Шелкового пути – превращения стран региона в транспортные развязки, основное назначение которых поставка ресурсов в Китай и дешевых, некачественных товаров обратно.

Но и это еще не вся беда. В нагрузку с китайскими деньгами и проектами в регион приходят и китайские рабочие. Постепенно проникая в страны Центральной Азии, китайцы там и остаются. Создают семьи, занимают рабочие места, постепенно привносят свою культуру, тем самым ассимилируя коренные народы. Интересы местного населения ущемляются в пользу стратегического партнерства.

Таким образом, медленно, но верно Китай расширяет свое присутствие в ЦА. Пусть для этого ему не нужны бомбы и революции, однако последствия для коренного населения, подчас, становятся не менее разрушительными. Заполоняя регион своими дешевыми товарами и рабочей силой, КНР на корню губит производство во всех странах Центральной Азии. Ведь кому хочется покупать дорогие товары, когда есть дешевая альтернатива. При низком спросе на товары собственного производства в странах наблюдается значительный рост безработицы. Люди уезжают на заработок в другие страны, а на их место приходят все новые и новые китайцы, которые не гнушаются никакой работой. И что же, в таком случае, ждет нас в дальнейшем?

В случае если правительства Центрально-Азиатских стран не осознают всю нависшую над ними опасность, произойдет полная ассимиляция региона с КНР. Страны ЦА полностью потеряют самостоятельность, если не сказать больше. Полностью потеряют себя и превратятся в сырьевые и транспортные придатки Китая. Картина рисуется страшная, однако такое будущее становится все более и более вероятным.

Сергей Ковалев