Дебальцевский узел

Прекращение огня – отправная точка начала мирного урегулирования

f49b51cb3c98f553c5211e02c24334a4_XLГлавным событием прошедших выходных стало вступление в силу 15 февраля, с ноля часов по киевскому времени, договорённости о прекращении огня на юго-востоке Украины. Это обязательство сторон конфликта стало первым и важнейшим в череде соглашений, достигнутых в результате минских переговоров «нормандской четвёрки» по урегулированию украинского кризиса.

«Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года». Именно в такой формулировке реализация первого пункта комплекса мер по выполнению минских соглашений была призвана стать отправной точкой начала мирного урегулирования конфликта на юго-востоке Украины.

Руководство Донецкой и Луганской народных республик подтвердило готовность к выполнению условий этого соглашения. Главы ДНР и ЛНР в субботу издали указы о прекращении огня и выразили намерение придерживаться режима тишины. Однако предупредили, что будут «предпринимать меры» в случае несоблюдения договорённостей с украинской стороны. При этом в провозглашённых республиках заверили, что рассчитывают на соблюдение перемирия и приступают к разработке планов по отводу всех тяжёлых вооружений от линии соприкосновения и по обмену пленными.

Начальник генерального штаба вооружённых сил Украины генерал-полковник Виктор Муженко в свою очередь заявил о выполнении приказа о прекращении огня, отданного президентом Украины. Вместе с тем Пётр Порошенко повёл речь о двух возможных вариантах реализации минских договорённостей о прекращении огня.

«Я уверен, что мы сегодня стоим на важном перепутье: или враг прекращает огонь, и начинаются деэскалация и политическое урегулирование, или враг навязывает эскалацию конфликта и нам, и всему миру», - сказал он при передаче техники украинским пограничникам в субботу в Киеве.

Однако уже первые сутки перемирия показали, что повсеместное прекращение огня остаётся лишь декларируемым намерением. Представители обеих сторон в воскресенье и понедельник обвиняли друг друга в десятках нарушений режима прекращения огня, хотя в целом резкое сокращение числа столкновений и обстрелов действительно наступило.

Сложившаяся военная ситуация в Донбассе вызывает, судя по сообщениям информагентств, беспокойство у гарантов выполнения мирных соглашений. Лидеры России, Германии, Франции и Украины в минувшее воскресенье провели телефонные переговоры в «нормандском формате». Как сообщили в пресс-службе главы Российского государства, обсуждалась сложная обстановка, сложившаяся в районе Дебальцева, а также роль миссии ОБСЕ в процессе контроля за соблюдением режима тишины.

Очень удобно свалить вину за события в Донбассе на Президента России, но настало время говорить правду народу.

Особый акцент, как подчёркивается в сообщении, был сделан на необходимости неукоснительного соблюдения противоборствующими сторонами вступившего в силу соглашения о всеобъемлющем прекращении огня и начале отвода тяжёлых вооружений.

Тема урегулирования кризиса на Украине стала предметом детального обсуждения и на совещании, которое в понедельник провёл Президент России Владимир Путин с постоянными членами Совета Безопасности РФ.

Камень преткновения - ситуация вокруг Дебальцева. В результате ожесточённых боёв за этот город – один из крупнейших транспортных узлов региона – украинские подразделения оказались фактически в окружении. Единственная трасса М-103 Дебальцево – Артёмовск, соединяющая отрезанную группировку с основными силами украинской армии, контролируется ополчением.

Вместе с тем украинское военное руководство продолжает отрицать сам факт наличия «дебальцевского котла», называя его своим «плацдармом». Всю прошлую неделю оно отчаянно пыталось отбить посёлок Логвиново, бросив в атаку все имевшиеся в этом районе механизированные подразделения (до 3 батальонных тактических групп общей численностью до 800 человек). Некоторые украинские блогеры даже утверждают, что в атаку танковую роту водил сам начальник генштаба, которого украинские солдаты прошлым летом прозвали «Витя-война».

Официальных подтверждений этого факта нет, но так или иначе украинские генералы, положив в атаках не менее сотни своих военнослужащих, задачу не решили. Да и не могли решить в силу сложившегося соотношения сил. Дорога на Дебальцево стала трассой смерти. Вдоль неё по-прежнему лежат десятки тел бессмысленно погибших в гражданской войне военнослужащих. Большие потери и у ополченцев.

Без нормализации обстановки в районе Дебальцева дальнейшие шаги по урегулированию в Донбассе невозможны. Отвод тяжёлого вооружения возможен только при наличии устойчивого режима прекращения огня. Таким образом, прекращение огня как первый пункт минских договорённостей должно положить начало всему комплексу мер по установлению мира на Украине.

Развязать дебальцевский узел, действительно, непросто, особенно при росте политического напряжения в украинских верхах. В Киеве по-прежнему сильна партия войны. Сейчас «ястребы» обвиняют Петра Порошенко в чрезмерной «уступчивости» российской стороне в Минске. Его сторонники тоже не молчат. В эти выходные в прямом эфире телеканала ТВI депутат Верховной рады от «Блока Петра Порошенко» Сергей Каплин, близкий к мэру Киева Виталию Кличко, возложил ответственность за развязывание войны в Донбассе на премьер-министра Арсения Яценюка и секретаря совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова.

Он заявил, что очень удобно свалить вину за события в Донбассе на Президента России, но настало время говорить правду народу. Ответственными за АТО являются те, кто был у власти после свержения Януковича; они же и сегодня отвечают за войну в Донбассе. Это Яценюк и Турчинов.

Не исключено, что у некоторых украинских политиков наступает прозрение. Насколько верно это предположение, покажет ближайшее время. Возобновление широкомасштабных боевых действий, предупреждают аналитики, может привести Украину к национальной трагедии.

Александр Александров

Источник