Место Украины в геополитических интересах США и НАТО

Подразделения Вооруженных сил Украины (ВСУ) совместно с военнослужащими из США и НАТО в ходе учений Rapid Trident-2021 отрабатывают на полигоне во Львовской области проведение наступательных операций в условиях городской застройки (!)

О причинах проведения специальной военной операции ВС РФ

С 1991 года бывшая Украинская ССР проделала большую работу над получением статуса кандидата в члены НАТО. Киев надеялся заручиться всесторонней поддержкой западных патронов для сдерживания России, которую рассматривал как врага. В этом интересы правительств членов военно-политического блока и фактически правящих украинских националистов сходились. Однако их реализацию они видели по-разному. Поэтому до сих пор Украина не получила статуса кандидата на вступление в НАТО, а франко-германский альянс выступает категорически против рассмотрения даже в перспективе членства этой постсоветской республики.

В опубликованном год назад решении украинского Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) «О Стратегии военной безопасности Украины» заявлено, что «Российская Федерация остаётся военным противником Украины, осуществляющим вооружённую агрессию против Украины». В комментарии пресс-службы украинского президента к указу Владимира Зеленского от 25 марта 2021 года об утверждении стратегии воспроизведён её фрагмент, в котором сказано: «Реализация Стратегии поспособствует интеграции Украины в евроатлантическое пространство безопасности и приобретению членства в НАТО».

Rapid Trident – одни из многих ежегодных военных учений, проводимых НАТО на Украине, которая называла их «важным шагом» на пути в альянс.

В стратегии большое внимание уделено подготовке военнослужащих на принципах и стандартах НАТО с акцентом на «введение в действие новых военных уставов (доктрин) на основе евроатлантических принципов», реорганизации сил обороны на основе принципов и стандартов НАТО, перестройки технического обеспечения, логистики и много другого на тех же новых основаниях. При этом действия России в документе представлены как негативный фактор, препятствующий реализации Украиной своих национальных интересов, в частности полноправного членства в ЕС и Североатлантическом альянсе.

Киевскими идеологами в этом и других документах «обретение полноправного членства Украины в НАТО» представлено как самоцель, как аксиома. Факторы географии, цивилизационного, геополитического и иного характера проигнорированы. В многочисленных выступлениях представители официального Киева и прозападной фронды ссылались на опыт Хорватии, которую приняли в альянс с нерешёнными территориальными проблемами, что запрещено уставом военно-политического блока, а также апеллировали к многим другим казусам с вольной их трактовкой.

В свою очередь, руководство НАТО, США и Польша, а также прибалтийские этнократии поддерживали такие иллюзии киевского режима. Например, на рижском саммите глав МИД стран-членов альянса с участием представителей Украины и Грузии в ноябре 2021 года генсек НАТО Йенс Столтенберг указал на «нашего близкого и очень ценного партнёра – Украину», которому альянс предоставляет различную поддержку, в том числе снабжением и подготовкой ВСУ. До и после этого Столтенберг неоднократно заявлял, что двери НАТО открыты для всех и суверенное право Украины решать, стремиться ли ей к членству или рассматривать другие варианты.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг и президент Украины Владимир Зеленский. Источник: сайт НАТО

Практика, однако, показала, что Запад не заинтересован во внеблоковом статусе Украины. На этом настаивал украинский президент Виктор Янукович, свергнутый в результате госпереворота 2014 года (евромайдана), инспирированного и поддержанного США и ЕС. Начавшаяся в том же году война на Украине лишь усугубила проблемы перманентного раскола украинского общества. Дополнительным фактором эскалации конфликта, дошедшего вплоть до распада государства с отделением целых регионов и массовых политических репрессий на подконтрольной Киеву территории, стала воинствующая русофобия нового киевского режима. Безоговорочный курс на интеграцию в мифическое «евроатлантическое пространство» любой ценой привёл к внесению в повестку вопроса об украинской государственности как таковой.

Пресловутый коллективный Запад на словах не желал прямого столкновения НАТО с Россией, хотя именно для этого военно-политический блок и был создан в апреле 1949 года. Чаяния мира, стабильности, нерушимости границ и тому подобное декларировались этим блоком и после роспуска созданной в противовес ему Организации Варшавского договора (1955-1991), и во время нападения на Югославию. Североатлантический альянс после холодной войны был не только предусмотрительно сохранён, но и расширен за счёт лимитрофов разрушенных СССР и ОВД.

Украинской элите не дано было осознать своё место в новых геополитических реалиях. Применительно к интеграции в НАТО («предбаннике ЕС») она должна была довольствоваться процессом как таковым, потому что ей была уготована участь поля битвы. На Западе об этом нельзя было открыто говорить на официальном уровне.

Россия, западные эксперты и даже часть украинских аналитиков именно об этом и предупреждали почти 30 лет, неустанно споря с оппонентами. Москва не желала передела сфер влияния за свой счёт. Украина даже без членства в НАТО могла разместить базы альянса под Харьковом, в Одессе, в Крыму, на Западной Украине близ границы Союзного государства России и Белоруссии. Такие объекты резко сокращали подлётное время ракет и авиации, вынуждали Москву и Минск к огромным тратам на переформатирование обороны и другим издержкам.

Некоторые украинские аналитики предупреждали о перспективе развития событий на своей малой родине по образцу СВО февраля 2022 года. Западные диссиденты в экспертном сообществе предупреждали о непредсказуемости развития конфликта, выхода его на глобальный уровень с разрушением устоявшейся после холодной войны архитектуры мирохозяйственных связей, потенциально огромными экономическими потрясениями и другими проблемами.

Однако вашингтонские «ястребы» продавили свою линию на национальном уровне. Действующей стратегией национальной безопасности США зоной национальных геополитических интересов объявлен весь мир. В соответствии с ней для Пентагона разработана и реализуется «Стратегия национальной обороны», «Арктическая стратегия», а также множество других документов – вплоть до полевых уставов.

При этом Вашингтон обязательно требует от союзников и сателлитов учёта своих национальных интересов, формализованных в конкретных документах.

Применительно к НАТО эти требования руководства национальными интересами США подлежат беспрекословному учёту и исполнению всеми членами этого военно-политического блока. Когда в Вашингтоне сформировали своё видение новой «оси зла» и включили в неё конкретные государства, все члены альянса с этим беспрекословно согласились. Когда в 2002 году «Стратегия национальной безопасности США» пополнилась положением о монопольном праве применения силы в отношении подозреваемых в агрессии других суверенных государств, возражений от «трансатлантических партнёров» не последовало. Когда в 2019 году президент США Дональд Трамп представил обновлённую стратегию развития американской системы ПРО, указав в ней якобы исходящие угрозы от КНР, КНДР, России и Ирана, то точно так же все сателлиты единственного геополитического полюса с этим согласились, приведя свои стратегии в соответствие с мнением «вашингтонского обкома».

Украина является наглядным примером реализации национальных интересов США в Евразии. Вашингтон действует в своём правовом поле, в рамках своих доктрин, стратегий и армейских уставов. Он не намерен ни отступать, ни нести ответственности ни перед правительствами других стран, ни перед эфемерным «международным сообществом». Об этом в 2020 году вполне ясно заявил госсекретарь Майк Помпео, разъясняя, почему Вашингтон применил санкции к старшим должностным лицам Международного уголовного суда ООН. МУС в Гааге пытался расследовать и дать правовую оценку деятельности военнослужащих США в Афганистане.

США поддерживают у сателлитов иллюзии «полноправного партнёрства», «коллективной безопасности» и тому подобного, выглядящего по крайней мере наивно. Вашингтон руководствуется исключительно своими национальными интересами и никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах не занимался благотворительностью.

Украинские ставленники Вашингтона продолжают обманывать сограждан, замалчивая истинные цели и реальных разжигателей нынешнего конфликта.

На заглавном фото: подразделения Вооруженных сил Украины (ВСУ) совместно с военнослужащими из США и НАТО в ходе учений Rapid Trident-2021 отрабатывают на полигоне во Львовской области проведение наступательных операций в условиях городской застройки (!)

Владлен Терский, по материалам: Одна Родина