Спад добывающей отрасли Армении в первом квартале: причины и ожидания

Учитывая нестабильную ситуацию в мире, антироссийские санкции и контрсанкции после начала 24 февраля специальной военной операции на Украине, экономические и финансовые показатели Армении за первые 5 месяцев текущего года можно считать вполне неплохими. В то же время вполне естественно, что внешние обстоятельства не могли не сказаться на экономике малых стран, тесно связанных с Россией в рамках как двустороннего взаимодействия, так и евразийских интеграционных образований.

По итогам первых четырех месяцев показатель роста экономической активности (близкий к уровню ВВП) составил 8,4%. По состоянию на май уровень инфляции в Армении составил 9%, причём рост цен на товары первой необходимости – намного выше указанной цифры. К сожалению, инфляционное давление очень сильное, особенно со второй половины прошлого года, и во многом оно «пожирает» рост зарплат. Возможности правительства здесь сильно ограничены, так как речь идёт о глобальной проблеме. Отчасти проблема ослабляется влиянием на ситуацию через ставку рефинансирования Центрального банка. Следует констатировать, что инфляция всё же пока меньше двухзначной цифры.

Председатель Центрального банка Мартин Галстян отмечает, что в качестве выхода из создавшейся ситуации важно ведение «секторальной» политики в виде предоставления содействия тем секторам экономики, которые пострадали или конкурентоспособность которых снизилась вследствие колебаний курса. Он подчеркнул, что это содействие может быть осуществлено как путём предоставления субсидий, так и посредством снижения уровня налогов: «Необходимо понимать, что инфляция способствует дополнительным бюджетным поступлениям, перераспределение которых может и стать реакцией правительства на создавшуюся ситуацию».

Несмотря на вышеизложенные проблемы, правительству удалось добиться существенного улучшения ряда важных показателей. Так, долю теневой экономики с более чем 40% в 2015 году удалось снизить до 16-17% от ВВП весной 2022 года. По оценке местных экспертов, это  очень хороший показатель, приближающийся к грузинскому (10-13%) и к показателям стран Восточной Европы.

Однако все эти относительные экономические успехи не означают отсутствия серьёзных экономических срывов. В частности, в I квартале 2022 г. по отношению к аналогичному периоду 2021 г. добывающая (по сути, горнодобывающая) промышленность и разработка открытых карьеров продемонстрировала спад на 12,9% (вместо роста на 8,1%) до 144,7 млрд драмов. А только в марте горнодобывающая отрасль снизила объемы производства на 13,6% – до 44,4 млрд драмов (при курсе один доллар в 430 драм). В I квартале 2022 г. «просели» также объёмы производства химической промышленности на 8,2%, фармацевтики – на 13,2%, компьютеров, электронного и оптического оборудования – на 33,9% и электрического оборудования – на 9,5%. Но все эти отрасли не имеют такого высокого удельного веса, как добывающая промышленность.

В чем причины произошедшего?

Причин несколько. Так, на одном из ведущих в горнодобывающем секторе армянской промышленности Техутском медном месторождении возникли проблемы, связанные, в частности, с экспортом сырья. ЗАО «Техут» объявило о прекращении с 14 марта добычи и переработки, объяснив это решение масштабными планово-профилактическими ремонтными работами. Сотрудники компании сообщали о трудностях с доставкой продукции европейским покупателям. Отчасти простой предприятия был связан с обновлением оборудования, хотя работники рудника получают оплату в установленном законом порядке.

Курирующей горнодобычу министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян в начале июня заявил, что Техутское месторождение в скором времени начнёт работать на полную мощность, если все работы будут проводиться по графику. Министр отметил, что провел ряд встреч с представителями эксплуатирующей рудник компании, заявившими об урегулировании проблем, связанных с экспортом концентрата.

Ещё одним важным фактором, оказавшим серьёзное влияние на показатели добывающей промышленности в I квартале с.г. стали цены на медь. В данном случае следует напомнить, что медь в Армении добывается не только в Техуте, но также в марзе Сюник (Зангезурский медно-молибденовый комбинат, ЗММК).

Начиная с марта, отмечается масштабная неопределенность как на валютных, так и на сырьевых рынках. В частности, рынок промышленных металлов дестабилизировали не только события на Украине, но и опасения в отношении влияния на экономический рост нового штамма коронавируса, снижающие производство энергетические ограничения в Китае и смягчения в монетарной политике США. Медь нередко рассматривают, как «барометр» экономической активности из-за ее широкого применения в промышленности – энергетике, телекоммуникациях и автомобилестроении.

Российские эксперты полагают, что основной причиной падения цен на медь стал дефицит электроэнергии в Китае, который побудил местные власти ограничить поставки промышленным потребителям. Это, в свою очередь, привело к сокращению производства металла. Высокие цены на энергоносители на международном рынке привели к росту производственных затрат. Стоимость нефти Brent достигла трёхлетнего максимума, а цены на природный газ в Европе и вовсе побили рекорды. Одновременно на этот период пришлось и «сжатие» запасов меди, самое крупное с 2009 года, на бирже в Шанхае.

После стабилизации на валютном рынке России цены на сырьё, в том числе и на медь, уверенно поползли вверх. Напомним, что рекорд цены на медь на лондонской бирже металлов (LME) был установлен в октябре прошлого года, когда металл торговался по цене $10 652 за тонну.

Таким образом, причиной падения уровня добывающей промышленности в Армении в I квартале текущего года явилось своеобразное наложение по времени и друг на друга как внутреннего, так и вышеупомянутого внешнего фактора.

Однако на интегральных экономических показателях Армении по итогам квартала это отразилось на столь сильно, т.к. ситуация «разрулилась» за счет других сфер экономики.

Согласно прогнозам международных аналитических структур, прежде всего Международной исследовательской группы по меди (ICSG), ожидается как увеличение мирового производства металла на рудниках примерно на 3,9% в 2022 году, так и повышение цен на него. К примеру, прогнозы аналитиков Goldman Sachs говорят о том, что в 2022 году медь вырастет до $11 875 за тонну до $12 000 в 2023 году, до $14 000 в 2024 году и до $15 000 в 2025 году.

На складывающуюся ситуацию и прогнозы отреагировало и правительство Армении. Оно намерено внести дополнительный налог на рудники, который будет действовать в случае повышения цен на металлы. Об этом заявил в парламенте заместитель министра финансов Арсен Погосян, констатировавшего с осени 2021 года рост цен на металлы. Цель поправок – более справедливое распределение доходов от продажи металлов между государством и горнорудными компаниями. Для этого предлагается пересмотреть действующую систему роялти (налог на природопользование).

«Для быстрого решения этого вопроса в сентябре 2021 года был внедрена система госпошлин на экспорт молибдена и концентрата. Это решение дало желаемый результат, так как за последние 4 месяца 2021 года было собрано 24,6 млрд драмов, а с начала 2022 года – еще 29 млрд драмов госпошлин ($67, 5 млн  по нынешнему курсу)», – рассказал чиновник.

Однако эта система не может быть долговременной, так как не зависит от результатов финансово-экономической деятельности компании. Она не учитывает цены на металлы, расходы и доходы компаний. Сейчас предлагается добавить второй элемент, привязанный к доходам. Это долговременное решение, которое может обеспечить стабильную и прогнозируемую налоговую ситуацию для сферы. Предлагается внести дополнительные налоги на ту часть дохода, которым полностью будут распоряжаться компании. Из базы налогообложения второго элемента будут выведены доходы, на которые распространяется роялти, а также подоходный налог в 12,5%. При определённых обстоятельствах не будут учитываться при налогообложении и выплаты по процентам по части привлеченных инвестиций.

Второй элемент налогообложения будет применяться в случае, если рентабельность превышает 10%, т.е. если цены на металлы упадут, то дополнительное налогообложение действовать не будут. Предложение было внесено, когда цена на медь составляла $9500 за тонну на LME. Второй элемент налогообложения будет работать при цене выше $7800.

Таким образом, очевидно, что правительство будет продолжать уделять повышенное внимание развитию добывающей (горнодобывающей) промышленности страны, предприятия которой входят в число крупнейших налогоплательщиков. Дальнейшее развитие этой отрасли официальный Ереван, прежде всего, связывает с сотрудничеством с принадлежащей российскому миллиардеру Роману Троценко компанией «GeoProMining Армения», которая передала правительству 15% акций ЗММК.

Саркис Мартиросян, по материалам: Ритм Евразии