Турецкий гамбит: что сулит победа Эрдогана во втором туре выборов?

28 мая состоится второй тур выборов президента Турции. Это, как пишет The Washington Post, самое важное эпохальное событие в мире за этот год, результаты которого будут иметь сильное геополитическое и экономическое воздействие на Вашингтон и Москву, а также столицы Европы, Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки. По мнению зарубежных экспертов, сама Турция является весьма «средней страной», но в настоящее время все великие державы находятся в прямой зависимости от избрания нового лидера страны.

К слову, после первого тура президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев с радостью поспешил поздравить нынешнего турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана с победой (49,5% голосов), заодно успев обсудить с ним аспекты дальнейшего углубления многопланового сотрудничества между двумя странами.

В то же время у англосаксов, наоборот, наблюдается неподдельное желание сбросить «с трона» бессменного – на протяжении 20 лет – правителя Турции, который порядком утомил их своей самостоятельностью и своенравностью (не будем забывать, что страна является членом НАТО).

Поэтому коллективный Запад приложит все усилия, дабы оказать максимальную поддержку в решающей гонке за президентское кресло его основному конкуренту – лояльному оппозиционеру Кемалю Кылычдароглы (кстати, показавшему хороший результат, набрав 44,89% голосов с отставанием oт Эрдогана всего на 5%).

В данном контексте более чем очевидно: мудрый и многоопытный политик К.-Ж. Токаев прекрасно осознает, что в случае победы Кылычдароглы динамичные процессы интеграции в рамках тюркского мира, которые активно продвигает нынешний турецкий лидер, просто сойдут на нет.

Безусловно, подобный «предвыборный» настрой англосаксов почувствовали и другие представители тюркоязычных народов: возможно, поэтому они еще в марте нынешнего года решили экстренно собраться и провести в Анкаре внеочередной саммит Организации тюркских государств.

Под председательством президента Узбекистана Ш. Мирзиёева в мероприятии приняли участие президенты: Азербайджана - И. Алиев, Казахстана - К.-Ж. Токаев, Кыргызстана - С. Жапаров, Турецкой Республики Северного Кипра - Э. Татар, а также председатель Халк Маслахаты Туркменистана Г. Бердымухамедов, премьер-министр Венгрии В. Орбан и генеральный секретарь ОТГ К. Омуралиев.

Формальным поводом для внеочередного саммита, посвященного теме «Стихийное бедствие - управление чрезвычайными ситуациями и гуманитарная помощь», стало обсуждение чрезвычайной повестки, возникшей в связи с землетрясением, произошедшим в южных и юго-восточных регионах Турции. Так, К.-Ж. Токаев заявил, что «трагедия Турции - это трагедия всех тюркских народов. У казахов есть поговорка: «Разделенное горе становится меньше», поэтому наш народ оказал поддержку братскому народу в это трудное время...».

Завязка повестки дня на проблему преодоления тяжелых последствий землетрясения была, безусловно, оправданна. Но в первую очередь приезд казахстанского президента и других лидеров стран постсоветского пространства в Турцию был продиктован другим - намерением государств-членов ОТГ проявить дружеское участие и поддержать Эрдогана в предстоящих выборах.

Недаром же во время своего выступления К.-Ж. Токаев подчеркнул, что Турция, отмечающая в этом году столетие создания светского государства, за короткий период стала поистине сильной, влиятельной и авторитетной страной на международной арене. «И огромная заслуга в этом принадлежит лично Президенту Реджепу Тайилу Эрдогану», - акцентировал Токаев.

Безусловно, за подобными теплыми похвалами казахстанского лидера в адрес турецкого президента стоит «тонкая дипломатия», заключающаяся в явном нежелании смены парадигмы власти в стране, которая будет явно сопровождаться переориентацией Анкары с тюркского мира на англосаксов.

К.-Ж. Токаев отлично понимает, насколько амбициозен Эрдоган и что им именно реально движет при продвижении личного пиар-проекта под названием «Организация тюркских государств» - стать лидером тюркского мира, основанном на идеологии тюрко-мусульманской идентичности.

Как верно отмечают авторитетные эксперты издания Forbes.kz, Турция пытается закрепить за собой роль субрегиональной державы, рассматривая Казахстан и другие государства ЦА как сферу своего геополитического влияния за счет использования в качестве скрепляющего материала религиозный фактор, в том числе создавая множество центров «модернизационного» (читай: радикального) ислама.

Да и сама по себе идея тюркского мира на сегодняшний день нежизнеспособна: чего только стоят совершенно оторванные от жизни недавние проекты OTГ. В частности, 4 мая страны-участницы обсудили в Ташкенте сомнительную возможность запуска совместного спутника. А 18 мая разработчики Института умных систем и искусственного интеллекта в Казахстане создали «серьезнейшую» и «очень необходимую» в современных условиях турбулентности «диковинную» технологию по распознаванию целых десяти тюркских языков - казахского, азербайджанского, башкирского, киргизского, саха, татарского, турецкого, уйгурского, узбекского и чувашского.

Собственно, если для Казахстана и других стран ЦА ключевым вектором сотрудничества Турции с тюркоязычными странами станут подобные описанные выше прожекты, то деятельность ОТГ в скором времени утратит свою актуальность, превратившись в очередную «пиар-пустышку» с пустыми лозунгами пантюркизма.

Более того, если уж Анкара и выбирает тюркский вектор евразийского пространства, то в перспективе в ОТГ просто обязаны принять еще два государства, имеющих непосредственное отношение к тюркскому миру, - Россию (в ней проживают  более 20 тюркских народов численностью около 10 млн человек) и Китай (уйгуры и пр.).

Тут, как говорится, ситуация заходит в тупик: в имперские планы Эрдогана явно не входит включение в ОТГ двух крупнейших мировых держав, поскольку он желает сам править тюркским миром, не деля его ни с кем, хотя в зарубежной прессе и пишут, что Турция не считает себя «старшим братом в этих отношениях».

И, скорее всего, нынешний турецкий президент не захочет «расширить свое сознание» и использовать, например, такие многосторонние форматы сотрудничества, как ОТГ - ЕАЭС - ШОС. Между тем, учитывая сложнейшее социально-экономическое положение страны, это было бы самым разумным решением для Анкары...

«Власть - это наркотик, без которого политики не могут жить и который они покупают у избирателей за деньги самих избирателей» (Ричард Нидем, канадский журналист).

Марат Нургожаев, по материалам: Ритм Евразии