Попытки мирного урегулирования сирийского конфликта: утопия или реальность?

1360021197_31Сегодня все больше стран поддерживает идею мирного урегулирования ситуации по Сирии и призывает к химическому разоружению страны без широкомасштабных военных действий. Помимо России, решительно выступившей против военного вмешательства в Сирию, план пути выхода из сложившегося кризиса выдвинул и Ирак. Большую роль в сирийском конфликте сыграло также и последнее заседание Совета Безопасности ООН, где был одобрен российско-американский план по ликвидации химического оружия в Сирии без внешнего военного вмешательства. Согласно принятым мерам, ликвидация запасов химического оружия в стране началась 1 октября этого года.

Согласно принятому соглашению, ни одно государство не имеет право оказывать содействие негосударственным субъектам в производстве, приобретении и применении химического оружия. Также в резолюции содержится призыв начать политический диалог сирийских властей и оппозиции, к которому уже давно призывают сторонники мирного урегулирования конфликта.

В свою очередь генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул, что «принятая резолюция гарантирует осуществление программы ликвидации сирийского химического оружия как можно скорее и при максимальной прозрачности и подотчетности». Глава российского МИД Сергей Лавров отметил, что принятая резолюция не допускает автоматического принятия принудительных мер. Между тем, в соответствии с требованиями ООН по ускоренной ликвидации сирийского химического оружия к середине 2014, сотрудничать с международными экспертами обязана и сирийская оппозиция. «В этой связи доклады, которые будут представляться в СБ о ходе реализации решения ОЗХО и только что принятой резолюции, должны быть объективными и освещать ситуацию применительно ко всем сторонам сирийского конфликта», - подчеркнул глава МИД РФ. Российский министр также отметил, что Москва твердо исходит из того, что «эксперты ОЗХО и ООН будут действовать в Сирии профессионально и беспристрастно, при полном уважении суверенитета этой страны». Сергей Лавров подчеркнул и необходимость осуществления контроля над сирийскими химическими арсеналами в сроки, позволяющие соблюсти все нормы безопасности.

Полную поддержку решения Совета Безопасности ООН выразил и генеральный директор Организации по запрещению химического оружия Ахмет Узюмджю. «Это решение посылает недвусмысленный сигнал, что международное сообщество объединится, чтобы работать на благо мира в Сирии, начиная с ликвидации химического оружия в этой стране», - заявил Узюмджю. «Я хотел бы заверить Совет, что я и мои коллеги готовы взять на себя эту историческую ответственность. Несколько дней назад я заявлял, что мы подходим к этой миссии с судьбоносным чувством», - подчеркнул глава ОЗХО. Со своей стороны госсекретарь США предупредил сирийские власти о серьезных последствиях в случае невыполнения резолюции.

Стоит отметить, что одним из главных итогов резолюции, позволяющим говорить о возможности мирного урегулирования конфликта, стало решение о созыве Международной конференции по Сирии в Женеве, которая может состояться уже в середине ноября. В этой связи министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус на прошедшем заседании СБ ООН объявил, что сирийская оппозиция также согласилась на участие в конференции. Эта информация стала ему известной по итогам последней встречи с главой Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил Ахмадом Джарбой. Со своей стороны Сергей Лавров, выступая на сессии Генассамблеи ООН, также в очередной раз призвал сирийскую оппозицию к участию в конференции.

Предстоящая конференция по мирному урегулированию сирийского вопроса имеет большое значение еще и по причине двоякого статуса ряда химических объектов в Сирии, грозящих вызвать серьезные разногласия. В частности, сирийская программа химического оружия во многом базируется на индустриальных объектах, уже выпускающих продукцию двойного назначения или способных, если потребуется, в сжатые сроки переключиться с гражданского на военное производство. Контроль над этой частью химических объектов чрезвычайно труден. Кроме того, это позволяет сторонникам военного вмешательства в сирийский вопрос сделать упор на том, что даже если реально имеющееся у Сирии химическое оружие будет полностью уничтожено, это не будет означать окончательного решения проблемы. В частности, такого мнения придерживается бывший заместитель советника президента (Буша-младшего) по национальной безопасности Хуан Зарате. «Можно быстро перестроить целые производства и начать выпускать новые боеприпасы на смену уничтоженным», - полагает он. Также сторонники военного вмешательства в Сирию говорят и о вероятности существования ирако-сирийского договора, согласно которому Дамаск может переправить свой химический арсенал в Ирак. Например, в этом убежден министр обороны и бывший начальник генштаба Армии обороны Израиля Моше Яалон. По его мнению, «Сирия переправляет свое химическое оружие туда, откуда оно (или какая-то его часть) к ней пришло, – в Ирак». По мнению израильского представителя, «когда силы западной коалиции вошли в Ирак в 2003 году, они не нашли оружия массового уничтожения не потому, что его там не было, а потому, что Саддам Хусейн успел отправить его к своим соратникам через границу в Сирию». Об этом говорил также генерал Саддама Хусейна и друг иракского диктатора Али-Ибрагим аль-Тикрити: «Я знаю, что оружие Саддама находится в Сирии – на основе определенных военных соглашений, которые были заключены еще в конце 80-х годов на тот случай, если какая-либо из столиц двух стран окажется под угрозой вражеского вторжения». В связи с этим сегодня для Ирака также существует перспектива быть втянутым в сирийский конфликт под предлогом страны, куда поставляется сирийское химическое оружие.

С ростом напряженности ситуации вокруг Сирии и угрозой быть втянутым в новый затяжной военный конфликт, власти Ирака также разработали план по мирному выходу из кризиса. В частности, премьер-министр Ирака предложил план политического урегулирования ситуации в Сирии, предусматривающий, полное прекращение огня на всей сирийской территории, отказ от финансирования и поставок оружия сторонам конфликта, высылка из страны иностранных наемников, а также принуждение сторон конфликта к мирным переговорам под жестким контролем ООН. План также предполагает международного расследования фактов применения химического оружия и создание специального арабского фонда помощи возвращению беженцев в Сирию.

Для своей инициативы политического урегулирования в Сирии, предложенной иракским премьер-министром Нури аль-Малики, МИД Ирака пытается заручиться и поддержкой США. По данным представителя правящего блока в законодательном собрании Мухаммед аль-Акили, глава иракского МИД Хошияр Зибари ведет консультации с послом США в Ираке Робертом Стивеном Бикрофтом, а также с советниками госсекретаря США Джона Керри.

Стоит отметить, что ранее иракскую инициативу уже поддержали Турция и Иран. С этой целью страны посетила делегация из Ирака во главе со спикером Осамой ан-Неджефи. По данным парламентариев, им удалось заручиться поддержкой плана сирийского урегулирования и убедить эти страны отказаться от вмешательства в Сирию. Напомним, что Турция и Иран в сирийском конфликте поддерживают противоборствующие стороны. Анкара оказывает финансовую и материально-техническую поддержку повстанцам, а Тегеран — правительству Башара Асада.

Стремится к более тесному сотрудничеству сегодня Ирак и с Россией, активно выступающей за мирное урегулирование сирийского конфликта. Так, депутат от правящего блока иракского парламента Мухаммед аль-Акили официально заявил, что правительство Ирака стремится к сотрудничеству с Россией в области борьбы с терроризмом. «Багдад хочет перенять успешный российский опыт борьбы с вооруженными экстремистскими группировками в Чечне и в Афганистане. Ирак ежедневно страдает от рук террористов, убивающих мирных граждан», — сказал аль-Акили.

Таким образом, становится очевидно, что сегодня все больше стран понимают необходимость разрешения ситуации по Сирии без военного вторжения. И успешные переговоры Ирака, ставшего потенциальной жертвой политических игр милитаристов, со странами поддерживающими разные стороны конфликта – Турцией и Ираном, а также стремление к переговорам со стороны сирийского правительства, свидетельствуют о том, что конференция по мирному урегулированию в Женеве имеет все шансы быть успешной.

Юлия Чмеленко