С чем связаны переговоры США с талибами в Афганистане?

25096Более десяти лет присутствия американских вооруженных сил в Афганистане не принесли в страну мир, но показали бессмысленность данной военной компании. Сегодня американские войска покидают страну, и ожидается, что последние отряды перейдут границу государства к концу 2014 года. Но что ждет страну после вывода американских войск и будут ли ликвидированы все военные части американцев? Это вопросы, над которыми нельзя не задуматься.

В настоящее время численность Международных сил содействия безопасности в Афганистане составляет около 100 тыс. человек. При этом теракты в стране непрестанно становятся лишь более жестокими и частыми. Только в последние дни три человека погибли, еще пять пострадали на востоке Афганистана в результате теракта, совершенного смертником. Начиненная взрывчаткой машина, которой управлял террорист, взлетела на воздух возле штаб-квартиры полиции в городе Джалалабад, центра провинции Нангархар. И случаи, подобные данному примеру, в стране происходят каждый день.

В создавшихся условиях, осложненных предстоящими в 2014 году выборами главы государства и невозможностью Хамида Карзая баллотироваться на новый срок, американцы предпринимают попытки договориться с талибами. На этот шаг, вероятно, Вашингтон подтолкнула не столько полная неспособность своих войск изменить ситуацию в стране, сколько серьезные разногласия с Хамидом Карзаем.

Как известно, на данный момент США еще не определились с окончательным характером вывода своих сил из Афганистана. Основной сценарий предполагает сокращение численности американского контингента с 63 тыс. в настоящее время до 10 тыс. человек после 2014 года. Однако еще в июле президент США Барак Обама на волне разногласий с президентом Афганистана Хамидом Карзаем объявил о возможности ускоренного вывода американских войск из страны, а также вероятности ликвидации всех американских военных подразделений. Чтобы внести в отношения ясность и повлиять на позицию главы Афганистана, Кабул посетил госсекретарь США Джон Керри. В частности, целью визита американского представителя стало добиться подписания президентом Хамидом Карзаем документа о сотрудничестве в сфере безопасности в как можно сжатые сроки. Однако Хамид Карзай не спешит брать на себя конкретные обязательства перед Белым домом, отказываясь от согласования программы вывода войск и уклоняясь от определения перспектив военного присутствия США в Афганистане после 2014 года. Более того, все указывает на то, что Карзай стремится отложить решение вопроса присутствия американских частей в стране до президентских выборов. Данная позиция вполне понятна. Поскольку оттягивание подписания документа позволяет Карзаю сохранять интерес американцев во взаимном сотрудничестве и чувствовать себя хоть в какой-то безопасности. Стремится действующий президент, вероятно, и переложить ответственность за принятие решающего для страны военного соглашения с США на новое правительство.

В этой ситуации США только усиливают критику потери власти Карзая в Афганистане, требуя от него добиться демократических выборов, о самом факте проведения которых нельзя говорить с уверенностью. Так, много вопросов вызывает их легитимность, а тем более безопасность, в стране, где полиция еженедельно теряет более 100 человек убитыми. Ни для кого не секрет и то, что многие районы по-прежнему контролируются талибами.

Таким образом, все больше аналитиков приходит к выводу, что у Карзая в Афганистане нет будущего. Понимают это и в Вашингтоне, сотрудники которого уже пытаются вести переговоры с движением «Талибан». О том, что талибы больше не являются врагами Америки, официально заявил вице-президент США Джозеф Байден. Он подтвердил, что «Вашингтон готов к кардинальным изменениям прежней концепции борьбы с терроризмом и урегулированию афганского конфликта с привлечением режима талибов». Среди выдвигаемых требований США к Талибану: прекращение вооруженного сопротивления, отказ от контактов с «Аль-Каидой», соблюдение конституции страны.

Однако переговоры США и движения «Талибан», которые должны были состояться в Дохе с участием Джеймса Доббинса еще в конце июня 2013, провалились. По мнению Доббинса, это произошло из-за «недоразумений». «Мне кажется, что сегодня талибы не хотят вступать в переговоры ни с Соединенными Штатами, ни с правительством Афганистана, да и вообще ни с кем из практических соображений. Создается впечатление, что Талибан сейчас к этому просто не готов. Однако мы не сдаемся. Мы надеемся, что когда-нибудь настанет подходящий момент, хотя мы не в состоянии предсказать, когда именно», – заметил Доббинс.

В свою очередь, правительство Афганистана усматривает в переговорах талибов с США угрозу суверенитету страны, а также стабильности в регионе. Большое недовольство Кабула вызвало открытие Талибаном в июне 2013 года своего офиса в Дохе и водружением над ним флаг «Исламского эмирата Афганистан». Как известно, Кабул выступает против любой символики «Исламского эмирата Афганистан», поскольку, как и большинство стран мира (кроме ОАЭ, Саудовской Аравии, Пакистана и Туркменистана), он не признает существование этого государственного образования. Однако Соединенные Штаты, напротив, считают переговоры с талибами «одним из лучших способов прекратить насилие в стране». Американские дипломаты даже отмечают прогресс в двусторонних переговорах США с представителями Талибана.

Тем не менее, позицию США не поддерживают не только власти Кабула, но и сами представители талибов. Как и раньше, Талибан сохраняет свое влияние в южной части Афганистана, с центром в регионах Пакистана, подконтрольных местным кланам. В свою очередь, Кари Насрулла, возглавляющий движение «Талибан» в афганской провинции Кунар, заявил, что после ухода западных войск из Афганистана в стране воссоздадут исламский эмират, «Как только западные войска покинут Афганистан, в стране будут восстановлены старые порядки и воссоздан Исламский Эмират Афганистана», – заявил Насрулла, По его словам, скрывающийся сейчас от властей лидер талибов мулла Мохаммед Омар возвратится в Афганистан, чтобы возглавить страну. Он заверил, что «Мохаммад Омар не пойдет на сотрудничество с официальным Кабулом, не откажется от вооруженной борьбы и попытается вернуть себе власть, чтобы воссоздать Исламский эмират».

Таким образом, становится очевидно, что ситуация в Афганистане спустя десять лет американского присутствия, продолжает оставаться крайне напряженной. Не приходится говорить и о демократии в государстве, где сегодня стоит под вопросом сама возможность проведения легитимных и безопасных выборов. Между тем, увеличение числа терактов и попытки Вашингтона договориться с талибами свидетельствуют о полном провале военной компании США в Афганистане. Сегодня это осознает и официальный Кабул, правительство которого не спешит подписывать какие-либо дополнительные соглашения с американцами. Однако нынешняя ситуация в Афганистане показывает, что афганская армия не сможет самостоятельно урегулировать обстановку в стране и продержаться на протяжении длительного периода времени. Но оставить Афганистан без единой надежды на спасение для США означает признание несостоятельности своих сил, отсюда и стремление договориться с талибами и переложить на правительство страны ответственность за судьбу государства.

Юлия Чмеленко