База ПРО США в 200 километрах от Калининграда

52b25e74-c36f-6dd2-c36f-6dddabd7b8ea.photo.0В польском городе Редзиково началась подготовка к строительству базы ПРО, на которой будут размещены мобильные батареи с ракетами-перехватчиками Standard-3 (SM-3) и радар AN/SPY-1. Расстояние от объекта до Москвы: 1310 км. До Калининграда – 200 км по прямой...

Планируется, что ракеты будут готовы к применению в 2018 году. Официальные представители США заявляют, что это вооружение позволит защитить Европу от возможных иранских ударов с применением баллистических ракет дальнего действия. При этом США объявили, что не собираются отказываться от создания ЕвроПРО, несмотря на прорыв в переговорах о судьбе ядерной программы Ирана. Госсекретарь Керри несколько раз повторял, что эта система служит не только для защиты от ядерной программы Ирана, но и для предотвращения атаки с использованием баллистических ракет. Чьей атаки – не уточняется.

Западные СМИ пытаются преподнести создание американской ракетной базы в Польше как оборонительную меру против России, которую обвиняют в стремлении к территориальным захватам в связи с присоединением Крыма и гражданской войной, вспыхнувшей на юго-востоке Украины. Однако окончательное соглашение о размещении элементов американской системы ПРО на польской территории было подписано еще в 2008 году, задолго да украинских событий.

Еще раньше, в январе 2006 года администрация Джорджа Буша-Младшего заявила о своих планах развертывания третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе в период до 2013 года. Несмотря на изменившееся в 2009 году название концепции – вместо "третьего позиционного района" Буша – ЕвроПРО Барака Обамы, ее суть не изменилась. Более того, предыдущее название концепции "третий позиционный район" уместно применять и к планам Обамы, имея в виду существование двух позиционных районов ПРО США на Аляске и в Калифорнии.

ЕвроПРО планировалось создать в четыре этапа. В первой фазе до конца 2011 года предполагалось разместить в Средиземном море корабли, оснащенные многоцелевыми комплексами "Иджис" (Aegis) и ракетами-перехватчиками Standard-3 1A для защиты от баллистических ракет малой и средней дальности. Вторая фаза предусматривает развертывание более совершенного перехватчика СМ-3 1В, а также наземного противоракетного комплекса на основе ракет Standard-3 на юге Европы до 2015 года (строительство в Румынии начато в октябре 2013). Третья фаза предполагает развертывание на севере Европы (Польша) еще одного подобного противоракетного комплекса на основе перехватчика Standard-3 2А к 2018 году. От четвертой фазы с использованием противоракет СМ-3 2В, которые могут перехватывать МБР, США в 2009 году вроде бы отказались. Но не зря этот план носит название "адаптивный". Он может приспосабливаться к изменению целей американского руководства. Так что в случае необходимости США и НАТО легко перейдут и к четвертому этапу. Все эти планы реализуются вопреки возращениям России, которая рассматривает их как реальную угрозу.

"Нам часто говорят, что система ПРО – это оборонительная система", – отметил Владимир Путин на заседании Совета безопасности России в июле этого года. "Ничего подобного, это наступательная система, это – часть наступательной оборонной системы США, вынесенной на периферию".

При этом еще в 2006 году американские политологи Кейр Либер и Дэррил Пресс сделали два важных вывода относительно развития системы ПРО США:

"Ядерные силы США сегодняшнего и завтрашнего дня, судя по всему, имеют задачей именно нанесение первого обезоруживающего удара по России или Китаю", утверждают эксперты, добавляя, что "система ПРО в том виде, в котором она, скорее всего, будет развернута, имеет ценность, прежде всего в наступательном, а не оборонительном контексте, т.е., в том случае, если будет действовать не как отдельный щит, а как дополнение к силам первого удара".

Кроме того, что противоракеты могут быть использованы в стратегии первого обезоруживающего удара, они обладают технической возможностью стрельбы по надводным и сухопутным целям. Изначально все модификации ракеты Standard, работы над которой начались еще в 1963 году, могли использоваться для этих целей. Например, 18 апреля 1988 года в ходе операции "Богомол" ВМС США в Персидском заливе фрегат "Симпсон" двумя зенитными ракетами SM-1MR и крейсер "Вэйнрайт" одной зенитной ракетой SM-1ER атаковали иранский корвет и полностью вывели его из строя. В 1998 году США на базе ракеты Standard-2 (SM-2) начали разработку ракеты SM-4 для ударов по наземным целям. После 2003 года, когда программу остановили якобы из-за отсутствия финансирования, проскользнула информация о том, что ракеты SM-2 (индекс SM-2 менять на SM-4 просто не стали) уже не один год способны уничтожать цели на поверхности моря и земли на дальности до 500 км. Являясь развитием ракеты SM-2, семейство SM-3, помимо декларируемых противоракетных функций, предназначено и для высокоточного поражения наземных целей уже на кратно больших дальностях.

21 февраля 2008 года на высоте 245 км и удалении 450 км ракета SM-3 Block IA поразила прямым попаданием вышедший из строя американский военный спутник USA-193. Тогда некоторые российские аналитики, не считающие ЕвроПРО угрозой стратегическому арсеналу России, назвали это попадание случайностью. Может быть. Но при постоянном многолетнем финансировании НИОКР такая случайность становится закономерностью.

Возможности ракеты SM-3 Block IB – 320 км по высоте на дальности до 800 км. А ракета SM-3 Block II будет иметь еще более высокие характеристики и сможет перехватывать цели на высоте 1000 км на дальности 1500 км. Таким образом, вся европейская часть России будет под прицелом. Договор по ракетам средней и меньшей дальности на деле уже давно нарушен США.

23 июня 2013 года успешно завершилось летное испытание нового типа ракеты-перехватчика наземного базирования создаваемой США системы ПРО. Трехступенчатая ракета, оснащенная усовершенствованной головной частью CE-II, перехватила в космическом пространстве мишень, имитировавшую баллистическую ракету промежуточной дальности (3-5,5 т.км.). Как ранее сообщал Пентагон, первую попытку перехвата МБР, летящей на удалении больше 5,5 тыс. км, при помощи своей системы ПРО США намерены предпринять в 2015 г.

Эти ракеты – "средства передового базирования" относительно РФ, которые оперативно связаны с тактическими ядерными вооружениями и силами общего назначения США на Европейском континенте, и они могут быть использованы для нанесения первого удара, предусмотренного современной американской ядерной доктриной.

Элементы системы ПРО Aegis американцы привезут в Польшу в контейнерах в начале 2017 года, до осени их установят на базе в Редзиково, после чего перейдут к этапу тестирования. Строительство базы в Румынии должно быть завершено уже в 2015 году, в Польше – в 2018. Система Aegis Ashore способна одновременно размещать в своих пусковых установках 24 ракеты-перехватчика. Эти 48 ракет в Польше и Румынии – только часть той структуры ПРО, которая в скором времени будет развернута на территории Европы. К ним нужно добавить 13 боевых кораблей, имеющих противоракетные средства (Aegis BMD). От 6 до 10 из них находятся на постоянном боевом дежурстве в Баренцевом, Северном, Балтийском морях, остальные стабильно присутствуют в Средиземном и регулярно заходят в Черное море.

По информации журнала Spiegel, в конце августа требования "перенацеливания" ЕвроПРО на Россию выдвинули страны Балтии и Польша. На саммите НАТО в Уэльсе вопрос был снят. Но он может быть активирован в любой момент.

Однако, есть надежда, что варшавские руководители понимают, что от расположенных в 152-й ракетной бригаде в Калининградской области высокоточных ракетных комплексов "Искандер-М" до базы ПРО в Редзиково – тоже 200 км, по прямой. Хотя траектория у них трудно прогнозируемая, зато скорость – 2,1км./с.

Николай Хорунжий

"Российский миротворец"