Залётная «свобода»: в Казахстане активизируется работа NED

b_12639-1349350141_300_300В Казахстане активизируется работа Национального фонда демократии США (NED). Все бы ничего, но эта организация известна рядом очень эффективных операций по расшатыванию государственного устройства и дестабилизации многих стран.

Стремление американцев распространять по всему миру демократию собственного образца всем давно известно. Никто и не утверждает, что в США плохая политическая система. Но к самой великой стране мира в ее потугах по демократизации планеты возникает два очень важных вопроса. Первый: какими методами распространяется «свобода», и чего она стоит «освобождаемым странам»? И второй: действительно ли главной целью свержения неугодных режимов является демократия?

На второй вопрос ответить легко. История показывает, что наряду с демократическими ценностями США преследуют вполне практичные цели: доступ к полезным ресурсам государств, доступ к их логистическому потенциалу, а также геополитические выгоды, будь то военное или дипломатическое доминирование в регионе. Ради национальной безопасности, под которой официальный Вашингтон понимает возможность вмешательства в любой точке Земли, американцы готовы на многое.

Теперь попытаемся ответить на первый вопрос. После Второй мировой войны инструментом давления на страны мира для США стало Центральное разведывательное управление (ЦРУ), созданное в 1947 году указом президента Гарри Трумена, того самого, что принял в свое время решение об атомной бомбардировке Японии. В условиях тотальной коммунистической экспансии середины 20 века американская разведка боролась за каждую идеологически колеблющуюся страну, стараясь не отдать ее под влияние Москвы. Действовали максимально жестко, без оглядки на мораль и нравственность. Взять хотя бы пример Гватемалы. В 1950 году выборы в этой стране выиграл генерал Хакобо Арбенс. Новый президент проводил прогрессивные реформы, национализировал ряд земель и инфраструктурных объектов. В общем, сильно наступил на интересы США. За что и поплатился. Летом 1954 года армия наемников, сформированная, подготовленная и вооруженная ЦРУ, напала на Гватемалу и свергла легитимный правящий режим.

В 1961 году ЦРУ провело «Операцию в заливе свиней». Главная цель – вторжение на Кубу и свержение народного режима Фиделя Кастро. Операция провалилась, большинство участников было пленено. Во время вьетнамской войны 1968-1972 годов ЦРУ проводило операцию «Феникс» по нейтрализации партизан на территории Южного Вьетнама. По ее результатам погибло более 26 тыс. активистов Национального фронта освобождения Южного Вьетнама.

Этими и многими другими операциями ЦРУ стало известно по всему миру. Организация была дискредитирована. Мало кто соглашался сотрудничать с американской разведкой даже тайно, не говоря уж о публичном взаимодействии. Но ведь цели у американского руководства остались прежними.

Президент США Рональд Рейган, занявший свой пост в 1981 году, принял решение реконфигурировать силы внешнего вмешательства, взяв на вооружение не топорную политику агрессивных операций, но долгосрочную стратегию идеологического слома неугодных режимов. В 1983 году Конгресс США создал Национальный фонд демократии (NED) – некоммерческую организацию, получающую финансирование напрямую из американской государственной казны. Первоначальный бюджет фонда составлял $30 млн. К 2002 году он вырос до $43 млн., а в 2004 году достиг $80 млн.

Чем же занимается NED? На поверхности – невинная рутина анализа. Выпускается «Journal of Democracy», предоставляются гранты журналистам и общественным активистам для стажировок в США, награждаются самые рьяные борцы за демократию по всему миру.

Но главным направлением работы NED является сотрудничество с оппозиционными политическими силами внутри стран с неугодными режимами. Другими словами, Фонд терпеливо выращивает революционеров, и в нужный момент толкает их на государственные перевороты. Не зря в руководстве организации постоянно находятся люди, так или иначе связанные с разведывательным сообществом США – группой американских спецслужб во главе с ЦРУ.

Схема работы проста. Правительство США определяет своим спецслужбам страну-жертву – государство, в котором необходимо произвести переворот, называемый «демократической революцией». В дело тут же вступает NED. Он начинает искать партнеров внутри страны – общественные организации, голодные до финансирования. Им выдаются гранты «на развитие демократии». Причем специализация местного НПО может быть любой. Главное, что стратегия определяется заокеанскими спонсорами. К примеру, в 2012 году Фонд реализовал 1236 проектов в 92 странах мира, средний размер гранта составил $50 тыс.

После того, как NED нашел партнеров и подсадил их на грантовое финансирование, начинается работа по дестабилизации обстановки в стране. Подконтрольным НПО навязываются проекты, жестко нацеленные на самые болезненные точки местного общества. Где-то людям внушают острое недовольство экономической политикой правительства, в других местах – убеждают в необходимости резких демократических перемен, причем невзирая на пути, коими эти перемены могут быть достигнуты. Не гнушаются и национальным вопросом, ведь спровоцировать межэтнические столкновения – верный путь к успеху в деле уничтожения страны.

Главным достижением NED в последние годы стала Арабская весна. В 2011 году портал разоблачений WikiLeaks опубликовал документы, в соответствии с которыми NED активно поддерживал молодежные движения ряда арабских государств, выступивших против законных властей. Долго и упорно Фонд пестовал молодежные организации в Ливии, Египте, Тунисе, Ливане, Алжире и Сирии. Гражданам прививалось чувство острого недовольства складывающейся в стране ситуацией, объяснялось, что далее подобного положения вещей терпеть ни в коем случае недопустимо, поддерживалось их стремление взяться за оружие и выступить против правительства.

Напомним, что Арабская весна – цепь массовых выступлений гражданского населения и вооруженных восстаний против действующих властей – прокатилась по Северной Африке и Ближнему Востоку, затронув 17 государств региона. В четырех из них – Тунисе, Ливии, Египте и Йемене – правительства были свергнуты. В сухом остатке: уровень политических свобод, в соответствии с отчетом международной организации Freedom House, вырос лишь в Тунисе. Ситуация с гражданскими свободами улучшилась все в том же Тунисе и Ливии, но ухудшились в Бахрейне, Кувейте, Ливане, Саудовской Аравии, Сирии, Объединенных арабских эмиратах и Йемене. Уровень жизни в некогда авторитарной, но экономически благополучной Ливии упал на два порядка. Общие потери для региона от Арабской весны оцениваются в $55 млрд. Тысячи людей погибли, 140 тыс. человек бежало в Европу.

Подобное Арабской весне американские «демократизаторы» намерены устроить на постсоветском пространстве. Они уже добились успеха в Грузии, Украине и Кыргызстане. Две последние страны, кстати сказать, пережили по две революции, отбросившие их в экономическом развитии на несколько ступеней назад. В 2010 году NED выделил российским НПО грантов на сумму $2,7 млн. В результате – Болотная площадь и каскад политических антиправительственных маршей.

Все указывает на то, что одной из своих жертв NED хочет сделать и Казахстан. В нашей стране множество полезных ресурсов – почти 4 млрд. тонн разведанных запасов нефти, 8 трлн. куб. метров природного газа, угля на 400 лет, металлы, уран, зерно. При этом республика занимает стратегическое место между двумя основными геополитическими соперниками США – Россией и Китаем. Лакомый кусочек для мирового хищника. Работа уже началась: на проекты в Казахстане NED выделил свыше 700 тысяч долларов, эти деньги уже получили несколько организаций, работающих в сфере «демократизации». Несложно догадаться, что будет дальше.

Байрам АЛИЕВ

Центр анализа террористических угроз