В Швеции завершились поиски "российской подводной лодки", которая якобы терпела бедствие в районе Стокгольмского архипелага. В операции были задействованы подразделения всех видов вооруженных сил Королевства Швеции, применялись приборы оптического наблюдения и плавсредства, оснащенные высокоточным подводным оборудованием. Шведское руководство никаких конкретных результатов до сих пор не предоставило, однако уже назвало операцию успешной.
Ранее информационные издания Швеции сообщили, что "иностранный подводный аппарат" был обнаружен 17 октября около 14:00 по местному времени. По их сведениям, разведслужба шведских ВМС перехватила радиопередачу на русском языке из своих территориальных вод на частоте, используемой российскими моряками при чрезвычайных ситуациях.
В свою очередь, 19 октября Москва официально заявила, что деятельность подводных лодок и надводных кораблей ВМФ России осуществляется "в соответствии с планом" и никаких инцидентов с участием российского военно-морского флота не происходило. Министерство обороны РФ посоветовало шведской стороне обратиться за разъяснениями к Нидерландам в связи с отработкой "в непосредственной близости от Стокгольма практических задач" подводной лодкой "Брэйнвис" голландских ВМС.
Примечательно, что военное ведомство Швеции особо подчеркивает секретный характер поисковой операции. По некоторым данным, для обеспечения безопасности ее проведения истинное положение "объекта подводной активности" не разглашается. По мере развития операции появляются сообщения о том, что шведская сторона ищет не конкретно российскую подводную лодку, а информацию об "иностранной подводной деятельности" в своих территориальных водах. Под эту формулировку могут попадать не только подводные лодки, но и мини-подлодки или даже водолазы. В Интернете также опубликованы наблюдения очевидцев, которые заметили в прибрежных водах около Стокгольма мужчину в черном и с рюкзаком (возможно, тайного агента с "аварийной подводной лодки"). По версии местных таблоидов, шведский спецназ в настоящее время занимается его поисками. Напоминает сценарий шпионского блокбастера.
По словам министра обороны Швеции Петера Хульквиста, столь масштабные мероприятия призваны продемонстрировать готовность реагировать на нарушения территориальной неприкосновенности. В то же время ни достоверных фактов, ни доказательств, как не было, так и нет.
Между тем антироссийские настроения в шведском обществе растут. В памяти всплывают забытые эпизоды "холодной войны", когда Швеция регулярно объявляла об "активности советских подводных лодок в своих водах". В этот период она поддерживала курс США, официально сохраняя военный нейтралитет. Своей политике шведы придумали красивое название "принцип свободы от участия в военных альянсах".
Немаловажно и то, что 28 августа Швеция подписала договор, согласно которому НАТО имеет право вводить Силы реагирования (NRF) на ее территорию. Работает принцип "и волки сыты, и овцы целы": прагматичная Швеция сотрудничает с НАТО, но формально остается вне блока (и, судя по всему, не спешит становиться его членом).
Стоит подчеркнуть, что с приходом нового премьер-министра Стефана Левена ориентиры Швеции несколько изменились. В НАТО шведы вступать так и не планируют, но сотрудничать намерены более тесно. По заявлению правительства, королевство также планирует самостоятельно укреплять оборону. Первые шаги в этом направлении уже были сделаны: с 2011 года Швеция отказалась от системы призыва и переходит на контрактную основу.
Вполне вероятно, что информационная провокация в отношении России и ее "вторжения в шведские воды" необходима для увеличения расходов на вооружение и содержание армии. Формула простая: дополнительные ассигнования на военные нужды брать неоткуда, государственный бюджет уже распределен, и, разумеется, менять его никто не будет. В то же время нельзя в одночасье повысить налоги или перенаправить финансирование, скажем, из медицины на оборону. В этом случае Швеции резонно просить содействия НАТО в борьбе с "врагом с Востока". И деньги будут.
При этом не стоит забывать, что обязательства НАТО по оказанию военной помощи распространяются только на членов альянса. Вероятно, что с договором от 28 августа Швеция получила и некие преференции от блока. В этом случае в ближайшее время можно ожидать подписания каких-то новых соглашений, предоставляющих альянсу расширенные полномочия. Для юридического обоснования такой кооперации вполне могут быть созданы и новые органы сотрудничества, например, совет или союз.
В связи с этим недоброжелатели России стараются усилить опасения шведов, 86% которых вообще не верят, что их вооруженные силы в состоянии защитить страну от военной угрозы. В 2012 году бывший ректор Высшей школы обороны Швеции генерал-майор Карлис Неретниекс рассуждал о необходимости милитаризации шведского острова Готланд. По его расчетам, в случае атаки, остров будет захвачен за шесть часов. Год спустя верховный главнокомандующий Сверкер Йорансон заявлял, что если враг нападет с Востока, Швеция не выстоит и недели. По его мнению, страна не способна в одиночку противостоять России, поэтому нуждается в помощи НАТО или США. Подобные высказывания о "российской угрозе" – очередная информационная провокация. Налицо планомерная подготовка благодатной почвы для взращивания антироссийских настроений. Посеянные зерна недоверия к России и страха реальной "угрозы с Востока" активно дают побеги в виде образа "нового врага", которому нужно противостоять любыми средствами. Шведы запуганы: этот "враг" не то что у ворот, он уже в территориальных водах их страны! Шведские СМИ уточняют: "возможно, в территориальных водах", "возможно, российская подлодка". Но людям свойственно слышать то, что они хотят услышать, и местным СМИ остается лишь "правильно" подать информацию.
Складывается впечатление, что ажиотаж вокруг "российской подводной лодки" – это очередной информационный вброс, рассчитанный на неискушенного обывателя. Он необходим, чтобы подтолкнуть королевство в ряды альянса, а также показать, с кем "нужно дружить". Особенно выгодно спасать Швецию сейчас, в период кризиса на Украине, введения санкций против России и общего недовольства политикой Путина на Западе.
В свою очередь, шведское руководство тоже не упустило возможности усилить свои позиции на фоне "русской угрозы". За счет демонизации России выгодно казаться слабым, тем самым оправдывая необходимость привлечения внешних сил и, самое главное, денег для защиты суверенитета.
В итоге, сомнительная информация о "российской подлодке" используется всеми заинтересованными сторонами в своих целях. И пока это у них вполне получается.
Наталья Степанова