Годовщина начала Майдана прошла с традиционной для победившей власти помпезностью. Как и в первую годовщину оранжевой революции, победившая часть общества пошла отмечать победу над второй половиной населения страны. Такой же пафос, однако гораздо более циничный. Все-таки первый майдан был мирным и безмятежным событием украинской истории. Второй майдан имел чудовищные последствия для всей страны, поэтому факельные шествия и цветы на могилу небесной сотни выглядели зловеще, как проявление оккультизма и некрофилии «обновленной украинской нации». Обструкция Порошенко со стороны членов семей погибших «героев майдана» стала очень символичной: она показала степень разочарования очередного поколения наивных мечтателей, мечтающих о европейском рае и честной власти.
Поговорим о том, какие результаты для страны принес второй майдан, помимо очевидного – войны на Донбассе и гибели более четырех тысяч человек. «Честная власть» обещала совершить рывок в экономическом развитии путем структурных реформ в экономике, включая налоговую реформу, реформу МВД, борьбу с коррупцией и многие другие перемены.
Однако посмотрим на объективные результаты работы «правительства камикадзе» и сделаем выводы относительно его эффективности. Промышленный рост за 2014 год составил минус 10 процентов. Во всем виновата война? Да нет, из общего числа остановившихся предприятий только 25 процентов находятся в зоне АТО. Спад производства наблюдается в абсолютном большинстве регионов. При этом уверенный рост демонстрирует только пищевая промышленность и связанное с ним сельское хозяйство, что свидетельствует о дальнейшей аграризации Украины, да и то эти показатели обеспечиваются лишь успехами родной для Порошенко Винницкой области, где все связанные с его семьей предприятия получили серьезную поддержку от государства.
В целом вся экономика погружается в процесс саморазрушения. Капиталы из страны выводятся с головокружительной скоростью. Рухнуло полтора десятка банков, половина предприятий страны убыточна, гривна упала вдвое, объем инвестиций упал на четверть. Но не это впечатляет. Впервые за всю историю Украины начался спад там, где его никогда не было – внутренняя торговля. Украинцы, привыкшие брезгливо отмахиваться от вакансий реализатора, скоро потеряют и эту возможность заработка – за год объем внутреннего торгового оборота упал на 7 процентов. Лакмусовая бумажка – протесты на крупнейшем рынке Восточной Украины в Харькове.
В этих условиях налоговая реформа Яценюка с сокращением поступлений в казну выглядит как плевок в сторону бюджетников. О повышении зарплат нет смысла и думать ближайшие несколько лет. Хотя бы не сократили еще больше.
Задолженность по заработным платам выросла более чем в два раза, с 1 млрд до 2,2 млрд грн. И хотя большую часть долга составляет невыплата денег жителям Донбасса, среди лидеров — Киевская и Харьковская области, где боевые действия не ведутся. Уровень безработицы вырос на полтора процента в стране, где тысячи взрослых мужчин ведут боевые действия по разным сторонам конфликта.
Внешнеторговый баланс страны снизился как в отношении экспорта, так и импорта, причем пострадало как европейское, так и российское направление. Хотя падение торгового оборота с РФ на 23 процента – логичный итог русофобии новой украинской власти. При том, что в основном Украина экспортировала свои товары в Россию, существенно превышая импорт. Разрыв с Россией ударил по украинскому производству, оставшемуся без рынка сбыта, в то время как Россия потеряет удобного поставщика, но легко найдет ему замену.
При этом в Верховную Раду вошли двенадцать богатейших людей страны, среди которых оказался сын Порошенко и свора спонсоров майдана, совокупный капитал которых составляет 30 процентов от необходимой для страны суммы на восстановление экономики. Национализация их предприятий – легкий и очевидный спонсор решить экономические проблемы, но этого не будет и этого не потребует ни один майдан. В стране на фоне ложной люстрации и чиновников в мусорных баках расцвело рейдерство, правительство захлестывают коррупционные скандалы, а между победившими майданными политиками уже разгорается нешуточная борьба за власть.
На фоне всего этого хочется спросить: а стоило оно того? Стоило мерзнуть на майдане, воевать с милицией и гибнуть на Институтской? Боюсь, этот вопрос никто из участников тех событий себе так и не задаст. Вместо этого будут призывы к новому майдану, который уже не состоится, поскольку уже не выгоден ни Западу, ни победившим олигархам. Будут истошные вопли бороться до конца за «идеалы майдана», «свободу» и прочее, но признать себя использованной туалетной бумагой вряд ли кто-то решится. Вряд ли кто-то осознает, кто ползал под пулями ради того, чтобы шоколадный король стал Президентом и что он не позволит себя «контролировать», тем более – сместить.
Наивные мысли о том, что теперь-то власть народная и честная продиктованы с телеэкрана и экрана монитора, где на фоне нещадных проклятий в адрес России каждый раз подчеркивается патриотичность и честность «новой власти». Люди так ненавидят Путина, что критику в адрес Порошенко считают предательством и сами не заметили, как стали частью тоталитарной системы, где существует официальная секта любителей Украины и революции достоинства, а все остальные – враги, подлежащие физическому уничтожению. Создав демонический образ Путина в своем сознании, народ не заметил, как создал в Украине его собственный аналог, который имеет больше влияния в обществе, чем даже Путин в России, поскольку ярых противников Путина разгонит милиция, противников Януковича разгоняли «титушки», а противников Порошенко разгонят тысячи бдительных граждан, так боящихся диктатуры и российской агрессии, что готовы убивать несогласных с их мнением.
Вот он, главный результат майдана. Жизнь в стране становится все хуже, причем катастрофически, год новой власти отметился страшными последствиями для населения, миллионами беженцев и десятками разрушенных городов. Но население счастливо. Оно гордится своей страной, чувствует гордость, уверенность в завтрашнем дне. И хотя перебои с электричеством, продуктами и отоплением отвлекают их от этой эйфории, в целом, радостные ощущения остаются стойкими. Особенно после просмотра телевизора. Поэтому на каждом углу граждане рисуют флаги, трезубцы, гордо одевают вышиванки, толпами поют гимн и декламируют Шевченко. Всему этому присуща одержимость и даже агрессивность, поскольку радикальная молодежь быстро объединила все это с нацистской символикой, идеологией ОУН-УПА и стала активно нести новую субкультуру по улицам и площадям страны.
Все, кто не охвачен этим гипнозом, бегут из страны или берутся за оружие, но это неважно, ведь главная цель выполнена. Майдан подарил народу Украины иллюзию счастья. Настолько прекрасную иллюзию, что она затмит все неудачи и провалы власти, станет оправданием нищеты и бедствий, гибели близких на войне и т.д. Стоило ли погибать на майдане ради этого? Если вы хотели стать адептом секты безумцев и войти в патриотическую нирвану – то да, согласен. Может быть, это единственный выход – забыть о реальности, когда она настолько ужасна.
Ярослав Лодыгин, Украина