Обнародованы главные итоги визита президента Путина в Узбекистан: Россия списывает Ташкенту долг в размере $865 млн и предоставляет возможность для создания зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). У Лукойла в Узбекистане также масштабный проект – строительство нефтеперерабатывающего завода стоимостью в $2,5 млрд.
Перед началом переговоров помощник президента Юрий Ушаков пояснил, что списание долга позволит России открыть новые кредитные линии для Узбекистана, в частности, в области торговли оружием. Уже в ходе переговоров Владимир Путин выразил надежду на то, что развитие военно-технического сотрудничества будет поддерживаться с обеих сторон. Ислам Каримов подтвердил, что выступает за "планомерное расширение контактов в этой важной сфере, прежде всего путем реализации ранее подписанных долгосрочных программ".
Москва всегда была основным поставщиком вооружений в регион, остается она им и сейчас, однако уже сталкивается с растущей конкуренцией со стороны государств как Запада, так и Востока. Эксперты по международным проблемам подчеркивают, что Вашингтон намерен без лишних слов консолидировать долговременные отношения в сфере безопасности со странами Центральной Азии на односторонней и многосторонней основе, в том числе с привлечением западных союзников. Такие связи включают боевую подготовку войск, обеспечение армии и внутренних силовых структур разнообразными видами вооружений, оперативное взаимодействие в ходе совместных учений и прочее. И, естественно, обучение местных кадров в США разным военным премудростям.
Представители Госдепартамента и других американских структур на протяжении последнего времени стали довольно частыми гостями в Ташкенте и других столицах центральноазиатских республик. Связано это, прежде всего, с выводом войск из Афганистана.
Летом в Ташкенте побывала старший директор отдела России Совета национальной безопасности США Селен Уолландер, а еще раньше – заместитель госсекретаря США Уильям Бернс. Последний предлагал создать на территории Узбекистана авиационный пункт технического обслуживания для обеспечения воздушных перевозок в Афганистан и обратно.
В Узбекистане американцев интересует авиабаза "Ханабад", которая была предоставлена им в 2001 году. Однако в 2005 году, после событий в Андижане, США были выдворены с территории страны за поддержку местных радикалов. В ответ Вашингтон ввел против Ташкента ряд санкций. Но через пять лет США, осознав свой просчет, стали добиваться возобновления сотрудничества с Ташкентом. У них есть также желание разместиться на узбекской авиабазе в Термезе, близ афганской границы.
Узбекистан американцами был выбран не случайно. В 2013 году страна вышла из состава ОДКБ. А в мае нынешнего года в Ташкенте открылось представительство НАТО. Специальный представитель генерального секретаря альянса по Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай на церемонии открытия штаб-квартиры пообещал, что его организация поможет Узбекистану провести военную реформу. Планируется модернизировать оборонные структуры страны, усовершенствовать систему военного образования.
В то же время, вопреки стереотипам, армия и силовые структуры Узбекистана все постсоветское время, не соблазняясь предложениями перейти на стандарты НАТО, предпочитали российское вооружение.
В Ташкенте есть вполне адекватное мнение, что вопросы военно-политического взаимодействия на двусторонней основе могут решаться более оперативно и эффективно. Есть опыт начала 1990-х, когда Ташкент и Москва успешно сотрудничали в таком режиме, "гася" гражданскую войну в Таджикистане. Есть и более поздний опыт сотрудничества, в деле помощи антиталибским силам в Афганистане. И это оперативно и эффективно делалось безо всякой привязки к первому Договору коллективной безопасности СНГ, подписанному в 1992 году в Ташкенте благодаря настойчивой инициативе президента Узбекистана. Российская сторона с этим положением согласна. Речь должна идти, скорее, о политическом взаимодействии и о совместной работе спецслужб в формате ШОС. К тому же штаб-квартира Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС располагается как раз в Ташкенте.
Ислам Каримов, политик опытный и мудрый, рассчитал правильно: если он будет опираться на помощь США и НАТО, ничто не спасет его от исламских экстремистов. А вот союз с Россией, партнерство в рамках ШОС дают гораздо больше шансов на стабильность в Узбекистане, к чему он стремится на протяжении всего своего президентства.
Ясно, что в битве за влияние в Центральной Азии Россия не может позволить себе расслабляться, позволяя другим игнорировать ее национальные интересы в этом жизненно важном регионе. Определенные шаги, направленные на укрепление своей позиции, уже делаются: визит в Ташкент, документы, подписанные там – ясное тому подтверждение.
Николай Хорунжий