Румыния необходима Соединенным Штатам лишь как большая военная база. На ее территории будут размещены американские вооруженные силы, которые должны быть готовы осуществить "гуманитарную интервенцию" против соседей Бухареста. В любой, угодный Вашингтону момент.
В 1941 году Гитлер бросил свои армии на Россию сразу по трем направлениям – северному, центральному и южному. Он считал, что лишь сокрушительный блицкриг вдоль всей границы способен нанести советской державе решающий удар. И хотя Третьему рейху уничтожить Советский Союз не удалось, опыт берлинского генштаба приняли на вооружение в Вашингтоне. Сегодня США оказывают жесткое давление на Россию по трем направлениям: северному – из Прибалтики, центральному – из Польши и южному – через Румынию.
Южное направление постоянно укрепляется. В 2015 году в Румынии должна завершиться модернизация вооруженных сил, после чего подготовка солдат и система командования станет полностью соответствовать стандартам НАТО, также на период до 2025 года рассчитана масштабная программа перевооружения. Премьер-министр Виктор Понта заявил, что, начиная с нынешнего года, страна будет регулярно увеличивать военные расходы: на эти цели уже ассигновано порядка 1,4 миллиарда евро, что крайне негативно сказалось на всем государственном бюджете. Объяснение — «В связи с украинским кризисом».
Сегодня объявлены 85 тендеров на покупку техники и вооружений: кроме строительства новой и модернизации существующей наземной инфраструктуры, речь идет о приобретении истребителей F-16, корветов для флота, самолетов румынского производства IAR-99 Hawk, также предусмотрено полное обновление систем связи (замена советского оборудования на американское системы BRASS), и создание инфраструктуры для ведения кибервойны. Румынских офицеров массово направляют в американские и натовские военные академии, в страну прибывают американские советники. Создается база для развертывания южной компоненты американской ПРО: первые ракеты «Иджис» должны быть размещены на базе в Девеселу уже в 2015 году.
И это, с точки зрения США закономерно. Ведь геополитическое положение Румынии делает эту страну необходимым элементом любой американской системы союзов в Европе. Парадокс: не по причине политики Бухареста, сколько в силу специфики окружения страны. Румыния нужна США в качестве площадки для развертывания собственных вооруженных контингентов, как инструмент реализации своей политики.
Во-первых, на глобальном уровне, Румыния призвана стать стойким и верным членом «клуба поклонников Америки». Того самого, который, как с печалью констатируют стратеги государственного департамента США, если не съеживается в своей численности, то, как минимум, стагнирует. Особенно заметно в сравнении с радужными прогнозами начала девяностых годов: тогда, согласно канонам «конца истории» и на подъеме «третьей волны демократизации» весь мир должен был стать американским, то есть принять «единственно правильную» политическую и социально-экономическую модель.
Поскольку этого не случилось, а в ряде регионов мира американская гегемония столкнулась с мощным отпором и конкуренцией, США перешли от стратегии «волны» к стратегии «опорных точек». Понимая, что им не удастся подчинить себе все и сразу, сделали упор на ключевых странах во всех критически важных регионах. Эти государства Збигнев Бжезинский назвал «странами-стержнями», влияние в которых позволит создать костяк американской сети союзов. Именно таким «стержнем» американского влияния на перекрестке нескольких, определявших собственную стратегическую идентичность регионов – Центральной Европы, Балкан, постсоветского пространства и западного Причерноморья – должна, согласно американскому замыслу, стать Румыния.
Во-вторых, Румыния нужна США в качестве «голоса» Америки в Брюсселе – для того, чтобы контролировать и, в случае необходимости, накладывать вето на все не согласованные с Вашингтоном и невыгодные для него решения органов Евросоюза. Дело в том, что европейские сообщества создавались во многом по американскому сценарию: объединенная Европа должна была упростить процесс контроля и управления странами Старого Света из-за океана, что удавалось на протяжении нескольких десятилетий.
Однако, как только исчезла советская «угроза», Европа начала возвращаться к естественному для себя партнерству с Востоком континента, а через Россию — с Азией, причем часто в ущерб привилегированным трансатлантическим связям. Без «железного занавеса» США оказались в Европе не только не нужны, но зачастую и мешали возвращению к подлинному единству континента. Попытки лидеров ЕС – Франции, Германии и Италии – препятствовать подчинению интересов Европы стратегической выгоде США пересекались. Иногда — со скандалами.
Но со временем Вашингтон начал использовать рассчитанную на более длительную перспективу стратегию их нейтрализации — с использованием государств «новой Европы». Американские протеже – чаще всего Польша, страны Прибалтики и Румыния – став полноправными членами ЕС, обрели право не только участвовать в процессе выработки решений, но и накладывать на них вето по первому звонку из Вашингтона. Именно поэтому их членство в ЕС важнее и во многом выгоднее США, чем им самим и странам, по меткому выражению Дональда Рамсфельда, «старой Европы».
В-третьих, Бухарест важен для США на региональном уровне: в качестве цербера своих восточноевропейских соседей. Потому что абсолютно все эти соседи являются для США «проблемными», и происходит это именно из-за их отношений с Россией. На Капитолийском холме и в Лэнгли твердо убеждены: без Румынии стратегию сдерживания России с помощью нового «железного занавеса» реализовать просто невозможно.
К северо-западу от нее находится становящаяся все более евроскептической Венгрия, которая не только страдает из-за санкции, но также ищет стратегическую альтернативу полному подчинению Германии, что естественным образом находит понимание в Москве. К западу – Сербия, исторически и культурно близкая России страна, аутсайдер на обочине европейской истории. К югу – Болгария, которая в докладе Марка Леонарда и Нику Попеску о степени влияния России в разных странах ЕС числится сразу после греческого и киприотского «троянских коней» как «дружественный прагматик», то есть страна «высокого риска» и во всех отношениях «подозрительная». К Востоку от Румынии – Молдавия, а к северо-востоку Украина, то есть государства, в которых идет открытая борьба за установление американского господства. Таким образом, все соседи Румынии «интересны» для США, и без нее не удастся «решать вопросы» с ними в нужном для Вашингтона ключе. Именно поэтому Америка считает: ей следует разместить в этой стране свои силы в таком количестве, чтобы с помощью местных контингентов создать для себя возможность в любой момент осуществить «гуманитарную интервенцию» против каждого из соседей Румынии.
Бухарест – необходимый Вашингтону союзник. Без него несколько критически важных для Соединенных Штатов частей Европы останется вне американского контроля. Без подчинения себе территории Румынии и создания арсенала инструментов для управления политикой Бухареста, цель существования НАТО – по выражению его первого генерального секретаря, лорда Исмея, «Держать Америку в Европе, Россию – вне Европы, а Германию – в узде» — достигнута не будет.
И тогда Европа пойдет своим путем. Но путь этот лежит на Восток, что совершенно неприемлемо для Вашингтона.
Якуб Корэйба