Давосский вояж Порошенко

703186547_430x323Риторика Порошенко в Давосе была дежурной: все смертные грехи валить на Россию. При этом украинский президент имел вид просящего подаяние. Впрочем, именно на него он и рассчитывал. Однако ни госсекретарь США Джон Керри, ни премьер-министр Китая Ли Кэцян, ни глава МВФ Кристин Лагард, хотя и слушали внимательно, все же не прослезились и кредитов не пообещали.

Всемирный экономический форум был традиционно посвящен актуальным геополитическим вызовам и угрозам. Совершенно очевидно, что сегодня главная угроза для стран Европы – это, конечно, Украина, объятая голодом, холодом, общественной и политической нестабильностью, не говоря уже о жестокой гражданской войне. Открыто говорить об "украинской опасности" не принято, но разговоры в давосских кулуарах шли, в основном, о вооруженном конфликте в Донбассе и о том, "что из этого может выйти".

На повестке дня встречи украинский вопрос не стоял: Москва заранее дала понять, что эту тему обсуждать не собирается. Кроме того, президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев от участия в форуме отказались.

Зато приехал президент Украины Петр Порошенко, которого сразу же освистали активисты антивоенной организации. Зная стиль поведения украинского гаранта, всюду изображающего из себя миротворца, они заранее подготовили соответствующие плакаты и лозунги, очень нелицеприятные. Кощунственно, но руководитель государства, чьи руки по локоть в крови соотечественников, приехал, чтобы прочесть студентам лекцию ''о мире''. Возмущенная молодежь демонстративно покидала зал.

Давосская речь Порошенко была подготовлена слабо, да и актерского мастерства ему явно не хватало – Станиславский бы точно произнес своё знаменитое "Не верю!". Он смело послал с трибуны в зал свой императив: ''Мир должен поверить в Украину", а потом добавил громкие, но избитые слова: "Терроризм – проблема всего мира, и мы победим в этой битве, только если будем едиными". Далее последовала фраза почти чеховская: "Украина стала сильнее, но сейчас она переживает агрессию не только в Крыму, но и на значительной части территории Донецкой и Луганской областей. Около девяти тысяч российских военных находятся на территории государства'' (у классика такой неорганичный ход сознания отражен в рассказе "Жалобная книга": "Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа". Доказательств присутствия российских военных, да еще в таком количестве, разумеется, приведено не было.

Показывая с трибуны Всемирного экономического форума кусок изрешеченного металла и представляя его как фрагмент пассажирского автобуса, обстрелянного 13 января под Волновахой, Порошенко попытался изобразить на лице скорбь: ''У меня тут часть автобуса. И тут есть следы российской ракеты, которая попала в людей. Для меня это символ террористических атак против моей страны. Такой же символ, как террористическая атака, которая была совершена под руководством российского офицера, когда сбили малайзийский самолет"… Риторика дежурная: всё валить на Россию. Но, обвиняя, Порошенко выглядел так, как будто просит подаяние. Впрочем, именно на ''подаяние'' он и рассчитывал, однако госсекретарь США Джон Керри, премьер-министр Китая Ли Кэцян, глава МВФ Кристин Лагард, хотя и слушали внимательно, но никто не прослезился и кредитов не пообещал.

Планируя поездку в Давос, Порошенко, видимо, посчитал, что, если в эти дни его не будет в пределах отечества, то обвинять в новом наступлении на Донбасс, нарушающем минские договоренности, его не станут. А там – победа скрасит все! Но этот "оптимистичный" сценарий развернулся в иную сторону. Ополчение Донбасса не только отбило все атаки, но и начало успешное контрнаступление, которое привело к многочисленным потерям в рядах нацгвардии. Украинские вооруженные силы потеряли контроль над аэропортом Донецка – важной стратегической точкой Донбасса, и все попытки отбить его были безуспешными.

После этого Киев наконец ''увидел'' план Путина по урегулированию конфликта, предложенный 15 января, и решил взять его за основу. Вопрос только в том, согласится ли ополчение Донбасса в очередной раз подписывать перемирие с украинской стороной, для которой все договоренности, обещания, законы – пустой звук.

Очередной провальный ''блицкриг'' в Донбассе сделал неактуальной давосскую встречу президента с мировой финансовой и политической элитой. В его заверения о том, что Украина стремится к реформам, вряд ли кто поверил. Конечно, если бы наступление в Донбассе шло по киевскому плану и ополчение оставило бы подконтрольные территории, козырь оказался бы в руках Киева: чем не повод просить помощь, как финансовую, так и политическую?

Но схема устарела, Киев потерпел очередное поражение, на этот раз дипломатическое. Масла в огонь подлил глава ДНР Александр Захарченко, сообщивший о настоящих потерях украинской армии (т.н. ''киборгах'') в Донецком аэропорту, о том, как украинское командование посылает неподготовленных солдат ''на убой''.

Украинское общество начало прозревать. Доверия к политикам и украинским СМИ у народа больше нет, и это поставило под угрозу срыва очередную войну мобилизации: потенциальные призывники массово бегут в Россию и Польшу.

Волонтер Юрий Касьянов охарактеризовал происходящее так: ''Правда одна – идет жестокая война. Где свежие бригады и армейские корпуса?.. Где обещанный центр разведки имени Смешко?.. Последние события на фронте говорят о том, что у нас нет даже необходимых тактических резервов для локализации активности противника''.

На этом фоне и депутаты Верховной рады стали открыто выступать против политики Порошенко. Так, Сергей Пашинский заявил, что киевская власть готова к введению военного положения. Мнения президента, который продолжает настаивать, что происходящее в Донбассе – это не война, а "антитеррористическая операция", уже никто не спрашивает.

Осознавая череду провалов своей политики, Порошенко вынужден быть покинуть Давос уже в день открытия форума, поскольку его пребывание там стало бессмысленным. Вероятно, в ближайшее время от него можно ждать заявления о том, что ''российско-террористические войска намного превосходят вооруженные силы Украины'', после чего появится очередной ''мирный план''. Порошенко сильнее, чем когда-либо чувствует, что президентское кресло под ним шатается.

Мария Шулякова

Источник