Добровольческие батальоны Украины на минувшей неделе получили приказ покинуть до 1 апреля зону так называемой "антитеррористической" операции, однако Киев им – не указ, его команды игнорируются.
Речь идет о батальонах, сформированных украинскими олигархами из националистов-радикалов. Эти формирования не входят в состав вооруженных сил и отказываются подчиняться приказам военного руководства страны. "Позиция неповиновения" дает понять, что "хозяева" добровольческих батальонов, мягко говоря, не торопятся выполнять волю президента Порошенко и его команды.
С того момента, когда на юго-востоке страны началась война, в среде крупных политиков и бизнесменов появилась мода на собственные мини-армии. Начало этому тренду положил олигарх Игорь Коломойский, губернатор Днепропетровской области (теперь уже бывший). Он организовал батальон "Днепр", и за ним последовали остальные. Всего таких "карманных армий" насчитывается, как минимум два десятка.
Эти батальоны прозваны "карательными" за чудовищную жестокость. Но вот теперь, когда реализуются мирные договоренности "нормандской четверки" и частные армии остались не у дел, они начали разлагаться. Сегодня на востоке страны рыскают многочисленные шайки вооруженных бандитов, готовых за умеренную плату убить кого угодно.
Естественно, они подчиняются только своим хозяевам. В зоне силовой операции эти частные батальоны выполняют функцию заградотрядов, но при этом не гнушаются грабежами и убийствами. На этом поприще особенно отличаются члены экстремистской организации "Правый сектор".
Военные эксперты называют добровольческие батальоны "иррациональной армией". То есть, армией, не имеющей иного предназначения, кроме как убивать. И все равно, кем будут эти жертвы: военными или гражданским, своими или чужими. Им приходилось убивать и украинских солдат, отказавшихся стрелять в мирных жителей, и детей, и стариков, и собственных провинившихся однополчан.
Страны Запада и Россия неоднократно предупреждали Украину о том, что подобные карательные батальоны представляют серьезную опасность для страны. Но украинское руководство поняло это только после того, как партикулярные силы решили выступить против действий правительства.
"Верхушка" не на шутку испугалась: спонсор этих батальонов-извергов олигарх Коломойский, финансирующий также и "Правый сектор", может легко устроить переворот и даже захватить власть.
Терять Коломойскому уже нечего, после всего, что он натворил. Хотя он и лишился кресла губернатора, его личная власть никуда не делась, он по-прежнему остается хозяином Днепропетровщины, и его батальоны – залог этой власти, пока они существуют – он "на коне". Так что олигарх до последнего будет вкладывать в них деньги, которые в итоге, к месту сказать, оборачиваются прибылью.
Украинский политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко убежден, что спонсоров у так называемых добровольческих батальонов, в том числе и у "Правого сектора", 7несколько, и Коломойский – главный из них. "Правый сектор" предоставлял, среди прочего, и услуги по "отжиму собственности". Как рассказал эксперт, в самом начале формирования "Правого сектора" проект курировал глава СБУ Валентин Наливайченко, сотрудничающий с ЦРУ. Деньги поступали из США, а новобранцы тренировались в лагерях на территории Польши и Литвы. Потом к финансированию подключился и олигархат.
Но время нужды в добровольческих батальонах закончилось, и с ними надо что-то делать. Отдавая приказ о разоружении этих формирований, креативные генералы из украинского командования решили "задобрить" головорезов заманчивыми, как представлялось, перспективами: за выполнение приказа и выход из зоны конфликта им предложили влиться в вооруженные силы Украины. Но "добровольцы" только посмеялись над такой альтернативой и заявили, что подчиняются одному Дмитрию Ярошу. Ответа Генерального штаба Украины на это дерзкое заявление экстремистов не последовало.
Лидер "Правого сектора" Ярош тоже не остался без внимания: ему предложили занять высокую должность в министерстве обороны Украины. Эту информацию подтвердил советник главы МВД Антон Геращенко: "Дмитрию Ярошу поступило предложение от президента занять должность в министерстве обороны". Это был очередной реверанс украинских властей экстремистской организации, которая не только отвергает предложенные условия, но даже не идет на малейший компромисс.
Более уступчивым оказался батальон "Айдар", который обычно ставят рядом с "Правым сектором" по причине его "непокорности" центральной власти. Но руководство "Айдара" все же смогло договориться с Киевом о своей легализации. Правда до этого айдаровцы прошли по Киеву с протестами, пригрозив политикам очередным майданом. Батальон расформировали, но все его бойцы вошли в состав вооруженных сил Украины как 24-й отдельный штурмовой батальон Сухопутных войск.
С "Правым сектором" этот фокус не удался: его позиция остается неизменной. "Мы с самого начала говорили, что ни минские договоренности, ни какие-то другие договоренности с Россией или с кем-то еще не действуют", – заявили представители батальона, которые предпочли сохранить свой изначальный статус.
Трагедия заключается в том, что, имея могущественных покровителей и спонсоров, эти неуправляемые батальоны убийц не несут никакого наказания. Киевские власти никогда не смогут разоружить их, и, скорее всего, вооруженные до зубов люди разбредутся по Украине и будут зарабатывать на жизнь привычным делом: насилием и грабежами. Терять этой "иррациональной армии" нечего.
Ирина Дмитриева