Полигон НАТО за соседним забором

Масштабные военные учения — это подготовка к военному вторжению в Россию или демонстрация страха перед ней?

poligon_nato_620Польша и страны Прибалтики стремительно превращаются в полигон НАТО. В понедельник, 8 июня, они выступили принимающей стороной учений НАТО Saber Strike, на которые прибыли 6 тыс. солдат из стран Балтии, США, Дании, Норвегии, Финляндии и Германии, танки «Абрамс», бомбардировщики B-52, штурмовые самолеты A-10. Уже во вторник в польском городе Жагань стартовали первые полигонные учения сил быстрого реагирования НАТО Noble Jump.

В учениях задействованы 2,1 тыс. солдат — аэромобильные части из Чехии и Нидерландов, механизированная пехота из Германии и Норвегии, танкисты из Польши, артиллеристы из Бельгии и вертолеты из США. Все эти маневры — часть серии масштабных учений НАТО Allied Shield («Союзнический щит»), которые проходят в конце мая — начале июня в Восточной Европе. Кроме Saber Strike и Noble Jump в программу также входят BALTOPS 2015 и Trident Joust.

Морские учения BALTOPS 2015 проходят с 5 по 20 июня в Балтийском море. В Гданьском заливе сейчас находятся 40 военных кораблей и 5 тыс. военнослужащих из 17 стран НАТО. Кроме этого, 2 июня в Эстонии состоялись двухдневные учения ВВС НАТО BRTE XX с участием Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, а также авиации НАТО, британских и итальянских истребителей Eurofighter Typhoon, финских F-18, немецких Panavia Tornado.

К слову, центральный полигон сил обороны Эстонии, ставший местом проведения BRTE XX, находится менее чем в 200 км от российской границы и в 350 км от Санкт-Петербурга, а учения Saber Strike 2015 проходили на полигонах Пабраде и Гайжюнай в 100 км от Калининградской области. Такую активность НАТО вблизи своих границ Россия не может игнорировать, к тому же учения явно направлены против нее, хотя официально это, разумеется, нигде не произносится.

Армия и политика

Военные учения, проводимые и силами НАТО, и российской армией, это нормальная практика, но сейчас, на фоне геополитического противостояния России и Запада, украинского кризиса и русофобской истерии в странах Прибалтики и Польше, они стали восприниматься иначе.

Если проанализировать динамику и географию учений НАТО за последние три года, то легко проследить тенденцию этого года. Самые крупные учения НАТО в 2013 году — это две проверки сил быстрого реагирования Noble Ledger в Норвегии и Steadfast Jazz в Польше и Прибалтике, в них участвовали примерно по 6 тыс. военнослужащих. Самые масштабные международные маневры 2014 года — норвежские Cold Response (16 тыс. человек), американские Bold Aligator (14 тыс.), польские Anakonda (13 тыс.) и британские Joint Warrior 13 тыс. Численность задействованных в Saber Strike сил в 2014 году составила 4700 человек, в Steadfast Jazz — около 6 тыс. человек. В мае 2015 года в учении Siil в Эстонии были задействованы уже около 13 тыс. человек. Стартовавший Allied Shield («Союзнический щит») в полной мере продемонстрировал намерения альянса. Сейчас НАТО начинает подготовку к масштабным учениям для 25 тыс. военнослужащих, которые пройдут в Испании, Португалии и Италии. В 2018 году в Норвегии также ожидаются крупные маневры.

Стоит добавить, что весной в столицу Латвии были доставлены танки из США M1A2 «Абрамс» и БМП «Брэдли», призванные усилить обороноспособность страны в рамках постоянной ротационной операции Atlantic Resolve, хотя НАТО официально и не создает военные базы в Прибалтике.

Истинные цели

Североатлантический альянс официально обозначает цель Allied Shield следующим образом: «Все эти учения носят оборонительный характер и являются частью мер укрепления безопасности НАТО в связи с вызовами на южной и восточной периферии». О каких вызовах идет речь, догадаться несложно.

Войска США постоянно оказываются в Прибалтике и Польше под разными предлогами, и они вполне могут там закрепиться, так как принявшие их страны не обладают суверенитетом и не могут сами принимать решения.

Константин Соколов, вице-президент Академии геополитических проблем, замечает: «Под маркой совместных учений натовские войска входят в Эстонию, Литву, Латвию, Польшу, Украину. Они несут угрозу, создавая общий фон для распространения агрессии на территорию Белоруссии и России. Не случайно выбираются именно постсоветские республики», — предупреждает Константин Соколов. Под политику НАТО хорошо ложится и закон, не так давно подписанный президентом Петром Порошенко, разрешающий допуск миротворцев на Украину. В сентябре войска альянса ждут во Львовской области для проведения совместных учений, уже с апреля там работают американские военные инструкторы.

Попытка силового давления на Россию связана и с провалом политики санкций в отношении нашей страны, которые не смогли повлиять на ее позицию. Перед саммитом G7 в Штутгарте состоялась пресс-конференция, на которой глава Пентагона Эштон Картер заявил, что экономические санкции против России оправдывают свое существование, но не могут гарантированно «удержать Владимира Путина от политики, которая была продемонстрирована в Крыму в прошлом году».

«Воинственные заявления лидеров США на полях саммита G7 — это один из элементов американской пропаганды, но они нужны не столько для того, чтобы не напугать Россию, а чтобы поддерживать готовность Европы к агрессивным действиям», — уверен Константин Соколов.

Звучали в Германии со стороны США и призывы к странам НАТО разработать комплексный ответ на украинский кризис — не только политического, но и военного характера. По словам Минобороны США, страны альянса должны проводить военные учения в Европе, чтобы противостоять России.

Из этой же серии и доклад председателя Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерала Мартина Демпси, в котором говорится о возможности размещения в Европе или Азии ракет, ориентированных на российский ядерный потенциал. Все это заставляет аналитиков предполагать возможность военного конфликта между НАТО и Россией.

Россия ответит

Так, обозреватель The Centre for Research on Globalization Стивен Лендман пишет, что цель военных учений НАТО у границ РФ и «лживой» риторики Вашингтона — втягивание Москвы в военный конфликт с целью «свергнуть Путина и поставить во главе России марионеточное правительство». Сценарий крайне маловероятный, но Стивен Лендман всерьез говорит о наличии условий для начала Третьей мировой войны. По его мнению, маневры НАТО в Прибалтике и Польше являются провокацией в отношении России и означают подготовку к войне.

«Неудивительно слышать такие заявления, но дело в том, что у НАТО нет потенциала для нападения на Россию, вместо этого у альянса есть огромный страх перед ней. Конечно, НАТО — это 28 стран, и их совокупный бюджет на армию и вооружение превосходит аналогичный бюджет России в разы, но военная мощь измеряется не военными бюджетами, а физически существующей техникой. Кроме того, у самих европейцев нет готовности воевать», — уверяет Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа. По его словам, Россия ежегодно проводит одно-два учения, масштаб которых превосходит все учения НАТО за год, и поэтому нет никакой угрозы для нашей страны.

Военные учения НАТО действительно пока уступают российским. Весной 2014 года в России состоялись антитеррористические учения с участием около 150 тыс. военнослужащих, и такие учения проводятся не первый год. В течение последних двух лет в России состоялись шесть масштабных учений, в каждом их которых приняли участие от 65 до 160 тыс. военнослужащих.

Официальная позиция России в этом отношении остается твердой. МИД РФ четко дал понять, что, по мнению нашей стороны, наращивание военной активности вблизи российских границ не способствует восстановлению доверия в Евроатлантике. По словам Сергея Лаврова, «ответ Москвы на наращивание военной активности НАТО у российских границ будет адекватным».

Дарья Андреева

Источник