Еще несколько недель назад некоторые политологи уверяли, что для Кыргызстана нет, как таковой, угрозы со стороны боевиков «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Безопасность в стране под удар, по их мнению, ставят лишь политические элиты, готовые в борьбе за власть на многое. Другие же эксперты говорили, что маленькая среднеазиатская республика вполне может стать плацдармом для распространения этой заразы в регионе. Судя по всему, именно они и оказались правы.
В канун празднования Орозо-айта, 16 июля, в Бишкеке была проведена крупная контртеррористическая операция. Во время штурма было задержано несколько человек, подозреваемых в экстремистской деятельности. Остальные боевики, засев в одном из домов частного сектора, оказали активное сопротивление сотрудникам спецподразделения Госкомитета национальной безопасности «Альфа» и спецотделу быстрого реагирования Министерства внутренних дел КР. Все они были уничтожены. «Обнаружено и изъято шесть автоматов АК, один АКСУ, пять пистолетов ПМ и ТТ, большое количество гранат и боеприпасов, а также 500 килограммов аммиачной селитры для самодельного взрывного устройства», – говорится в сообщении ГКНБ.
Правоохранители установили, что все бандиты являлись членами ИГИЛ. Главарь террористической группировки – гражданин Казахстана Жанболат Амиров, ранее осужденный в КР и находившийся в официальном розыске за совершение побега из мест лишения свободы. Банда готовила серию терактов, в частности планировала взорвать несколько автомобилей, начиненных взрывчаткой на главной площади Бишкека во время праздничного намаза, куда традиционно собирается не одна тысяча верующих. Также радикально настроенные головорезы хотели совершить налет на российскую авиабазу, расположенную близ столицы.
«Установлено, что данная подпольная террористическая группировка вынашивала и осуществляла подготовку совершения террористических актов 17 июля – в день Орозо-Айта, праздника по случаю завершения мусульманского поста, в местах массового скопления людей и авиабазы Министерства обороны РФ, дислоцированной в городе Кант Чуйской области на севере республики», – рассказали в ГКНБ.
О том, какую реальную угрозу для Кыргызстана, переступившего порог ЕАЭС, и наших партнеров по таможенному и экономическому альянсу, представляют радикально настроенные боевики ИГИЛ, а также, как попытаться спастись от быстрорастущей террористической заразы, размышляет эксперт по вопросам безопасности политолог Токтогул Какчекеев.
– Произошло то, что должно быть произойти. Это настоящий первый боеконтакт с игиловцами. Срочность проведения и внезапность позволяла спецназу закрыть пути отступления и не дать скрыться преступникам. Страшно представить, что бы произошло, не сработай спецслужбы и спецназ так профессионально. Помимо огромного числа жертв среди мирного населения, эта страшная трагедия позволила бы проявиться массовому недовольству с выдвижением требований отставки государственной власти и руководства силовых структур и таким образом приблизить час захвата власти. Это вполне бы устроило и внешних «игроков», наградивших преступника с пожизненным сроком Азимжана Аскарова (несколько дней назад он удостоен премии «Защитник прав человека» Государственного департамента США. Это вызвало дипломатический скандал: Киргизия заявила, что в одностороннем порядке выйдет из соглашения о сотрудничестве с США. – Ред.). Таким образом, они бы могли попытаться вернуть регион себе под контроль.
– В таком случае кто же все-таки стоит за происшедшим?
– На самом деле корни этой проблемы глубоки. Эта старая история, касающаяся ислама в Средней Азии до революции 1917 года. Сначала было басмаческое движение при поддержке Англии и Турции, затем была программа холодной войны в противопоставлении мусульман и коммунистической идеологии. После развала Советского Союза эта разрушительная программа с помощью друзей США на Ближнем Востоке – саудидов, катарцев, иорданцев, турок – плавно перешла в другое, не менее разрушительное русло. Они сумели построить по всему миру большое количество мечетей, медресе, исламских институтов и университетов, обучающих тысячи молодых людей фундаментализму. Проще говоря, именно Америка и ее ближневосточные друзья запустили этот адский механизм.
– Насколько высока вероятность того, что боевики повторят свою провалившуюся попытку, попытаются, так сказать, взять реванш?
– На самом деле, боеконтакт с игиловцами и есть продолжение давно начатого. Вспомните вторжение ИДУ в Баткене, взрывы в Оше и Бишкеке. А религиозное сопротивление законам светской власти о браке и семье, халал пищи, открытие молельных комнат для правоверных мусульман в парламенте, публичные чтения Корана в государственных учреждениях, насаждение мусульманской одежды и хиджабов и т. д.? Всё это создает почву для восприятия ИГИЛ как освободительного движения против «неверных», иногда и с антирусским звучанием. Эти выверты в обществе сопровождаются поддержкой НПО и других грантоедов.
[caption id="attachment_3264" align="aligncenter" width="500"] Перед штурмом гнезда террористов...[/caption] [caption id="attachment_3263" align="aligncenter" width="500"] ...И по его завершении[/caption]– Как вы считаете, Токтогул, столь открытое появление приверженцев ИГИЛ в Кыргызстане является признаком наступления боевиков к границам ЕАЭС?
– Безусловно. Нет сомнений, что их цель не только мы, но и наши соседи. На нашей стране они не остановятся. Они выбрали Киргизию не случайно: мы только заканчиваем процесс вхождения в Евразийский экономический союз и пока наши границы не очень защищены.
– Некоторые эксперты до последнего времени утверждали, что ИГИЛ не представляет угрозы для нашей страны. Теперь всем видно – она есть, да еще какая. Можете определить ее примерные масштабы для нас и наших соседей?
– ИГИЛ – это подпольное оружие массового поражения в этноконфессиональном выражении. Оно может поразить неугодные США мусульманские страны, Среднюю Азию, в КНР – Синьцзян-Уйгурский автономный район, а в Российской Федерации – районы с населением, преимущественно исповедующим ислам, – Поволжье, Кавказ. Надо отдавать себе полный отчет в том, что Киргизия - это всего лишь полигон для апробации. Руководство страны сейчас остро ощущает эти угрозы, и поэтому реформа силовых структур осуществляется с учетом этого фактора.
Угроза ИГИЛ более чем реальна, в составе этой террористической организации находятся цвет вооружённых сил и спецслужб Ирака, специалисты из ЕС, США. Мы стоим на пороге нового, страшного витка в истории.
– Что, на ваш взгляд, следовало бы делать властям Кыргызстана и нашим союзникам, в том числе и России, чтобы не допустить распространения этой заразы дальше?
– Политическим лидерам и их представителям надо перестать заигрывать с религией и связывать её догмы с национально-культурным наследием. Придерживаться исключительно принципов светской власти, ко всем нарушителям законов принимать меры, в том числе и депортировать из страны с пожизненным запретом на въезд. Необходимо также пересмотреть список всех зарегистрированных религиозных исламских организаций и НПО. Лиц, причастных к незаконной регистрации, привлечь к уголовной ответственности.
Нельзя также забывать и о необходимости сотрудничества между государствами в этих вопросах. Тут уместно вспомнить недавнее заявление министра иностранных дел РФ С. Лаврова о том, что «главный наш враг – "Исламское государство"».
Только сообща, только вместе мы сможем побороть этот страшный, смертельный вирус под названием «исламский терроризм» в обличии ИГИЛ.
Ирина Забнева