Новый договор по ПРО должен учитывать интересы всех сторон

52b25e74-c36f-6dd2-c36f-6dddabd7b8ea.photo.0В августе–сентябре 2015 года первый наземный операционный комплекс системы ПРО США на румынской военно-воздушной базе (ВВБ) Девеселу на юге страны будет официально передан под полный контроль Пентагона. К концу года он заступит на боевое дежурство с 24 противоракетами "Стандарт" SM-3 Block IB, став первым элементом наземной системы ПРО США в Европе.

Комплекс в Девеселу будет работать в тесном взаимодействии с корабельными группировками ВМС США, развернутыми в Средиземном и Черном морях.

Сооружение второго наземного операционного комплекса системы ПРО США на территории Польши (в Редзиково под Слупском) начнется в 2016 финансовом году. На нем будут установлены новые ракеты-перехватчики "Стандарт" SM-3 в модификации Block IIA, способные перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты, как это показывают разработки исследовательского отдела американского Университета штата Юта.

Предположительно через 7–10 лет или даже раньше Соединенные Штаты произведут больше ракет-перехватчиков глобальной системы ПРО наземного и морского базирования, чем останется у России стратегических ядерных носителей в соответствии с положениями Пражского договора СНВ-3 после его полной реализации. К этому времени США будут располагать 2400 ракетами-перехватчиками всех видов базирования и функционального предназначения против 700 развернутых носителей СНВ России. Прикрывшись мощным противоракетным щитом, Соединенные Штаты могут нанести первый ядерный удар по любому из семи государств, которые перечислены как объекты "инициативного" ядерного нападения в их "генеральном плане ведения ракетно-ядерной войны".

В этом году американцы впервые отреагировали на российские замечания о возможности использования ими универсальных пусковых установок вертикального запуска Mk-41, первоначально предназначенных для размещения ракет-перехватчиков противоракетной системы ПРО, под загрузку крылатых ракет "Томагавк", которые однозначно относятся к классу наступательных и весьма дестабилизирующих вооружений.

Как известно, крылатые ракеты наземного базирования запрещены Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года, который является бессрочным. Существует реальная возможность загружать в размещаемые на суше универсальные пусковые установки противоракетных комплексов в Румынии и Польше не только оборонительные ракеты-перехватчики системы ПРО и крылатые ракеты повышенной дальности, но и в перспективе ударное гиперзвуковое высокоточное оружие, также большой дальности.

Наземный вариант системы ПРО, который устанавливается США на территории Румынии и Польши, повторяет аналогичную корабельную пусковую установку "Иджис" крейсеров типа "Тикондерога" и эсминцев типа "Арли Берк". В шахты этой установки могут загружаться четыре различных типа ракет: перехватчики системы ПРО, противокорабельные, противолодочные и зенитные управляемые ракеты (до 120 единиц на крейсерах и до 96–98 на эсминцах). Хотя все такие ударно-боевые средства имеют собственные программы запуска и управления огнем, они, тем не менее, могут загружаться в любом наборе в одни и те же пусковые корабельные шахты в зависимости от задач, которые ставятся перед каждым боевым кораблем. Поэтому такие установки и называются универсальными.

Пусковая установка для запуска ракет-перехватчиков на операционных базах США в Девеселу и Редзиково может быть использована и для загрузки крылатых ракет "Томагавк", которые таким образом можно будет классифицировать как крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ).

В перспективе примерно через три-четыре года, когда ВС США будут поставлены гиперзвуковые высокоточные ракеты, предусмотренные стратегией нанесения "Молниеносного глобального удара", в пусковые установки американских комплексов ПРО в Девеселу и Редзиково могут быть установлены и эти ракеты новых типов.

Соединенные Штаты испытывают системы ПРО трех различных эшелонов боевого применения: ЗРК "Пэтриот", ракет-перехватчиков ПРО ТВД наземного базирования типа THAAD для перехвата баллистических и крылатых ракет на заключительной фазе их полета и ракет-перехватчиков "Стандарт" SM-3 последних разработок. Кроме того, продолжается поиск оптимального места для развертывания третьего позиционного района на континентальной части США под установку системы ПРО наземного базирования. Планируется установить все 44 ракеты-перехватчика в 2017 году. Реальна возможность подавляющей концентрации ударно-боевых средств ПРО США и их союзников в Мировом океане, где будет сосредоточено до 95% американских ракет-перехватчиков.

Кроме того, в феврале этого года были проведены летные испытания ракет-перехватчиков морского базирования с использованием программы одновременного распознавания трех баллистических целей. Испытаны противоракетные средства с одновременным перехватом и уничтожением до четырех целей в виде баллистических и крылатых ракет. Появились образцы противоракет, оснащенных разделяющимися ударно-кинетическими головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН).

Американская сторона по-прежнему утверждает, что она развертывает не глобальную систему ПРО, а только региональные структуры. В то же время Управление ПРО Министерства обороны США продолжает привлечение союзников по НАТО к расширению сотрудничества в сфере противоракетной обороны. Созданы и действуют соответствующие командно-штабные структуры США и НАТО. В марте этого года США предложили всем странам Трансатлантического альянса приобрести у них полностью работоспособную систему ПРО. Предлагается присоединиться к четырем странам (Испания, Польша, Румыния и Турция), уже предоставившим свою территорию под базирование на ней оперативных противоракетных комплексов США. В Японии введена вторая мобильная РЛС ПРО США в Киогамисаки на юге страны. Продолжается кооперация США с Израилем в области усовершенствования системы израильской ПРО "Железный купол", "Праща Давида", а также совместные испытания израильской системы ПРО "Эрроу-3". Расширяется взаимодействие Пентагона с государствами зоны Персидского залива по развитию их системы противоракетной обороны. В ОАЭ будут поставлены все средства мобильной системы ПРО ТВД типа THAAD, то есть РЛС, средства управления и ракеты-перехватчики, необходимые для укомплектования двух батарей.

Обращает на себя внимание майское заявление заместителя госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер, которая в осторожной форме высказалась за возможность разработки нового договора по ПРО между Москвой и Вашингтоном. Каких-либо обстоятельных разъяснений с американской стороны по этому поводу не последовало. Таким же образом американская сторона так и не раскрыла содержание "кооперативной системы ПРО", которую она якобы намеревалась создать с Россией. Де-факто и не собиралась в течение долгих консультаций, которые велись до их полной остановки 12 лет.

Действительно, новый договор по ПРО нужен, но на многосторонней основе, который вводил бы лимиты на ударно-боевые средства ПРО и разрешал бы иметь их только на национальной территории с ограниченным количеством ракет-перехватчиков, которые можно было бы развертывать в Мировом океане только у своих морских рубежей. Разумеется, на основе взаимности, при условии полного вывода тактического ядерного оружия США из Европы и решения других проблем в сфере контроля над вооружениями.

Николай Хорунжий, независимый обозреватель

Источник