 На прошлой неделе польский городок Пененжно «прославился» решением местных властей снести памятник дважды Герою Советского Союза генералу армии Ивану Даниловичу Черняховскому. Чем же помешал памятник советскому герою, освобождавшему Польшу, и почему сейчас историческая память для поляков представляет лишь «ценность металлолома»?
На прошлой неделе польский городок Пененжно «прославился» решением местных властей снести памятник дважды Герою Советского Союза генералу армии Ивану Даниловичу Черняховскому. Чем же помешал памятник советскому герою, освобождавшему Польшу, и почему сейчас историческая память для поляков представляет лишь «ценность металлолома»?
Единственный сохранившийся в Польше памятник генералу Черняховскому в местечке Пененжно на севере страны давно уже был бельмом на глазу для антироссийских кругов. То некие неизвестные лица краской его обольют, то граффити распишут, а то к визиту российской делегации «красную свинью» подложат. Разговоры о необходимости снести памятник советскому герою шли и со стороны местных властей.
Проблема упиралась лишь в отсутствие денег. Может быть, памятник в кустах на окраине городка и продолжал бы стоять, если бы не позиция Варшавы, решившей поддержать начинание по дальнейшему демонтажу исторической памяти поляков. Власти дотационного городского поселения, вместо того чтобы решать социальные проблемы горожан, с какой-то болезненной одержимостью взялись за снос памятника советскому герою-освободителю.
В конце прошлой недели к памятнику была стянута техника, вокруг расставлены строительные леса. Под камеры местных телекомпаний на голову советского генерала накинули петлю, после чего бронзовый барельеф был оторван от стелы. С мемориала демонтировали и плиты с надписями, напоминавшими о заслугах перед поляками советского военачальника, погибшего 18 февраля 1945 года, когда по пути на передовую командующий 3-м Белорусским фронтом был тяжело ранен.
На месте его гибели в 1970-е годы по просьбам тогдашних польских властей был установлен памятник. Надписи на плитах мемориала оканчивались словами: «На вечную память герою – население Ольштынской земли». Эти буквы уже демонтированы, демонтированы вместе с памятью о том, кому поляки обязаны своим освобождением от немецкой оккупации. В тот мрачный период в истории Польши погибло и умерло около 6 миллионов её граждан (более 21 процента населения).
Именно войсками 3-го Белорусского фронта под командованием генерала Черняховского была освобождена Восточная Пруссия, большая часть которой впоследствии по доброй воле ненавистного нынешним польским политикам Иосифа Сталина отошла Польше, в том числе и город Пененжно. Хотя у этих земель могла быть и иная судьба. Ныне вместо благодарности имя советского военачальника предано анамефе. А памятник герою, по словам бурмистра Пененжно, теперь имеет для них «ценность металлолома».
Не буду распространяться о юридической стороне вопроса. Она, между прочим, чётко регулируется российско-польским соглашением от 1994 года о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий. Дело в другом – в предательстве исторической памяти, некогда связывавшей наши народы братскими узами, в угоду сиюминутным политическим интересам, в стремлении угодить новому заокеанскому «другу». Ещё в апреле глава МИД России Сергей Лавров заявил, что знает, «какую работу американцы проводят по (европейским) столицам», требуя ускорить снос памятников героям Второй мировой войны.
Где же, братья-поляки, ваше чувство национальной гордости, которым вы так кичитесь, если позволяете собой манипулировать?
Александр Александров

