Своими действиями в Сирии Россия показала всему миру, что она не бросает союзников. В стратегическом плане Москва получила результат, к которому российское руководство шло все годы сирийского кризиса. 30 октября на переговорах в Вене девятнадцать государств договорились сохранить единую Сирию, уничтожить «Исламское государство» (ИГ) и поддержать сирийских беженцев, а также принимающие их страны. Судьбу Сирии будут решать сами сирийцы: власти и оппозиция создадут единое правительство, примут конституцию и проведут выборы.
Участникам переговоров, правда, не удалось прийти к согласию в отношении президента Башара Асада, но смещение главы сирийского государства уже не выдвигается Вашингтоном как предварительное условие для начала международной борьбы с террористическими группировками в Сирии. В итоговом коммюнике участники венских переговоров зафиксировали согласие вести борьбу с террористами «по общим спискам». Уничтожению подлежат все экстремистские силы, признанные решениями Совета Безопасности ООН террористическими. ИГ стоит во главе этого списка, министр иностранных дел РФ Лавров предлагает провести дополнительные консультации для того, чтобы дополнить этот перечень и другими организациями, «которые пока еще не включены в ООНовские списки, но являются явно террористическими». Война в Сирии наконец-то признана борьбой законного сирийского правительства с оккупантами-террористами.
Операция российских ВКС будет продолжена. Однако в понимании того, каким образом другие страны могут принять участие в вооруженной борьбе с ИГ на территории Сирии, пока ясности нет. Кремль с самого начала предлагал Белому дому договориться о координации действий, но в Вашингтоне от этого отказываются.
В то же время вмешательство России заставляет Вашингтон пересмотреть некоторые свои планы в отношении Сирии. США, как уже сказано, отступили от жёсткой линии в вопросе о будущем Башара Асада. Для сохранения своей международной репутации американцы вынуждены будут признать и успехи России в борьбе с терроризмом. В сутки российская авиационная группа наносит столько же ударов по террористам, воюющим с правительством Асада, сколько американская коалиция за месяц. «Ни один из наших союзников по НАТО, - писало 23 октября американское издание Business Insider, - не сможет повторить успехи русских в небе».
За месяц самолеты ВКС РФ уничтожили более 1600 объектов инфраструктуры ИГ. Российская авиагруппа совершила за это время 1391 боевой вылет. В числе уничтоженных объектов - пункты управления, лагеря для подготовки террористов, склады боеприпасов и топлива, опорные пункты и полевые лагеря террористов.
Русские не делают различия между террористическими группировками, отмечает CounterPunch, в Сирии российская авиация «стирает их в порошок». «Ни у кого, кто следил за событиями в Сирии в течение последних трех недель, не остается сомнений в происходящем: Россия последовательно уничтожает наемников Вашингтона, методично помогая отбивать ранее захваченные террористами районы. Это усилило позиции Асада в Дамаске и порвало политику американской администрации в клочья», - пишет CounterPunch.
Америка терпит в Сирии тройное поражение: американцы не смогли произвести смену режима в Дамаске, провалили войну своей коалиции с «Исламским государством» и заставили сомневаться в своей способности к лидерству на Ближнем Востоке. Россия, наоборот, восстанавливает свое влияние в регионе. Ситуация в Сирии заметно меняется к лучшему. Правительственные войска освобождают один район за другим. Боевики несут большие потери, сдаются в плен. Так, в провинции Кунейтра в районе Голанских высот правительственным войскам сдался целый отряд «спецназа» ИГ, на счету которого теракты в городе Эль-Хасаке и подрыв правительственных зданий в Дамаске, сообщил источник в военной разведке Сирии.
И что показывают допросы взятых в плен террористов? Многие из них прошли курс подготовки в лагерях, созданных на востоке Сирии, где американские инструкторы обучали их тонкостям диверсионно-подрывной работы. В других лагерях, на западе страны, боевиков готовили к захвату состоящих на вооружении сирийской армии оперативно-тактических ракетных комплексов. И опять же этим занимались американские инструкторы. Получается, что речь идет не об «умеренной оппозиции», а о защите подконтрольных американским спецслужбам групп террористов. Такой вывод можно сделать и на основе других данных.
После того как ВКС начали наносить в Сирии удары, боевикам стали поступать противотанковые ракеты американского производства. В.Путин 22 октября назвал эти поставки противотанковых комплексов «большой ошибкой США». Тем не менее через несколько дней Пентагон объявил о начале поставок в Сирию оружия, которое, как заверяют в Вашингтоне, будет передаваться «заслуживающим доверия элементам». Одновременно было объявлено об отправке в Сирию 50 американских спецназовцев.
Впрочем, решение США разместить в Сирии спецназ на политику России, призывающую объединить усилия для борьбы с терроризмом, не повлияет. «Наша позиция не изменилась, - заявил по итогам переговоров в Вене 30 октября Сергей Лавров. - Наша задача — в том, чтобы найти общего врага и бороться с ним». В МИД РФ, видимо, исходят из того, что президент Обама вряд ли откажется от своего обещания не допустить участия американских солдат в наземной операции в Сирии. Однако теперь хозяин Белого дома уже не столь категоричен в этом вопросе. Появились признаки того, что он может отказаться от своих прежних решений в отношении Сирии и Ирака.
По крайней мере, Вашингтон начал рассматривать новые варианты военных действий на Ближнем Востоке. Среди них - развертывание в Сирии ограниченных контингентов сил специального назначения, переброска в Ирак боевых вертолетов, а также дополнительных систем обнаружения целей передового базирования. Если эти планы действительно направлены на борьбу с ИГ и другими террористическими группировками, то Россия готова к координации военных операций. Лишь бы эти замыслы Пентагона не оказались элементом недобросовестной конкуренции там, где о ней и речи не должно быть.
Николай Бобкин