Прогноз, неоднократно высказываемый нами ранее, к сожалению, оправдывается в полной мере. Терроризм, воспринимаемый в России как абсолютное зло, во многом остаётся не только прямым порождением политики США, но и эффективным инструментом реализации их внешнеполитических задач. Несмотря на успехи сирийских правительственных сил, внешние спонсоры в полной мере пользуются предоставленной передышкой для качественного усиления подконтрольных им террористических банд (здесь и далее не идёт речи об оппозиционных группировках, делом доказавших своё стремление вернуться к мирной жизни и присоединившихся к режиму прекращения огня).
События начала апреля подтвердили чётко обозначившуюся в предыдущем месяце тенденцию на резкое усиление запрещённой в России группировки «Джебхат ан-Нусра». После освобождения сирийской армией Пальмиры и Эль-Карьятейна террористы связанных с ней формирований резко активизировались на севере страны, прежде всего в районе Алеппо. Примечательна информация Минобороны России о том, что южнее и западнее северной столицы Сирии террористы полностью подчинили себе группировки, ранее объявившие себя «умеренной оппозицией» и присоединившиеся к перемирию.
В начале апреля Сирийская арабская армия отражала атаки боевиков в северо-западной провинции Латакия. 4 апреля группировка «Джебхат ан-Нусра» перешла в наступление на позиции правительственных войск в районе населенных пунктов Брайдж-эр-Рих и Хандрат, о чём была проинформирована американская сторона. Впрочем, в тот же день в Москве были вынуждены констатировать отсутствие заинтересованности Вашингтона в сотрудничестве по Пальмире. «С сожалением констатирую, что особого энтузиазма и предметного заинтересованного подхода к возможному подключению к решению задач по гуманитарному разминированию, в чем уже напрямую задействовано профильное подразделение Минобороны России, мы не почувствовали с американской стороны», – заявил замглавы МИД России Сергей Рябков. По мнению дипломата, «американцам трудно оспорить, что освобождение Пальмиры стало очень значимым событием, и, наверное, в значительной мере поменяло расстановку сил во внутрисирийском конфликте в целом». И далее: «Политическая линия, включающая, с одной стороны, попытку представить позицию России применительно к сирийским делам как не во всем соответствующую интересам США и других участников возглавляемой США коалиции, продолжает определять поведение американских представителей, работающих со своими российскими коллегами».
Отсутствие желания наших американских партнёров нанести «Джебхат ан-Нусре» и «Исламскому государству» неприемлемый урон не должно никого удивлять. Так, некоторое время назад из иракских источников стало известно о том, что отдел по делам обороны при посольстве США в Багдаде официально запросил у иракских властей разрешение на пролёт двух самолётов над Телль-Афаром в северо-западной провинции Ниневия, находящейся под контролем «ИГ». Ещё в октябре 2014 года боевики данной группировки утверждали, что получили в своё распоряжение сброшенные с воздуха американские оружие и боеприпасы, якобы предназначавшиеся курдским бойцам на севере Сирии.
Обе запрещённые во многих странах террористические группировки – ИГ и «Джебхат ан-Нусра» – активно используют оружие американского производства, так что причиной для беспокойства является далеко не только этот инцидент. Информация о том, как смертоносный груз перебрасывается на Ближний Восток, содержится, в частности, в недавнем отчёте британской информационной службы Janes, содержащем как конкретные типы вооружений, так и маршруты их транспортировки. Согласно официальному сайту федеральных госзакупок США (Federal Business Opportunities), за последние полгода Командование морских перевозок ВМС США размещало по крайней мере две заявки на перевозку «военных грузов, содержащих взрывчатые вещества» из Восточной Европы: одну 3 ноября 2015 года, а вторую – 5 февраля 2016 года.
Первая заявка была 19 ноября выдана компании Transatlantic Lines; грузовое судно Geysir вышло 5 декабря из румынской Констанцы в иорданскую Акабу с грузом из 81 контейнера (общий вес 994 тонны), причем половина должна была быть выгружена в Акабе, а другая – на турецкой базе Агалар (в окрестностях Ташуджу на южном побережье близ Мерсина).
Позднее состав груза в заявке был конкретизирован, в основном это оружие и боеприпасы советского или восточноевропейского производства. Здесь и патроны калибра 7,62x39 и 7,62x54 миллиметра (около 200 тонн), и патроны к крупнокалиберным пулеметам калибров 12,7 и 14,5 миллиметра (487 тонн). Также в списке числятся 82-миллиметровые минометные мины и выстрелы к гранатометам РПГ-7. В списке оружия – автоматы, обозначенные в категории как «АК-47» (вероятно, те или иные модификации 7,62-миллиметрового автомата Калашникова), пулеметы ДШК и ПКМ, а также гранатометы РПГ-7. Особое место занимают пусковые установки противотанкового ракетного комплекса «Фактория» и ракеты 9М111М к нему.
Вторую заявку 25 февраля выдали компании Schuyler Line Navigation, чье судно Corsica вышло 28 марта из болгарского Бургаса в Акабу, на пути к которой был зафиксирован 4 апреля. Состав груза (117 контейнеров общей массой до двух тысяч тонн) по этой заявке не разглашался, однако вряд ли это была кока-кола. Несмотря на то, что конечные получатели груза в документах держится в секрете, с высокой вероятностью ими являются представители «Джебхат ан-Нусры» и аффилированных группировок, и ранее получавших поддержку американцев. Даже если предположить спорадические разногласия между «неумеренными» и «умеренными» из «сирийской свободной армии», то и в этом случае первым перепадала как минимум половина груза. Прибывшее с подачи США оружие могло быть использовано в ходе атаки Тель Аль-Ииcа 3 апреля, которая, как и множество других нападений (о некоторых из них речь ниже), стала бесспорным нарушением режима превращения огня. Несмотря на то, что роль Турции и США здесь более чем очевидна, западные «мозговые центры» заранее сваливают на Россию ответственность за более чем вероятный срыв сирийского перемирия и за нежелание создавать условия для прочного мира...
Реальность, конечно, полностью противоположна этим пропагандистским измышлениям. 4 апреля ранним утром бандформирования «Джебхат ан-Нусры» при поддержке танков и артиллерии атаковали позиции правительственных войск на севере и северо-востоке города Алеппо с целью рассечь правительственные войска и установить контроль над дорогой на Африн. Одновременно в городе Алеппо до 200 боевиков при поддержке танков, боевых машин пехоты и РСЗО из районов Ашрафия и Аш-Шабаби с применением турецкого оружия атаковали курдские отряды самообороны в квартале «Шейх Максуд». Сирийская армия и курдское ополчение отбили с потерями атаки боевиков.
5 апреля боевики «Джебхат ан-Нусры» сбили в небе над Алеппо истребитель-бомбардировщик сирийских ВВС; пилот попал в плен. Сирийские СМИ сообщают о наличии на вооружении боевиков поступающих в основном из Турции ПЗРК, противотанковых управляемых ракетных комплексов и средств поражения воздушных целей, которые они пытаются применять против правительственных войск и ВКС России.
6 апреля после артподготовки террористы подконтрольных «Джабхат ан-Нусре» бандформирований общей численностью до 1,5 тыс. человек при поддержке 3 танков и 20 автомобилей с установленными на них крупнокалиберными пулеметами из районов Ашрафия и Аш-Шабаби города Алеппо снова напали на район Шейх Максуд. В результате обстрелов погибли 18 мирных жителей, среди которых дети, а также 11 бойцов курдских отрядов самообороны. Ранения различной степени тяжести получили 36 человек. В тот же день террористы «ИГ» безуспешно атаковали сирийский военный аэродром «Думейр», расположенный в 40 километрах от Дамаска.
8 апреля в Алеппо джихадисты в очередной раз использовали химическое оружие, в результате чего погибли несколько человек из числа гражданского населения. По словам официального представителя курдских сил самообороны Редура Хелиля, несмотря на заключение перемирия, атаки на курдов не прекращались: турецкая сторона и их сторонники не придерживаются перемирия. Ранее при атаке на авиабазу в Дейр-эз-Зоре боевики «ИГ» применили иприт. Впрочем, данная информация, по всей видимости, не заинтересовала американскую сторону, так как очередное военное преступление совершили «хорошие парни».
9 апреля формированиями «Джебхат ан-Нусра» и «Джунд аль-Акса» совместно с «Ахрар аш-Шам», «13-й дивизией Свободной армии Сирии», «Фала каш-Шам» и «Аджнад аш-Шам» была захвачена стратегическая объездная дорога, по которой снабжались всем необходимым расположенные в Алеппо правительственные войска и оставшееся мирное население города. В течение недели для усиления группировки «Джебхат ан-Нусра» в районе Алеппо с других направлений было переброшено более 1,5 тысяч боевиков. По оценке военного эксперта Александра Жилина, через западные ЧВК на северо-запад Сирии только за одну неделю было переброшено 8 тысяч террористов. Ответные действия ведут отряды движения «Хезболла», иракской военной организацией «Харакат ан-Нуджаб», 154-й бригады сирийской арабской армии и бойцы иранского Корпуса стражей исламской революции.
Пути проникновения террористов в Сирию
В последующие дни боевики террористической организации «Джебхат ан-Нусра» продолжили обстрелы населенных пунктов и позиций правительственных войск с целью срыва режима прекращения боевых действий в провинциях Алеппо, Хомс и Латакия. Возможные планы наступления сирийской арабской армии на контролируемые боевиками районы Алеппо не могли не встретить решительного противодействия Вашингтона и Анкары, имеющего комплексный характер.
6 апреля западные страны заблокировали в СБ ООН предложенный Россией проект заявления с призывом обеспечить максимально представительный характер предстоящего раунда межсирийских переговоров. Одновременно представитель США в ООН Саманта Пауэр призвала Россию оказать давление на сирийское правительство, с тем чтобы Дамаск разрешил гуманитарный доступ в некие «заблокированные районы». При этом в ход пошли душещипательные истории о якобы умершем от голоде мальчике, фотографией которого потрясал госпожа Пауэр. По географии упоминаемых представителями США районов можно делать выводы о том, где дела у террористов обстоят неважно. Так что можно предположить, что и сейчас в портах Европы снаряжаются для отправки в Сирию суда с оружием и боеприпасами советского и восточноевропейского производства, непригодное ни для Иордании, ни для Турции, реализующей свои стратегические цели в полном соответствии с планами Вашингтона…
При посредстве Анкары в 1990-е годы оружие различного происхождения перебрасывалось на Кавказ, должно быть, в интересах обеспечения «стратегической глубины». Так, ещё до распада СССР Турция импортировала оружие советского образца из арсеналов армии бывшей ГДР, приобретя у Германии военную технику советского производства более чем на 800 млн. долл. Истинная цена этого оружия была намного выше, что стало причиной крупного правительственного скандала, приведшего к отставке министра обороны ФРГ. В 1994 году Анкара закупила у России оружия на сумму 500 млн. долл. Все это оружие, общая реальная цена которого превышает 3 млрд. долл., было передано Турцией дружественной ей кавказской стране, что оказало заметное влияние на соотношение сил между сторонами нагорно-карабахского конфликта.
Как было указано выше, советское и восточноевропейское оружие и сегодня активно поступает в Сирию через турецкую территорию. В настоящее время Турция снабжает террористическую группировку «Джебхат ан-Нусра» оружием и боевиками через районы Сирии, где находится подконтрольная США оппозиция, сообщил 11 апреля начальник главного оперативного управления Генштаба ВС России генерал-лейтенант Сергей Рудской.
«Турецкое руководство не столько борется с радикалами, сколько сотрудничает с ними», - заявил 14 апреля Президент России Владимир Путин. Неоднократно отмечавшаяся российским руководством роль «наследников блистательной Порты» в резкой эскалации карабахского конфликта, помимо внутренних факторов, также может быть обусловлена их долгосрочными целями в Сирии. Попытки поиска политического решения конфликта в рамках Женевского переговорного процесса, призыв членов СБ ООН привлечь к переговорам сирийских курдов, намерение России сохранить ключевые элементы своего военного присутствия в Сирии способны поставить турок в сложную ситуацию.
Имеющиеся у России два пункта базирования (морской в Тартусе и авиационный на аэродроме Хмеймим) согласно распоряжению Президента России, «будут функционировать в прежнем режиме», контролируя сирийское воздушное пространство средствами ПВО. Переброска в Сирию российских военных вертолётов и иные предпринимаемые меры препятствуют планам Турции создать на севере страны террористический анклав, защитив его «бесполётной зоной» по ливийскому образцу. Стремление Турции, ведущей жестокую войну против собственного курдского населения, обеспечить себе «стратегическую глубину» в этой связи вполне объяснимо. Более того, оно носит системный и последовательный характер: если в 1992 году турецкие офицеры и генералы принимали активное участие в разработке боевых операций и обучении штурмовых и диверсионных подразделений азербайджанской армии, то сегодня планы по завоеванию Карабаха могли разрабатываться в Баку при непосредственном участии турецких штабистов.
Война на Южном Кавказе блокирует воздушный коридор, используемый ВКС РФ для переброски сил в Сирию, и этот фактор может стать особенно критичным в случае начала операции сирийской арабской армии при поддержке ВКС России по освобождению Алеппо от поддерживаемых Анкарой террористов. Блокирование воздушного коридора через Каспий затруднит логистические связи России с Сирией, что исходит из интересов как Реджепа Эрдогана, так и его сложных американских партнёров. Напомним, ранее командующий объединенными силами военного блока НАТО в Европе генерал Филип Бридлав заявил: несмотря на политические разногласия двух стран из-за ситуации вокруг Сирии, отношения США и Турции в военной сфере остаются «очень прочными».
Как мы видим, эти связи проявляют себя в самых разных формах, прямо способствуя эскалации конфликтов на Кавказе. Кроме того, по данным ливанского издания Ad-Diyar, в настоящее время боевики при помощи Турции восстанавливают свои силы и восполняют нехватку оружия (о возможных источниках его поступления упоминалось выше). Более того,при поддержке со стороны США турки начали вступать в ряды вооружённых оппозиционных отрядов: таким образом Вашингтон стремится усилить радикальную часть сирийской «оппозиции» перед очередным раундом женевских консультаций. Достичь этого возможно, только возобновив военные действия в Алеппо: «Турки решили воспользоваться перемирием, чтобы основательно подготовиться к новому нападению на Россию, открыв свои склады с боеприпасами и оружием для сирийских боевиков. Чтобы отвлечь внимание русских, Анкара спровоцировала конфликт в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном. Турецкий след в этой вспышке напряжённости отчётливо просматривается».
13 апреля The Wall Street Journal со ссылкой на нескольких чиновников в США и за их пределами сообщила о возможной реализации плана «Б», в соответствии с которым ЦРУ усилит вооружением так называемую умеренную оппозицию. Предполагается что в случае срыва перемирия, на что системно и последовательно работают американцы и их союзники, террористы получат зенитные орудия для ударов по самолетам и артиллерийским позициям правительственной армии, а также различные системы ПВО, способные угрожать российской боевой авиации (вплоть до зенитно-ракетных комплексов). Ранее при посредничестве США оппозиция приобрела установки залпового огня «Град». При этом издание справедливо отмечает, что план «Б» обсуждался еще в феврале – до начала перемирия, но окончательный перечень вооружения, которое получат повстанцы, еще не утвержден. Это, впрочем, не означает, что оно уже не стреляет: представитель Пентагона подтвердил решимость «поддерживать проверенные сирийские оппозиционные силы», разумеется, под предлогом ведущейся в основном в пропагандистских реляциях «борьбы с ИГ». Силы, заметим, способные перекрашиваться в зависимости от обстоятельств. По информации The Wall Street Journalпредстоящие операции обсуждались в ходе встреч руководителей разведывательных ведомств на Ближнем Востоке, причём Турцией и Саудовской Аравией были получены предварительные гарантии от ЦРУ на расширение поддержки «умеренной сирийской оппозиции».
13 апреля в Сирии состоялись парламентские выборы, обозначившие стремление граждан страны решать проблемы мирного восстановления страны. США заранее отказались признавать итоги голосования, делая упор на формировании по итогам женевских консультаций некоего «переходного управляющего органа», что лишний раз подчёркивает их последовательную ставку на разрушение сирийской государственности. «Усилия американцев в разрешении конфликта – всего лишь видимость, – отмечает ливанская As Safir. – На самом деле, цель США – затянуть переговорный процесс в Женеве, превратить его в пустую бесцельную болтовню. Вашингтон, делая вид, что всячески способствует женевским переговорам, намерен любым способом сдержать принятие решения по выходу из кризиса. Более того, американцам невыгодно полное истребление террористов в регионе. Наоборот, они сделают все возможное, чтобы контролируемая перманентная борьба с террористами продолжалась до тех пор, пока не наступит более благоприятное время для принятия такого решения, которое будет отвечать их интересам».
Несмотря на то, что для России существует только один план, связанный с политическим урегулированием конфликта, необходимо чётко понимать, что россияне и их союзники столкнулись в Сирии с де-факто террористической коалицией под руководством США, преисполненных решимости девальвировать итоги пятимесячной операции российских ВКС в Сирии. Её цели неизменны – продолжение войны «до победного конца» любыми средствами, вплоть до падения Дамаска. После неизбежного нарушения перемирия террористами с неизбежностью усилится американская накачка их современным оружием. Неизбежно усилится угроза Кавказу и Центральной Азии, при том, что более 2 тысяч боевиков и 17 полевых командиров – выходцев из России и других стран СНГ – было уничтожено в ходе военной операции РФ в Сирии. Надежд на то, что кто-либо на Западе по достоинству оценит жест доброй воли со стороны России, сократившей военное присутствие в Сирии, изначально не было никаких.
Пальмиру называли «сирийским Сталинградом», обозначившим качественный перелом в ходе военных действий. Тем не менее, война далеко не закончена, и на попытки Запада с новой силой разжечь огонь в Сирии необходим адекватный и недвусмысленно жёсткий ответ.
«В ближайшие дни мировое сообщество станет свидетелем ожесточенного и масштабного боя в Алеппо. Цель операции под непосредственным прикрытием российской авиации с воздуха – полностью уничтожить боевиков или заставить их сдаться. И пока эта цель не будет достигнута, мира ждать не стоит. Нет сомнения, что стороны будут биться не на жизнь, а на смерть, так как очевидно, что время на исходе для каждой из сторон», – пишет As Safir. Операции в провинции и городе Алеппо, способные изменить баланс между повстанцами и правительственными войсками, должны сыграть решающую роль в определении направления гражданской войны в Сирии, отмечают, в свою очередь, эксперты аналитического центра Stratfor. Так называемая «эр-риядская группа» продолжает выступать в Женеве с абсурдными требованиями, однако ход консультаций будет определяться исключительно соотношением сил на поле боя. Освобождение Алеппо и затем Идлиба резко снизит деструктивное влияние Эр-Рияда и Анкары, будет способствовать успеху женевских консультаций, приблизит хотя бы относительный мир в стране. Можно с уверенностью сказать, что ход сражений за Алеппо в ближайшие недели и месяцы во многом определит будущее не только Сирии, но также и сопредельных регионов.
Андрей Арешев
Фото на главной странице сайта, AFP: боевики «Джебхат ан-Нусры в Алеппо направляются к линии фронта