Объединенная система ПВО России и Армении: о чём спор?

pvo1506163 июня на своем очередном заседании Комиссия по внешним связям Национального Собрания Армении одобрила включение в повестку парламента соглашения «О создании Объединенной региональной системы ПВО в кавказском регионе коллективной безопасности между Россией и Арменией».

Данное событие стало стартом по сути антироссийской информационной кампании в «независимой прессе» Армении.

В чем суть претензий к вышеупомянутому соглашению, предъявляемых различного рода «гражданскими инициативами» и неправительственными организациями? Каковы аргументы оппонирующей стороны?

Наиболее системно претензии к соглашению были сформулированы координатором программ неправительственной организации «Союз информированных граждан» Даниэлом Ионнисяном:

(1) якобы в тексте соглашения прописано, что в случае военной угрозы, так же, как и угрозы «военно-политической», расположенные на территории Армении войска ПВО РА и РФ должны действовать скоординировано и не могут совершать самовольные действия. В то же время, для того, чтобы избежать «несанкционированного» использования зенитных установок одной из сторон, в соглашении дополнительно указаны «операции» по предотвращению подобных случаев. Более того, даже в мирное время войска ПВО поддерживают полную автономность только в вопросе организации «повседневной» деятельности (в остальных вопросах автономность весьма снижена). И если в мирное время стороны могут частично самостоятельно контролировать свои собственные силы ПВО, то во время военной, или, как указано в соглашении, «военно-политической» угрозы, они этой независимости лишены.  Точнее, одна из сторон (предполагается, что именно армянская), якобы лишается автономности,

(2) 6-я статья устанавливает иерархию управления совместными действиями дислоцированных в Армении войск ПВО РА и РФ. Согласно указанной иерархии, общую координацию совместной деятельности будет осуществлять командующий ВВКО РФ, общее руководство действиями будет осуществлять командующий войсками ЮВО, и только непосредственное руководства действиями, выпадет армянской стороне в лице командующего ПВО. То есть, вышестоящее командование сил ПВО Армении (общая координация и управление) передается РФ. Другими словами, во время военной или «военно-политической» угрозы управление ПВО Армении будет в руках России. Следовательно, с болью должны признать, что соглашение, в какой-то степени делает Армению похожей на Южную Осетию и Абхазию, некоторая часть силовых структур которых официально стала филиалами (подразделениями) российских силовых структур.

Однако, кроме вышеупомянутой политико-правовой аргументации оппонентов ратификации соглашения, есть и эмоционально-политическая составляющая, которая базируется на антироссийской позиции конкретного индивидуума либо структуры. В частности, внефракционный депутат парламента, возглавляющий карликовую партию «Свободные демократы» Хачатур Кокобелян надеется, что Армения не ратифицирует соглашение. По его словам, даже во властных кругах говорят о его опасности. «Существует одна важнейшая проблема: эти документы создают преграду между системами безопасности Армении и Арцаха (Нагорного Карабаха)», – отметил он, добавив, что это непозволительно. Кокобелян считает неубедительной справку Минобороны РА относительно соглашения по коллективной системе ПВО с Россией. «Мои опасения еще более углубились. Так или иначе все мы знаем, что оно не будет распространяться на систему ПВО НКР, однако данным документом это закрепляется еще раз, я считаю это непозволительным», – отметил Кокобелян, добавив, что они будут голосовать против принятия этого документа. «Национальное собрание не должно принимать документы, разделяющие системы безопасности РА и НКР», – считает он.

«Территория Армении как отдельный регион включена в зону ответственности Южнокавказского военного округа России», – утверждает, в свою очередь член фронта общественного спасения «Новая Армения» Варужан Аветисян. «То есть, этим соглашением мы становимся подкомпонентом, действующим в подчинении вооруженных сил другого государства. Это прямое посягательство на управление нашими вооруженными силами и наш суверенитет», - продолжает активист, представляющийся и как член гражданской инициативы «Мы – хозяева нашей страны». Напомним, что примерно год назад, эта нигде не зарегистрированная (также как и «Новая Армения») инициатива была среди главных организаторов акций протеста против повышения тарифов на электроэнергию со стороны российской компании «Электрические сети Армении». Данные события освещались в международной прессе под условным названием «Электромайдан» или «Электро-Ереван».

Резюмируя аргументацию оппонентов вышеупомянутого соглашения, можно констатировать, что в основном они обращают внимание на то, что соглашение «О создании Объединенной региональной системы ПВО…» якобы препятствует сопряжению и взаимодействую систем ПВО Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской республики. Кроме того, по их мнению, армянская сторона лишается возможности самостоятельно принимать решения по защите своего воздушного пространства. Наконец, координация и управление силам ПВО Армении (общая координация и управление) передается РФ, и таким образом, в период военной или «военно-политической» угрозы, управление ПВО Армении будет в руках России.

Второй и третий пункт этих опасений условно объединяется под термином «угроза суверенитету». И этот именно пункт системно педалируется со стороны противников ратификации соглашения, а в устах некоторых экзальтированных персон от политики ратификация представляется как «предательство» или для пущей убедительности как «предательство национальных интересов».

Сторонники ратификации соглашения указывают на то, что данный документ является логическим продолжение армяно-российского военного сотрудничества в сфере ПВО, которое началось в 1995 году, было продолжено в 1998 году и далее поступательно развивалось. Создание объединенной системы с Россией не лишит армянскую ПВО самостоятельности. Об этом, в частности, заявил председатель постоянной Комиссии по обороне, национальной безопасности и внутренним делам Корюн Наапетян (представитель правящей Республиканской партии Армении). «Армения имеет свою систему ПВО и не теряет ее самостоятельность. Формирование новой объединенной системы позволит укреплению и повышению боеспособности нашей защитной системы... Это взаимовыгодное соглашение, которое нужно рассматривать с точки зрения поддержания армянских интересов», – сказал Наапетян. По его словам, заявления со стороны некоторых политических и общественных деятелей о том, что контроль над армянскими ПВО переходит к России, не соответствуют действительности. Депутат от оппозиционной фракции «Процветающая Армения» Микаел Мелкумян полагает, что новое соглашение об объединенной ПВО позволит стране воспользоваться дополнительными техническими возможностями. «Наша система противовоздушной обороны остается со своей структурой управления. В Кавказском регионе формируется дополнительный элемент, который не связан ни с ОДКБ, ни с СНГ, а между Россией и Арменией», – отметил Мелкумян. По его словам, согласно новому соглашению Армения получает тот технический элемент, которого сейчас у нее нет. В результате этого страна получает возможность более широкого «поля зрения».

Глава оппозиционной парламентской фракции «Армянский национальный конгресс» Левон Зурабян в интервью «Радио Азатутюн» отметил, что фракция пока детально не рассматривала вопрос ратификации. В то же время предварительное ознакомление с текстом соглашения свидетельствует о том, что в случае ратификации документа и вступления его в силу ПВО Армении получит большие дополнительные технические возможности, которые могут быть предоставлены мощными российскими радарами. Последние, по его словам, обладают возможность отслеживать ситуацию в регионе Южного Кавказа, но и в прилегающих регионах (Чёрное море, Ближний Восток и пр.).

По мнению заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна, соглашение о создании объединенной системы ПВО двух стран не повредит суверенитету Армении, и, в частности, независимости воздушного пространства. «Это возможность очень детально изучить окружающую нас территорию. То есть, у нас самих пока нет тех возможностей, которые предоставляет техника России», – добавил Кочарян.

Наиболее последовательным в отстаивании ратификации соглашения из непарламентских политических деятелей выступает экс-министр обороны страны (1999-2000 гг.), генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян. Естественно, что мнение военного, закончившего три военные академии, представляется наиболее профессиональным. По его мнению, соглашение исходит из интересов Армении, в том числе и потому, что Азербайджан выходит и из системы ПВО СНГ. Координация, о которой идёт речь в статье 6, относится не к России и Армении, а к другим системам, которые входят в противовоздушную оборону. Координацию Армении, Казахстана и Беларуси берет на себя Россия. Это естественно, потому что вся система ПВО – российская, советская, включая системы вооружений и другие средства. Кроме того, у России есть также и космическая группировка, которая действует также и в этой системе, и сразу сообщает о ситуации, причём соответствующая информация поступает на командный пункт ПВО Армении. В Армении с 1998 года несёт постоянное боевое дежурство российская база в Гюмри, в том числе с помощью противоракетной системы ПВО С-300; здесь также размещен авиационный компонент – самолеты, которые каждый день осуществляют боевое дежурство. Арутюнян также напоминает, что когда было нарушение армяно-турецкой границы, то в воздух поднялись российские самолеты МиГ-29.

Кроме того, по соглашению, принятие решения по применению оружия осуществляет армянская сторона, согласно Конституции и законам Армении. Не следует забывать, что наилучшая система ПВО в регионе – именно у Армении; её уровня не дотягивает даже Турция, не говоря об Азербайджане или Грузии. И это при том, что в советские годы в Грузии было размещено в три раза больше средств ПВО, а в Азербайджане – в пять раз больше.

Наконец, противовоздушная оборона Армии Обороны непризнанной Нагорно-Карабахской Республики сегодня такая мощная, что в состоянии в одиночку противостоять Азербайджану.

Таким образом, аргументация сторонников и противников Соглашения ясна.

13 июня по ряду «независимых СМИ» Армении прошла информация о том, что во время внеочередной сессии Национального Собрания в повестку дня был внесён вопрос ратификации соглашения «О создании Объединенной региональной системы ПВО в кавказском регионе коллективной безопасности между Россией и Арменией».

Сразу же у ограды парламента появились участники акции протеста и плакаты («Не сдадим ни воздух, ни землю!», «Очередной шаг предательства!»). Число участников акции не превышало полутора десятков человек. Тем не менее, все крупные интернет-порталы Армении вели прямой репортаж с этой акции в режиме non-stop.

Однако на самом деле соглашение не было внесено в повестку дня заседания парламента. Предполагается, что оно сначала будет ратифицировано Федеральным Собранием РФ.

Таким образом, парламентское большинство, актуальная политическая оппозиция и наиболее квалифицированная часть экспертного сообщества в Армении поддерживают ратификацию соглашения. Следовательно, высока вероятность того, что документ будет ратифицирован национальным Собранием.

Проблема в другом, отдельные группы политических маргиналов, неправительственных организаций из числа сидящих на западной «финансовой игле» и отдельных «дежурных» противников армяно-российского военного политического союза, имеющих широкий доступ к «независимой прессе», в очередной раз пытаются создать соответствующую антироссийскую атмосферу в армянском обществе. Причем эта истерия нагнетается во многом и через социальные сети. Порой создается впечатление, что каждый третий высказывающий суждение в «независимой прессе» об объединенной региональной системе ПВО изучал этот вопрос даже не со школьной скамьи, а с детского сада.

К сожалению, эти попытки становятся всё более частыми и всё более системными.  Игнорировать и далее не представляется возможным. Правящая элита старается не замечать этих тревожных тенденций и попыток сформировать жёсткий антироссийский тренд в блогосфере и прессе Армении, не связанный с большей частью актуальной политической оппозиции. Пока остаётся неясным, будут ли правящей элитой предприняты какие-то шаги для нивелирования тревожной ситуации, складывающейся в «независимой прессе» и социальных сетях в вопросе военно-политического союза Армении и России.

Саркис Мартиросян