НАТО: вперёд в прошлое?

8–9 июля в польской столице стартует очередной саммит НАТО

[caption id="attachment_4225" align="alignleft" width="300"]REUTERS/Kacper Pempel REUTERS/Kacper Pempel[/caption]

Лидеры альянса собираются на свой 25-й саммит в том самом городе, откуда взяла начало Организация Варшавского договора. Теперь ситуация разворачивается прямо в противоположном направлении. О состоянии дел в Североатлантическом альянсе накануне форума наш обозреватель беседует с известным российским экспертом доктором политических наук Владимиром Штолем.

– Владимир Владимирович, польская печать, предвосхищая события, объявила, что на саммите будет вынесен исторический вердикт относительно России. Он якобы позволит «установить мир в Европе», после чего в Европе, да и везде, установится мир во всём мире.

– Я бы не стал акцентировать внимание на поляках, они многое могут говорить, а остановился бы на повестке дня, на тех вопросах, которые предполагается обсудить. Прежде всего это юбилейный саммит, и дело в том, что пришло время принятия стратегических решений на фоне заметно изменившейся геополитической ситуации в вопросах, связанных с европейской безопасностью. Напомню, что последняя стратегическая концепция была принята на лиссабонском саммите НАТО в 2010 году, и она, по сути, в большинстве своих пунктов реализована.

Лично я слабо верю, что в Варшаве будет принята новая концепция. Дело в том, что осталось менее полугода до президентских выборов в Соединённых Штатах, администрация Барака Обамы уходит, и вероятнее всего, уже новая администрация займётся этим делом. Более логичным выглядит продолжение обсуждения тем, которые поднимались на саммите в Ньюпорте два года назад. Это вопросы финансирования деятельности блока, что является камнем преткновения для многих стран-участниц. Сейчас лишь 2–3 страны реально выполняют решение НАТО об увеличении военных бюджетов.

Но, подчеркну, этот и иные вопросы будут иметь явный или скрытый антироссийский подтекст. То есть в практическую плоскость будут переводиться те решения по усилению натовской группировки по периметру границ России, которые администрация Обамы проталкивала с помощью своих британских друзей. Прежде всего в странах Балтии – бывших советских республиках, в самой Польше, Румынии. Это создание американских и натовских баз с соответствующей инфраструктурой.

– Не кажется ли вам, что принимаемые альянсом меры не приближают мир в Европе, а отдаляют его?

- К сожалению, с каждым новым годом мы вынуждены констатировать, что мир не становится безопаснее, а делается более неустойчивым, взрывоопасным. Тот период «розового пацифизма» начала 1990-х годов, в том числе и с нашей стороны, прошёл. И в подоплёке этой неустойчивости – та политика, которую проводят страны НАТО под руководством США. Они пытаются решать проблемы европейской, да и международной, безопасности, исходя из интересов безопасности исключительно стран-членов своей организации. При этом игнорируются, а иногда и прямо нарушаются законные интересы целого ряда государств Европы и мира, включая Россию. Все вопросы решаются или без учёта нашей позиции, или в целях прямого ущерба её интересам безопасности. Такая модель вряд ли будет способствовать процветанию и миру.

Предполагается встреча президента США Барака Обамы и украинского лидера Петра Порошенко. Что Порошенко хотел бы получить от НАТО и на какую степень поддержки Киева готовы пойти в альянсе?

– Действительно, на полях саммита такая встреча планируется, и, думаю, на ней речь пойдёт об усилении американской поддержки в противостоянии в Донбассе. Сегодня налицо нежелание Киева соблюдать минские договорённости. Более того, формат минского переговорного процесса вдруг превратился в инструмент по оказанию давления на Россию, в то время как наши руководители устали повторять всем участникам процесса, что РФ не является участником конфликта. Мы такие же коспонсоры этого процесса, как Франция или Германия.

– Выход Великобритании из ЕС в принципе не касается членства Британии в НАТО, но тем не менее этот вопрос так или иначе будет витать в зале заседания, поскольку придётся как-то подтверждать обязательства и т.п. Как, на ваш взгляд, брекзит скажется на ситуации внутри альянса?

– Не думаю, что брекзит принципиально скажется на деятельности НАТО. Вообще-то это спланированная и подготовленная акция британской и американской правящих элит. Брекзит к НАТО не имеет никакого отношения. Британия как была, так и остаётся самым главным союзником Вашингтона на геополитическом уровне, в том числе и на европейском направлении.

 – Накануне саммита террористический интернационал нанёс ряд мощных ударов, в том числе и по члену НАТО – Турции. Возможно ли усиление координации действий с Россией в этой связи, поскольку действия членов НАТО не дают особых результатов?

– Процесс восстановления российско-турецких отношений – момент, безусловно, позитивный. Другое дело, что большинство экспертных оценок сегодня сводится к тому, что того уровня взаимодействия двух стран, который наблюдался ранее, ожидать не следует. Более того, во время короткого и весьма жёсткого противостояния наших двух стран вскрылись очень сложные и неоднозначные процессы, на которые долгие годы пытались закрывать глаза. Сегодня абсолютно всем ясно, во всяком случае здравомыслящим политикам, экспертам, что Турция является одной из стран, которая оказывает реальную поддержку международному терроризму, в первую очередь в своей сирийской кампании, выступая за свержение режима Башара Асада. Поэтому я бы поостерёгся говорить о реальном сотрудничестве в этой области с Турцией.

Тем не менее Запад понимает, что без России в вопросах борьбы с терроризмом ему обходиться очень сложно. Будут попытки привлечения нас к различным антитеррористическим программам, но, мне кажется, что за этой псевдоборьбой с терроризмом стоит понимание того, что многие из тех организаций, с которыми ведётся эта борьба, включая «Аль-Каиду» или ИГИЛ (запрещенная , выпестованы как раз англосаксонским Западом. Может, не надо делать так, чтобы подобные структуры возникали?

Беседу вёл Александр Фролов

Источник