Сентябрьское «прекращение огня» даже не начиналось. США перешли к прямой военной поддержке террористов «ИГ»
Первые дни очередного так называемого «перемирия» в Сирии, заключенного 9 сентября после длительных и чрезвычайно сложных переговоров, порождают вопросов больше, чем ответов. Уже сейчас можно сказать, что оно оказалось крайне непродолжительным, и американские клиенты даже не утруждают себя видимостью его соблюдения.
Первые дни так называемой «недели тишины» отмечены усилением обстрелов террористами жилых кварталов населённых пунктов и позиций Сирийской арабской армии, новыми атаками контрольно-пропускных пунктов, в результате которых имеются убитые и раненые. Количество нарушений «перемирия» исчисляется десятками каждые сутки. «Вызывает озабоченность постоянный рост нарушений со стороны формирований оппозиции. Так, если за первые сутки их было зафиксировано 23, за вторые – 37, то за третьи – уже 45», – отметил заместитель начальника главного оперативного управления Генштаба ВС России генерал-лейтенант Виктор Познихир. В последующие дни данная тенденция проявила себя ещё более явно.
Согласно бюллетеню Центра по примирению сторон, только 15 сентября в провинции Алеппо террористы из минометов, РСЗО и ПТРК обстреляли населенные пункты Эн-Найраб, Азизи и Беньямин, жилые кварталы Аз-Загра, 1070, Дар-Эль-Муаллиимин, Хай-эль-Ансари, Рамуси, Лерамон, Эр-Рамуси, цементный и газовый заводы, торговый центр «Кастелло», военную академию Эль-Асад и училище вооружения в городе Алеппо. В провинции Хама огню из реактивных систем залпового огня и минометов подверглись населенные пункты Маан, Махарда, Каукаб, Мардес, Кумхана и железнодорожная станция в населенном пункте Нарб-Нафса. Из минометов также были обстреляны в провинции Хомс населенные пункты Кормос, Тейб-Гарбия, Теснин, Тайр-Маала, Кафер-Нан, Ард-эль-Джабурин, Аля-Баси и Эр-Растан, в провинции Дамаск – Хараста, Касмия, Джаубар и больница Ибн-эль-Валид в городе Дамаск, в провинции Латакия обстрелам подверглись позиции подразделений Вооруженных сил Сирийской Арабской Республики в районе отметки 1154.
По данным российского центра по примирению сторон, за минувшую неделю был отмечен 201 случай нарушений режима прекращения огня со стороны группировок так называемой «вооруженной оппозиции» в провинциях Дамаск, Латакия, Алеппо, Хама, Идлиб, Дераа, Хомс, Эль-Кунейтра. Заметим, это почти в пять раз превышает показатели предшествующей недели. Начальник главного оперативного управления Генштаба ВС России Сергей Рудской говорит о 302 нарушениях, в результате чего погибло 63 мирных жителя, 252 получили ранения; потери среди сирийской армии составили 153 человека. «Учитывая, что условия режима прекращения боевых действий боевиками не выполняются, считаем его соблюдение в одностороннем порядке сирийскими правительственными силами бессмысленным», – заявил Рудской.
Сообщалось, что все крупные оппозиционные группировки якобы заверяли США в намерении соблюдать режим прекращения огня. Однако это очередная ложь: соглашения отвергли, в частности, так называемая «сирийская свободная армия» и «Ахрар аш-Шам» (не говоря уже об остальных). «Если какая-то оппозиционная группировка... осуществляет атаки против режима, то тогда она выводит себя из режима прекращения враждебных действий… Но мы (США) говорили с оппозиционными группировками. Все крупные оппозиционные группировки заявили нам, что хотят дать шанс этому (перемирию), и это мы довели до сведения русских», - сказал представитель администрации Обамы, дав таким образом боевикам индульгенцию на любые бесчинства, ответственность за которые будет возложена на официальный Дамаск (а косвенно – также и на Россию).
[caption id="" align="aligncenter" width="600"] Представители основных оппозиционных групп отвергают режим прекращения огня. Источник[/caption]Как и предполагалось с самого начала, обязательства американцев по разграничению террористов от так называемой «умеренной оппозиции» так и остались на бумаге. «Не произошло разделения умеренной оппозиции и «Джебхат ан-Нусры». Более того, мы наблюдаем не разъединение, а слияние отрядов умеренной оппозиции и «Джебхат ан-Нусры» и подготовку их к совместным наступательным действиям», – заявил Сергей Рудской.
Отделить главарей «умеренных» протурецких и просаудовских группировок от таковых «Джебхат ан-Нусры» практически невозможно. Вашингтон пытается скрыть невыполнение своей части соответствующих обязательств, о чём неоднократно говорил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков, отмечая, что по итогам третьего дня «только сирийская армия соблюдает режим тишины, в то время как ведомая США «умеренная оппозиция» наращивает количество обстрелов жилых кварталов. Практически то же самое, основываясь на оперативной информации, он сказал через три дня. Более того, складывается впечатление, что целью «словесной завесы» Вашингтона является намерение скрыть невыполнение своей части обязательств, прежде всего, по разделению формирований «умеренной оппозиции» и террористов, действия которых, как и прежде, явно мотивированы извне.
В районе Алеппо войска отводятся на оговорённую дистанцию, позиции вдоль трассы Кастелло занимают, по сообщениям ряда источников, российские морские пехотинцы. «Сирийские правительственные силы прекратили огонь и приступили к отводу танков, БМП и артиллерии на установленные дистанции, выполняя условия для создания демилитаризованной зоны. Воздушно-космическими силами России и Военно-воздушными силами Сирии прекращены авиаудары по тем районам, где могут находиться отряды оппозиции», – говорится в сообщении Минобороны России.
Для обеспечения прозрачности выполнения сторонами режима прекращения боевых действий Минобороны России с четверга запустило на своем сайте онлайн-трансляцию обстановки в Алеппо. Съёмка будет выполняться с камер видеонаблюдения и беспилотника. Дополнительные комплексы видеотрансляции были развернуты в населенных пунктах Джебель-Зарзур, Эль-Халидия, Хай-эль-Ансар и в районе аэропорта Эн-Найраб, и в дальнейшем их количество будет увеличено. Скорее всего, речь идёт о районах, активно участвующих в процесс национального примирения и заявивших о своей поддержке режима прекращения огня.
[caption id="" align="aligncenter" width="600"] Местный совет Думы поддерживает режим прекращения огня. Источник[/caption]Однако ответных действий со стороны США и их клиентов, контролирующих значительные территории страны, разумеется, нет. 17 сентября Российский Центр по примирению в Сирии направил делегации США письмо с данными о срыве режима прекращения огня со стороны так называемой умеренной оппозиции. В документе также приводится информация о скоплении террористов на севере провинции Хама и возможных попытках проведения ими наступательных действий. При этом российская сторона просит американских коллег повлиять на руководство оппозиции, чтобы «удержать их от опрометчивых действий».
Необходимость снабжения предметами первой необходимости жителей осаждённых кварталов сирийских городов, как и прежде, используется в качестве эффективного инструмента поддержки боевиков. МИД Сирии заявил, что не позволит доставлять гуманитарную помощь в Алеппо, особенно из Турции, без координации с правительством в Дамаске и ООН: «Комментируя сообщения о том, что Турция намерена отправить в Алеппо товары, якобы являющиеся гуманитарной помощью, правительство Сирийской Арабской Республики заявляет, что такие товары, особенно со стороны Турции, не будут допущены на сирийскую территорию без координации с сирийским правительством и ООН». По словам представителя сирийского отделения Красного Полумесяца Ваиля аль-Маласа, такая позиция Дамаска связана с тем, что зачастую под видом гуманитарной помощи из Турции и некоторых других стран боевикам поставляют оружие и боеприпасы.
Даже временное и относительное затишье, если бы оно действительно имело место, вряд ли кого-то смогло бы ввести в заблуждение. Так называемые «гуманитарные конвои» в удерживаемые боевиками районы приведут лишь к укреплению их позиций, что означает неизбежную активизацию боевых действий, прежде всего, в провинциях Алеппо, Хама и Хомс, уже через несколько недель или даже дней. Временное снижение активности террористов означает только перегруппировку и накопление сил перед новыми атаками после очередных поставок со стороны внешних спонсоров, у которых нет абсолютно никакой мотивации принимать в расчёт российско-американские договорённости.
Заключив для вида договорённости с Москвой, Вашингтон сразу подверг их сомнению и обструкции. Более чем понятное стремление Москвы рассекретить детали договорённостей упёрлось в жёсткий отказ американских партнёров, что привело к срыву намеченного на минувшую пятницу заседания Совбеза ООН по Сирии, сопровождаемого жёсткой перепалкой между американским и российским представителями Самантой Пауэр и Виталием Чуркиным. А 17 сентября налётом на сирийские части в Дейр-эз-Зоре, приведшим к многочисленным жертвам среди военнослужащих Сирийской арабской армии (1), Пентагон прямо поддержал запрещённую в России террористическую группировку «Исламское государство», незамедлительно попытавшуюся перейти в наступление. Ссылки на «случайность», «ошибку» либо на «незапланированную операцию» военной сверхдержавы номер один, активно тиражируемые мировыми СМИ, звучат абсурдно. Особенно если вспомнить, что это далеко не первый налёт проамериканской «антитеррористической коалиции» (2) на позиции правительственных сил, не имеющих эффективной системы противовоздушной обороны.
«Осуществление авиаударов, причем достаточно успешных, в результате чего погибло 60 человек и 100 человек были ранены, заставляет задуматься. Было бы странным полагать, что это был просто инцидент. Выбранное время и другие аспекты ситуации свидетельствуют о том, что это могла быть осознанная провокация. Будем следить за тем, какие дальнейшие шаги предпримет Вашингтон», – отметил по завершении вышеупомянутого заседания Виталий Чуркин.
Сдержанность последующих заявлений российской стороны в целом понятна и диктуется, скорее всего, стремлением сохранить хотя бы какие-то остатки договорённостей Сергея Лаврова и якобы «голубя» Джона Керри. Впрочем, думается, мы не откроем большого секрета, если предположим, что на грабли вместе с американцами будут наступать и все те, кто верит в их добрую волю в Сирии.Таковой не существует по определению, ибо американские силовые структуры в принципе считают невозможным отказ от курса на свержение Башара Асада, а любые соглашения с русскими повышают их роль на Ближнем Востоке, сводя на нет все попытки изоляции Москвы, резко активизировавшиеся после государственного переворота в Киеве и последующих событий. Свою позицию американские генералы никогда особенно не скрывали, так что любые так называемые «миротворческие» инициативы коллег из Госдепа изначально не вызывали у них никаких тёплых чувств. Накануне выяснилось, что патрульный противолодочный самолет ВМС США P-8A Poseidon совершил очередной, уже четвертый за неделю подлет к российской авиабазе Хмеймим в Сирии и к пункту материально-технического обеспечения ВМФ России в Тартусе. Самолёт летал над морской акваторией, где в настоящее время, предположительно, находятся боевые корабли средиземноморской группировки ВМФ России.
Вооружённый конфликт на Ближнем Востоке, являющийся частью крупного военно-политического противостояния более высокого уровня, тактическими и заведомо нереализуемыми соглашениями не остановить. Необходима (хотя бы частичная) победа над силами международного терроризма, прежде всего на севере Сирии, с последующим закреплением нового соотношения сил. Основные составляющие успеха – последовательные наступательные действия, максимальное уничтожение террористов всеми доступными способами на земле, с воздуха и с моря, а также серьёзные договорённости с Турцией, скорее всего, на сегодняшний день, к сожалению, недостижимые. В ходе визита в Анкару начальника Генерального Штаба Вооружённых Сил России Валерия Герасимова обсуждались механизмы координации действия сторон в Сирии, что более чем актуально в связи с продолжающимися боевыми действиями и турецкой операцией «Щит Евфрата», вызывающей у Москвы серьёзную обеспокоенность. Можно в полной мере согласиться с оценкой директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, по мнению которого, Москве и Анкаре необходимо «как можно более активно координировать свои усилия», поскольку «второго инцидента, подобного сбитому самолету, российско-турецкие отношения уже не переживут».
* * *
19 сентября представители так называемых «повстанцев» в интервью Reuters из Газиантепа возвестили, что срок действия перемирия, заключенного США и Россией, истек. Более того, оно «практически провалилось», и нет надежды, что повстанцам в восточной части Алеппо будет доставлена военная помощь. Представитель некоей группировки «Фастаким» Закариа Малахифджи добавил, что еще предстоит посмотреть, можно ли что-то выполнить «в теории», чтобы сохранить режим перемирия. При этом фракции «повстанцев» готовились к новым военным действиям, которые начнутся уже в ближайшем будущем. Кроме того, вооруженные формирования сирийской оппозиции, поддерживающие турецкую операцию «Щит Евфрата» Сирии, продолжат наступать на юг страны к Алеппо, заявил перед вылетом в Нью-Йорк на сессию Генеральной ассамблеи ООН глава Турции Реджеп Эрдоган. По его словам, отряды «ССА» начнут наступление к населенному пункту Эль-Баб в 40 км от Алеппо. Таким образом, сентябрьское так называемое «перемирие» оказалось не просто самым коротким в истории сирийской трагедии: боевиками оно де-факто не соблюдалось ни одной минуты.
Известный американский аналитик Пол Крейг Робертс напоминает о том, что каждый раз победа Москвы и Дамаска срывалась либо «мирными переговорами», либо «прекращением огня», и в это время поддерживаемые Вашингтоном силы проводили необходимые им перегруппировки. Соответственно, война, которую Россия и Сирия уже могли бы выиграть, продолжается до сих пор, и в эту войну привносится новый элемент — сейчас Вашингтон напрямую атакует сирийскую армию.
Если женевскими переговорами Москва стремилась подтвердить свой статус эксклюзивного партнёра Вашингтона в урегулировании сирийского кризиса, то эта идея вряд ли была оценена по достоинству. США последовательно идут к своей цели разрушения и фрагментации Сирии, для чего критически важно сохранение организованного сопротивления официальному Дамаску, ядро которого составляют террористические группировки. Освобождение от них восточных кварталов Алеппо с последующим ударом правительственных сил по Идлибу, в комплексе с заключением локальных перемирий (на уровне отдельных селений, племенных групп и т.д. – этот процесс неплохо идёт на юге Сирии) поставила бы эти планы под вопрос, в связи с чем интерес партнёров,просчитывающих шаги Москвы на несколько ходов вперёд, к заключению перемирия был проявлен в полной мере. Насколько затягивание вооружённого конфликта на месяцы и годы идёт в русле политики американских «ястребов» – настолько оно не соответствует интересам Москвы, вынужденной отдавать сирийскому направлению внешней политики всё новые усилия и ресурсы (не исключая военные).
Что же касается рассуждений о совместной борьбе с международным терроризмом с теми, кто его тайно (а теперь уже и явно) поддерживает, то их, мягко говоря, оторванный от жизни характер будет проявляться всё сильнее по мере дальнейшего обострения ситуации в Сирии. Никаких общих интересов у Москвы и Вашингтона на Ближнем Востоке нет.
Андрей Арешев
Примечания:
- Видимо, более 100 только погибшими (по данным Минобороны России – 62 погибших и более 100 раненых); выведено из строя значительное количество военной техники; позже там был сбит сирийский военный самолёт.
- Демонстрируя солидарность со «старшим братом», своё участие в налёте подтвердили Австралия, Дания, Великобритания…