Недипломатичный референдум: европейские ресурсы Эрдогана

1028504061Содержание отношений Турецкой Республики со своими европейскими партнёрами и соседями наполнилось новыми трудностями. К проблемам с сотрудничеством по вопросам миграции, задержанием журналиста Дениза Юджеля добавился дипломатический скандал из-за предстоящего конституционного референдума в Турции. Если быть точнее, властям европейских стран не понравился не столько сам референдум, сколько попытка турецких политиков агитировать на территории европейских стран среди проживающих и работающих там турецких граждан.

Сначала немецкие власти запретили выступление Министра юстиции Турции Бекира Боздага на митинге в городе Гаггенау, из-за чего не состоялась его встреча с германским коллегой Хайко Маасом, а посла ФРГ в Анкаре вызвали в МИД Турции, помимо этого турецкому министру экономики Нихат Зейбекчи пришлось отменять свою программу визита в Германию[[1]]. Позже уже власти Нидерландов не пустили в страну самолёт с Министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, намеревавшимся посетить митинг в Роттердаме. Помимо этого сотрудники голландского МВД перекрыли дорогу автомобилю министра по делам семьи Фатьме Бетюль Сайян Кайя с последующим объявлением её «нежелательным иностранцем» и выпровождением из Королевства.[[2]] Все указанные высокопоставленные турецкие чиновники хотели проинформировать граждан Турции о конституционных поправках и референдуме 16 апреля, и ставили цель мобилизовать зарубежный турецкий электорат и заручиться его поддержкой по поводу изменения формы правления с парламентской на президентскую республику.

История с отказом в допуске турецким высокопоставленным лицам (для агитации по вопросам предстоящего конституционного референдума в республике среди граждан Турции, проживающих и работающих в Европе), имеет в своей основе клубок сложившихся политических противоречий. Здесь и внутренняя ситуация в Турции, и положение дел на Ближнем Востоке, и состояние отношений Турции с отдельными странами ЕС и самим интеграционным образованием в целом. Предстоящая конституционная реформа (разумеется, в случае успешного исхода референдума 16 апреля) должна упрочить и усилить позиции действующего главы государства Реджепа Тайипа Эрдогана. Видимо, социология показывает недостаточный уровень общественной поддержки в Турции данного начинания нынешнего президента, либо по каким-то иным причинам Эрдоган не чувствует уверенности в успехе. Поэтому стремление «подстраховаться» и попытаться привлечь зарубежных турок с паспортами республики к процессу изменения конституции логично, объяснимо и в какой-то мере ожидаемо. К тому же нахождение лица за рубежом не лишает его гражданства и вытекающих из данного статуса соответствующих прав и обязанностей, в том числе и права на участие в референдуме. Посредством своих дипломатических представительств и консульских учреждений за рубежом государство может содействовать реализации различных прав и обязанностей своих граждан за границей. Как правило, в посольствах и консульствах, являющихся т. н. «условной территорией» представляемого государства, могут быть организованы участки для голосования, а из персонала данных учреждений формируются комиссии референдума. Следовательно, Турция в любом случае может привлечь к процессам изменения конституции своих граждан, проживающих в Европе.

Однако Эрдоган является для Европейского Союза очень неудобным партнёром и, разумеется, европейские политики не преминут возможностью подставить турецкому лидеру подножку. Логично также и то, что высокий уровень поддержки Эрдогана среди европейских турок будет восприниматься властями ЕС и его стран-членов в качестве угрозы для себя. Этим и объясняется то противодействие, которое оказывается турецким политикам в проведении агитационных и информационных кампаний по конституционному референдуму.

Тем не менее, турецким властям ничего не мешает проводить агитацию в сети интернет. Вполне возможно, что обострение отношений Турции с европейскими странами продолжится. Нынешний дипломатический конфликт показывает, что его стороны не уверены в том, кто в большей степени оказывает влияние на зарубежных турок: страна их фактического проживания или Турция. К тому же, Эрдоган, скорее всего, запомнит враждебные для себя акты властей европейских государств, в первую очередь Германии, и, возможно, попытается использовать турецкую общину этой страны, чтобы партия действующего канцлера Ангелы Меркель ХДС/ХСС не досчиталась голосов в Бундестаге по итогам федеральных парламентских выборов в сентябре этого года.

Армен Айрапетян, независимый эксперт


[1]. Эрдоган обвинил власти Германии в поддержке «терроризма»: скандал в разгаре // Информационное агентство Eurasia Daily (EADaily). – 2017. – 4 марта. – URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/03/04/erdogan-obvinil-vlasti-germanii-v-podderzhke-terrorizma-skandal-v-razgare (дата обращения 16.03.2017).

[2]. Турция уведомила ООН о якобы нарушениях международного права Нидерландами // РИА Новости. – 2017. – 16 марта. – URL: https://ria.ru/world/20170316/1490126912.html (дата обращения 16.03.2017).