Пойдут ли США хотя бы на частичный пересмотр политики в «сирийском вопросе»?

Некоторые боевики, возможно, будут чувствовать себя менее комфортно

image_syria2407Президент США Дональд Трамп решил прекратить реализуемую с 2013 года программу по вооружению и военной подготовке антиправительственной оппозиции в Сирии «Train and Equip», пишет издание Washington Post со ссылкой на собственные источники. По данным газеты, Трамп принял решение прекратить комплекс мероприятий, призванный оказать военное давление на сирийского лидера Башара Асада, ещё в прошлом месяце после встречи с директором ЦРУ Майком Помпео и советником по национальной безопасности Гербертом Макмастером. Источники газеты открещиваются от связи предполагаемой перемены курса вашингтонской администрации в Сирии со встречей в Гамбурге 7 июля Президентов США и России, опасаясь очередного витка обвинений американского лидера в «попустительстве русскому империализму Ближнем Востоке». 

При этом программа Пентагона по подготовке «Сирийских демократических сил» для борьбы с запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство» будет продолжена. Также, скорее всего, в той или иной форме сохранится поддержка боевиков «Джейш Магавир аль-Тавра» (ранее – «Новая сирийская армия» и «Армия революционных коммандос»), закрепившихся на юге Сирии в районе Ат-Танф и поддерживаемых американцами из Иордании.

ЦРУ и Белый дом, начиная с 2011 года регулярно повторяющие мантру «Асад должен уйти», от комментариев уклоняются.

В Москве информацию о возможном сворачивании США программы поддержки сирийской оппозиции в комментарии ливанской медиасети «Аль-Маядин» прокомментировал заместитель директора департамента информации и печати МИД России Артем Кожин: «…наша позиция по поводу заигрывания США с сирийскими боевиками не раз озвучивалась. Это может привести к непредсказуемым военным и политическим последствиям. Мы неоднократно указывали американцам на их неразборчивость в том, с кем они имеют дело в Сирии, преследуя собственные геополитические интересы». Дипломат подчеркнул, что Россия неоднократно добивалась от Вашингтона «размежевания между так называемой умеренной оппозицией и откровенными террористами, включая местное ответвление "Аль-Каиды" – "Джебхат ан-Нусру", которую Пентагон при проведении своих операций почему-то не трогает… Не секрет, что значительная часть боевиков, которых американцы подготовили в рамках небезызвестной программы "Обучи и оснасти", в итоге примкнули к ИГИЛ и нусровцам. Это не что иное, как повторение печального опыта Афганистана и Ливии. Последствия, кажется, очевидны всем».

По оценке Кожина, обсуждение сирийской проблематике на гамбургской встрече лидеров РФ и США свидетельствует о наличии у Дональда Трампа понимания, «что совместными усилиями наши государства могут многого добиться в деле урегулирования конфликта в Сирии. Конкретным результатом такого взаимодействия уже стала российско-американо-иорданская договоренность от 7 июля по южной зоне деэскалации. Надеемся, что это заложит основу для продвижения вперед по другим направлениям».

Упомянутая программа Вашингтона стала важным фактором укрепления позиций террористов на северо-западе Сирии (Идлиб с прилегающими районами и западная часть провинции Алеппо), получающим оружие и боеприпасы через «умеренных повстанцев» по принципу «сообщающихся сосудов». Однако освобождение сирийской арабской армией в декабре 2016 года при активном участии ВКС России восточных кварталов города Алеппо резко изменило ситуацию, породив в стане боевиков Идлиба и их внешних кураторов ожесточённые разборки и неуверенность в завтрашнем дне.

21 июля агентство Reuters сообщило о готовности боевиков запрещённых в России группировок «Ахрар-аш-Шам» и «Хайят Тахрир аш-Шам» присоединиться к режиму прекращения огня в районе Идлиба. Адепты «Ахрар-аш-Шам» даже якобы готовы покинуть пограничный пункт Баб эль-Хава на границе с Турцией, передав контроль над соответствующим районом гражданской администрации (2). Имеется также информация о предварительном перемирии после трёх дней ожесточённых боёв между вышеупомянутыми бандами, охватившими, в частности, поселения близ границы Турцией. Одновременно террористы  «Нуреддин аз-Зинки» объявили о разрыве с «Тахрир аш-Шам» после нескольких месяцев совместных действий. Очередной всплеск «внутривидовой конкуренции», вполне возможно, является отражением обозначившихся разногласий между внешними кураторами соответствующих группировок.

[caption id="" align="aligncenter" width="1200"] Регионы столкновений между «Ахрар-аш-Шам» и «Хайят Тахрир аш-Шам» в Идлибе[/caption] [caption id="" align="aligncenter" width="1200"] Силы сирийского спецназа на востоке провинции Хомс. Фото @ISIS_Hunters[/caption]

Министр иностранных дел России Сергей Лавров полагает, что США не отказались полностью от поддержки группировок оппозиции в Сирии: «Как я понимаю, США поддерживают гораздо больше групп, чем те, о которых было объявлено, что они останутся без американского оружия».

Не исключено, что предполагаемое частичное сворачивание программы «Обучи и оснасти» может быть следствием прогрессирующего охлаждения между Вашингтоном и Анкарой, прежде всего, в вопросе поддержки составляющих основу «СДС» курдских отрядов народной самообороны (YPG). Накануне турецкое агентство Anadolu опубликовало данные о размещении военных объектов Пентагона на севере Сирии. Например, в местности Септ, близ Кобани возведён американский центр управления операциями с укрытиями для сотен военных, автопарком и авиатранспортом. Всего же на контролируемой курдами сирийской территории располагаются ещё семь подобных объектов, а также две военных базы (в Ракке, Хасеке и возле города Манбидж недалеко от турецкой границы). С июня по 9 июля американцы поставили курдам 434 грузовика с оружием, среди которого 12 тысяч автоматов, 3500 крупнокалиберных пулеметов, 6000 гранатометов, 235 минометов, 100 снайперских винтовок и т.д. Заметим, что разнообразная амуниция переправляется в Сирию в основном через Турцию, не встречая сколь-нибудь реальных практических шагов по противодействию этому процессу со стороны властей этой страны.

[caption id="" align="aligncenter" width="1199"] Американские пункты военного базирования на «курдских» территориях севера Сирии[/caption] [caption id="" align="aligncenter" width="640"] Американская техника для «СДС» следует в направлении Ракки[/caption] [caption id="" align="aligncenter" width="1067"] Инициированное США соглашение между одной из фракций «свободной сирийской армии» и «СДС» (май 2017 г.)[/caption]

Скорее всего, столь тесное сотрудничества США с курдами будет не самым лучшим образом сказываться на возможностях протурецких группировок, что объективно будет способствовать уменьшению их численности. Ранее появлялась информация о том, что по крайней мере некоторые из «революционеров» Хамы, Идлиба и Хомса готовы к переговорам с россиянами в Анкаре (1).

Глава российской дипломатии надеется, что недавние договорённости по Сирии помогут наладить эффективную борьбу с запрещённой в России террористической группировкой «Джебхат ан-Нусра»: «Мы очень надеемся, что договоренность о зонах деэскалации решит проблему, из-за которой сорвалось то, о чем мы договаривались с президентом Обамой, а именно – вопрос "Джебхат ан-Нусры" во всех ее воплощениях». Министр напомнил, что именно из-за нежелания США бороться с указанной группировкой осенью прошлого года сорвалась договоренность Москвы и Вашингтона о координации усилий по противодействию террористам в Сирии. Москва по-прежнему считает основным препятствием для сирийского урегулирования террористическую угрозу в ближневосточной стране.

[caption id="" align="aligncenter" width="1024"] Регион столкновений по обе стороны сирийско-ливанской границы (см. Примечание 3)[/caption]

Теоретически, сворачивание помощи боевикам в крупнейшей «зоне деэскалации» позволит существенно сократить путь к национальному примирению, который сложно представить без разгрома поддерживаемых американскими спецслужбами и их региональными партнёрами вооружённых группировок (3). Относительно соблюдаемое перемирие на юго-западе Сирии позволяет военному командованию дамаска наращивать усилия на ряде других направлений.

22 июля в Каире при посредничестве египетской стороны по итогам переговоров с представителями так называемых «умеренных» вооружённых группировок были подписаны соглашения по порядку функционирования зоны деэскалации «Восточная Гута» (до последнего времени боевых действия там продолжались). В документах определяются границы зоны, места развертывания и полномочия сил контроля за перемирием, а также маршруты доставки населению гуманитарной помощи и свободного прохода жителей. Предполагается организация гуманитарных конвоев, вывоз раненых и т.д. Сразу вслед за этим сирийское  военное командование объявило о прекращении огня в Восточной Гуте, начиная с полудня этого же дня, с правом ответа на нападения боевиков.

На пути межсирийского урегулирования остаётся немало «подводных камней», о которых предупреждает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Борис Долгов: «…в этих зонах формируются локальные власти, эти локальные власти автономны, и если мы посмотрим на перспективу, если существование зон деэскалации будет продолжаться 2-3 года, это может привести расчленению Сирии. Это опасность, на которую указывают сирийские коллеги, и эту опасность нельзя не замечать. Соединённые Штаты объявили, что они не собираются впоследствии передавать эти зоны деэскалации (которые освобождены, допустим, сейчас Сирийскими Демократическими Силами, то есть курдскими подразделениями) под контроль официальной власти Дамаска… В рамках того, что мы сейчас видим, создания зон деэскалации, наличия большого количества американских баз и пунктов в Сирии, где находится спецназ американский, британский, французский – это все ведёт к тому, что часть территории Сирии находится под контролем внешних акторов, в том числе Турции… Политика неоосманизма сейчас превалирует, продвижение влияния Турции на те регионы, которые когда-то входили в состав Османской империи – это реальность… Эта ситуация ведёт к тому, что Башар Асад может не уходить, но он может остаться президентом только какой-то части Сирии. Это, собственно, то, чего добивались наши западные партнёры…»

Процесс подпитки сил международного терроризма за долгие годы сирийской войны обрёл собственную логику и массу интересантов, о чём свидетельствует масса материалов и, в частности, расследование болгарской журналистки Диляны Гайтанджиевой о путях снабжения боевиков оружием, амуницией и боеприпасами. В частности, в целях транспортировки оружия для боевиков в Сирии использовалась азербайджанская авиакомпания «Шелковый путь» и широкий спектр других структур. Следует заметить, что официально поддерживаемые американцами силы снабжаются ровно по тем же каналам, что и террористы. 

[caption id="" align="aligncenter" width="1200"] Российское влияние на Средиземноморском ТВД по версии американского ISW[/caption]

Некоторое время назад, выступая на форуме по безопасности в Колорадо, отражая распространённую на Западе точку зрения, директор ЦРУ М. Помпео утверждал, что Россия вовлечена в дела Сирии, в частности, потому, что «любит насолить Америке» и создать базы на побережье Средиземного моря. Также он поведал об отсутствии у него явных доказательств того, что Россия действительно стремится победить «ИГ» в Сирии. «Если джентльмен, который представляет страну, незаконно создавшую десять баз в Сирии, очень обеспокоен двумя базами, созданными на основе межправительственного соглашения с правительством страны, входящей в ООН, то что-то не так с двойными стандартами. Не говоря о сотнях и сотнях военных баз США во всем мире, вокруг России», – заметил на это С. Лавров. Существование военных баз США в Сирии не имеет под собой каких-либо правовых оснований, подчеркнул российский министр.

Сеть военных объектов на сирийской территории – залог долгосрочного присутствия США, как в этой стране, так и в регионе в целом. Гипотетическое изменение политики администрации Трампа на Ближнем Востоке может быть использовано в качестве сомнительного «козыря» в «сирийской партии», которую вряд ли стоит рассматривать изолированно от общей логики поведения «партнёров» на широкой «евразийской дуге» от Балкан до Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.

[caption id="" align="aligncenter" width="1199"] Боевая штурмовая винтовка ССО США – в руках боевика движения Талибан. Производство медиастудии талибов. Фото militarytimes.com[/caption]

Тайные операции западных спецслужб на протяжении десятков лет по вооружению радикальных группировок от Афганистана до Сирии привели к беспрецедентному росту трансграничного терроризма, прикрывающегося псевдоисламскими лозунгами. В 2013 году бизнесмен Д. Трамп называл «сирийских повстанцев» «радикальными джихадистами-исламистами, которые убивают христиан». Попытаться если не полностью свернуть деятельность деструктивных сил, то хотя бы частично их сдержать – чрезвычайно серьёзная и ответственная (если вообще подъёмная в принципе) задача. Ну а если «деликатную» задачу по вооружению террористических группировок вновь «передоверят» к примеру, Эр-Рияду, не отказывающемуся от цели свержении Асада, то это только подтвердит отсутствие кардинальных сдвигов в ближневосточной стратегии администрации Трапма.

Андрей Арешев, для "Военно-политической аналитики"


Примечания

  1. В случае успеха предполагаемых переговоров в Анкаре ситуация в центральной Сирии может претерпеть существенные изменения. При этом различных осложнений также остаётся весьма высокой. В начале минувшей неделе в ряде аккаунтов боевиков в соцсетях появилась информация об отказе некоторых из группировок юга Сирии участвовать в реализации российско-американских договорённостей, достигнутых 7 июля в Гамбурге в ходе встречи Президентов России и США. Весьма нервно отреагировало на них также руководство Израиля, опасающегося усиления проиранских формирований у своих северных границ. По данным издания Haaretz, в Западном Иерусалиме настаивают на том, чтобы «зоны деэскалации» на юге Сирии контролировали бы американские военнослужащие. «Мы проводили подготовительную работу со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и с Израилем. Так что исходим из того, что израильские коллеги прекрасно осведомлены о том, о чем была договоренность. И могу гарантировать, что мы сделали все, и американская сторона сделала все, чтобы интересы безопасности Израиля в рамках этой конструкции были полностью учтены», – ответил на это министр иностранных дел России С. Лавров. Процитируем также обозревателя турецкой Milliyet Х. Оджала: «…израильское правительство, выступив против того, чтобы российские соединения зашли в район Эль-Кунейтры в качестве наблюдателей-гарантов, и заявив, что в этом регионе до сих пор продолжают находиться некоторые боевики, связанные с "Хезболлой", мобилизовало все еврейское лобби в США, чтобы обеспечить выход Вашингтона из соглашения. Если это даст результат, на который Израиль рассчитывает, то огонек надежды, забрезживший в конце тоннеля в Сирии, погаснет. А это только укрепит убеждение народов региона в том, что главная причина, по которой события под названием арабская весна перекинулись на Сирию, — это мечта о Великом Израиле».
  2. «Турция… весьма вовлечена в процессы в этом районе [на северо-западе Сирии], так что какие-либо изменения в политике США в отношении повстанцев могут отражать продолжающиеся разногласия с Турцией, которые мы видим и в других вопросах», – замечает научный сотрудник Центра по Ближнему Востоку Института Карнеги Езид Сайиг.
  3. Ливанское шиитское движение «Хизбалла» и армия этой страны при поддержке ВВС Сирии начали совместное наступление в районе Арсал с целью вытеснения боевиков по обеим сторонам сирийско-ливанской границы. «Тяжелые ракеты малой дальности полетели в места скопления и пути снабжения террористов "Джебхат ан-Нусры" на треугольники долин Аль-Увейни и Аль-Хейль в горном районе Эрсаль. В результате атаки стали большие разрушения на месте обстрела и ликвидация большого количества (террористов)», – рассказал собеседник РИА Новости. В результате было освобождено несколько районов и уничтожено большое число исламистских боевиков. По данным «Хезболлах», наступление направлено против отколовшейся от «Аль-Каиды» группировки «Фатх аш-Шам», действовавшей, в частности, из района Джуруд Арсал, где в лагерях скопились тысячи беженцев из Сирии. Террористы используют эту труднодоступную горную местность в целях контрабанды оружия и переброски пополнения в Сирию. Лагеря «беженцев» используются для вербовки боевиков, в качестве укрытия от ливанской армии, через них переправляются заминированные автомобили для организации терактов на ливанской территории и т.д.