Учения «Noble Partner – 2017»: взгляд из Еревана

30 июля на военном аэродроме Вазиани, рядом с Тбилиси открылись международные многонациональные учения «Noble Partner (Достойный партнер) - 2017», продлившиеся до 12 августа. Всего в мероприятии приняли участие 2800 военнослужащих из 8 стран: 1047 из Грузии, 1421 из США, 160 из Великобритании, 67 из Германии, 37 из Словении, трое из Турции, 30 из Украины. Вооружённые Силы Армении были представлены на учениях полевым госпиталем (в составе 40 военнослужащих).

Учения «Noble Partner – 2017» носят комплексный характер и предполагают как командно-штабную, так и полевую составляющую. На полевых занятиях отрабатывались наступательные маневры, а также авиадесантные операции (операции военно-воздушного десанта возглавила боевая группа 173-й легкой бригады США с дислокацией в итальянской Виченце). Обращают на себя внимание также совместные боевые действия Четвертой бригады ВС Грузии и одного из батальонов Третьей бронетанковой бригады Четвертой пехотной дивизии США; доставка оснащения и техники ВМС США из Болгарии в порт Поти; совместная огневая подготовка, разумеется, по «оборонительному» сценарию.

С целью повышения кооперации действий в Грузию специально для этих учений прибыла американская и немецкая техника. На полигон Вазиани проследовали танки М1А2 Abrams, БМП Bradley, бронетранспортеры Stryker (США) и GTK Boxer (Германия). Также в учениях задействована грузинская бронетехника, танки Т-72, БМП-2, 152 мм САУ «Дана» и бронемашины «Дидгори». Аэромобильная составляющая обеспечивается военно-транспортным самолетом С-130.

Американская военная техника, в том числе, бронетранспортеры Stryker, впервые участвовавшие в учениях Noble Partner, была доставлена в порт Поти из Болгарии на пароме. 31 июля эшелоны с военной техникой с военной базы в Сенаки проследовали в Вазиани через несколько городов Грузии, в том числе, Кутаиси, Хашури и Гори.

Учения «Noble Partner-2017» являются продолжением цикла учений стран-членов НАТО и партнеров, которые проводятся на территории 7 стран. До этого манёвры проводились на территории Румынии, Болгарии и Венгрии («Saber Guardian-2017») и на территории Украины ("See Breeze"). Заключительная часть учений  «Saber Guardian-2017», в которых приняли участие около 25 тысяч военнослужащих из 23 стран, прошла в Румынии на полигоне Чинку. Управление осуществлялось Европейским командованием сухопутных сил США (USAREUR). За учениями наблюдали президент Румынии Клаус Иоанис и глава Военного комитета НАТО генерала Петр Павел.

Напомним, что учения "Noble Partner" впервые прошли в Грузии в 2015 году. Тогда в них приняли участие 1300 военнослужащих, из них 650 военнослужащих Европейского командования Армии США, 500 грузинских военнослужащих и 150 британских, а также американские танки М1А2 Abrams и БМП Bradley.

В 2016 году в учениях приняли участие 650 американских военнослужащих и 150 британских военнослужащих. Во время учений к ним присоединилось 500 грузинских военнослужащих. В церемонии открытия приняли участие 3 единицы самолетов С-130 и один С-17, с которых было произведено десантирование личного состава и нескольких единиц техники. В рамках учений в прошлом году в Грузию прибыли танки М1А2 Abrams, БМП Bradley и другая инженерная техника.

Министр обороны Леван Изория назвал нынешние учения одними из «наиболее широкомасштабных, комплексных и динамичных» и заявил, что «наряду с углублением сотрудничества и увеличением возможностей Вооруженных сил» Грузии эти учения еще больше приближают Грузию к стандартам НАТО: «Число военнослужащих и техники существенно увеличено, что в очередной раз подтверждает поддержку со стороны США и стран членов и партнеров НАТО в отношении Грузии, и, в целом, в отношении региональной стабильности».

Главным политическим действом связанным с «Noble Partner-2017» стал двухдневный визит в Грузию вице-президента США Майкла Пенса, прибывшего из Эстонии, где он подтвердил солидарность США с тремя балтийскими странами. В Таллине вице-президент США подверг критике Россию, отметив, что «Кремль пытается изменить международные границы и расшатать основу демократических государств».

В Тбилиси американский гость обратился к премьер-министру Грузии Георгию Квирикашвили со следующими словами: «Президент США направил меня к вам, вашему правительству и мужественному грузинскому народу с простым посланием: мы с вами, мы стоим на страже вашей свободы и наших общих ценностей». В свою очередь, Квирикашвили отметил, что в лице Грузии у США есть «верный друг, стабильный геополитический союзник и стратегический партнер, с которым связывают общие ценности и приоритеты глобальной безопасности», и который стремится занять «надлежащее место в семье европейских наций».

На совместной пресс-конференции с премьер-министром Грузии вице-президент США говорил также и о политике России в отношении Грузии. По его словам, Россия продолжает оккупацию пятой части Грузии и заявил, что «США строго осуждают оккупацию территорий Грузии со стороны России». «США поддерживают суверенитет и территориальную целостность Грузии в рамках признанных на международном уровне границ, и под руководством президента Трампа всегда будет препятствовать любой стране, которая попытается посягнуть на этот непоколебимый принцип», – возвестил Майк Пенс.

Затронул американский вице-президент США также и вопрос интеграции Грузии в НАТО заявив, что он и президент Трамп «поддерживают решение Бухарестского саммита НАТО 2008 года, что Грузия станет членом НАТО». «Как я сказал премьер-министру, впечатляет, что Грузия уже перевыполняет задачу НАТО, которая обязывает направить 2% своего ВВП на оборону», – добавил вице-президент США.

Интересно, что после завершения двухдневного вояжа Пенса в Грузию стало известно, что президент Георгий Маргвелашвили обратился к вице-президенту США с инициативой, чтобы США назначили специального представителя по вопросам Грузии. По словам Маргвелашвили, на фоне тех четких заявлений, которые были озвучены вице-президентом США в поддержку территориальной целостности Грузии, военного строительства и интеграции в НАТО, сотрудничество между Тбилиси и Вашингтоном станет более «эффективным», если США назначат специального представителя в Грузию: «Все это [поддержка США в отношении Грузии] будет работать более эффективно, если наше сотрудничество переведем в другое качество и повысим уровень, до статуса специального представителя». Грузинский президент полагает, что назначение специального представителя является стандартной практикой, «когда отношениям между двух стран придается особая интенсивность и особый уровень».

В сообщении Администрации президента Грузии, которое было опубликовано 1 августа, и которое касается деталей беседы Георгия Маргвелашвили с Майком Пенсом, утверждается, что вице-президент США «заинтересовался» инициативой президента Грузии. Любопытно, что данная инициатива президента Грузии не нашла поддержки и понимания  у функционеров правящей «Грузинской мечты», но ее готова поддержать парламентская оппозиция.

В целом, визит М. Пенса расценивают в Грузии как гарантию защиты суверенитета страны. Правда, некоторое разочарование вызвал рецепт вице-президента по восстановлению территориальной целостности Грузии. В упрощенном виде он выглядит так: надо развиваться экономически, в чем США помогут, и утерянные регионы, увидев рост благосостояния, сами потянутся обратно.

Реакция Москвы на  учения «Noble Partner-2017» была негативной еще до их начала. В частности, статс-секретарь МИДа РФ Григорий Карасин в своем интервью газете «Известия» заявил: «…в последнее время сотрудничество Грузии с НАТО принимает такие формы, что фактически делает Тбилиси участником натовской политики «сдерживания» России. Только за прошлый год на грузинской территории трижды проводились крупные учения с участием контингентов стран – членов НАТО. Уже второй год подряд специально отрабатывается оперативная переброска тяжелой военной техники из Европы. Состоявшаяся недавно в Тбилиси Парламентская ассамблея НАТО и принятая там декларация отчетливо продемонстрировали ангажированность альянса на грузинском направлении и желание прочно закрепиться на Южном Кавказе».

Возвращаясь к теме участия в учениях третьих стран, заметим, что изначально предполагалось, что их будет 11 – как членов альянса, так и «партнёров», однако незадолго до начала учений выяснилось, что в них не примут участия представители Азербайджана, Румынии и Испании.  Бросается в глаза и чисто символическое участие в учениях Турции (напомним, что именно эта страна НАТО является ответственной в альянсе за регион Южного Кавказа). Не исключено, что чисто символическое присутствие турецких военнослужащих объясняется нынешним характером американо-турецких отношений. С другой стороны, в течение довольно длительного времени Турция тесно взаимодействует в военно-политической сфере с Грузией и Азербайджаном, регулярно проводя масштабные совместные учения. Что касается  отказа от участия Азербайджана (ещё за три месяца до начала учений не было заявлено об отказе), то некоторые бакинские эксперты объясняют это тем, что в учениях принимает участие Армения. Однако, американский аналитик Джошуа Кучера отверг эту версию и напомнил, что ранее Азербайджан принимал участие в учениях НАТО вместе с Арменией.

На наш взгляд, отказ Азербайджана от участия в «Noble Partner-2017», равно как и чисто символическое участие в них Турции, обусловлено осторожным подходом Баку и Анкары в контексте  обострившихся отношений между Вашингтоном и Москвой. Очевидно, в Азербайджане и Турции есть отчетливое понимание того, что их участие в учениях на грузинской территории под американской эгидой будет раздражать Москву.

Что касается  Армении, которая, будучи союзником России по ОДКБ, принимает участие в натовских учениях в «мягком подбрюшье» союзника, то, как недавно сказал «Независимой газете» министр обороны Армении Виген Саркисян, в подобных вопросах важно быть открытым с партнёрами и не пытаться перехитрить кого-то. «Армения играет открыто. Мы участвуем в ряде программ НАТО. Почти как все страны бывшего СССР, в том числе и Россия, были вовлечены в программу «Партнерство ради мира». Сегодня Армения в формате взаимодействия с НАТО имеет интересные наработки по военному образованию, военной медицине, миротворчеству, которые полезны и для нас, и для наших союзников. У нас нет секретов», – разъяснил Саркисян, объясняя, почему отношения Еревана и Москвы не пострадают.

На наш взгляд, аргументация не самая убедительная, к тому же слабо учитывающая «текущий момент», т.е. резко ухудшившихся российско-американских отношений после принятия Конгрессом антироссийских ограничительных мер и их утверждения Дональдом Трампом, сделавшим это без особого восторга. Представляется, что Ереван потенциально мог бы и воздержаться от участия в «Noble Partner-2017».

Саркис Мартиросян