Россияне возвращаются из Сирии, миротворческая миссия в стране продолжается

Американские партнёры не теряют надежд на активизацию террористов

22 декабря Президент России Владимир Путин провёл в Балашихе расширенное заседание коллегии Министерства обороны, в рамках которого встретился с командующими войсками военных округов и Северным флотом. Верховный главнокомандующий высоко оценил боевую работу российских военных в Сирии: «…в борьбе с международным терроризмом, с этой глобальной абсолютно угрозой, наши солдаты и офицеры действовали мужественно, профессионально и, что очень важно, эффективно, показали качественно возросшие современные возможности Вооружённых Сил России и внесли, без всяких сомнений и преувеличений, решающий вклад в разгром наиболее боеспособной группировки международных террористов». В качестве противника выступила «не просто какая-то группировка – целая террористическая армия, хорошо организованная, сплочённая, обученная, вооружённая, прямо угрожавшая нашей стране, да и всему миру…»

[caption id="" align="aligncenter" width="1974"] Новый комплекс Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балашихе, где расширенное заседание итоговой коллегии Минобороны России[/caption]

В свою очередь, министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту России об исполнении приказа о выводе российских войск из Сирии. В частности, на Родину вернулись авиационные подразделения, специалисты Международного противоминного центра, военные врачи, сводный медицинский отряд, военнослужащие батальона военной полиции, а также личный состав Сил специальных операций. В районы постоянного базирования вернулись 42 самолета, включая шесть бомбардировщиков Ту-22, и четыре вертолета. 157 единиц автомобильной спецтехники доставлено морским транспортом.

В ходе выполнения боевых задач в Сирии бесценный боевой опыт получили более 48 тысяч военнослужащих Российской армии, из них свыше 14 тысяч отмечены государственными наградами. Всего авиацией Воздушно-космических сил России, начиная с 30 сентября 2015 года, совершено 34 тысяч боевых вылетов. По наиболее важным объектам боевиков применялись высокоточные ракеты большой дальности «Калибр» и Х-101. Кораблями и подводными лодками нанесено 100 ударов, а самолетами стратегической авиации – 66 ударов на расстоянии от 500 до 1500 километров, причём каждая поразила назначенную цель. Впервые в боевых действиях участвовали летчики корабельной авиации с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», совершившие 420 боевых вылетов.

В общей сложности уничтожено 8 тысяч единиц бронетехники и «тачанок» с крупнокалиберными пулеметами, 718 заводов и мастерских по изготовлению оружия и боеприпасов. Ликвидировано 60 тыс. 318 боевиков, включая 819 главарей бандформирований и 2840 выходцев из Российской Федерации. 80% экипажей оперативно-тактической и 90% армейской авиации имеют в сирийском небе по 100-120 боевых вылетов. Экипажи дальней авиации получили практику нанесения ударов по важным объектам боевиков.

При поддержке ВКС России от террористов удалось освободить 1024 населенных пункта (включая города Алеппо, Пальмиру, Акербат, Дэйр Эз-Зор, Меядин), что открыло дорогу массовому возвращению беженцев и широким гуманитарным операциям (включая разминирование обширных территорий). Силами ВКС России решена ключевая задача подрыва экономической базы террористов в виде нелегальной добычи и продажи углеводородов, выручка от которых составляла не менее 3 млн. долларов в день. Уничтожено 396 мест незаконной добычи нефти и заводов по ее переработке, а также 4100 топливозаправщиков.

[caption id="" align="aligncenter" width="1200"] Празднование годовщины освобождения Алеппо от террористов[/caption]

Министр обороны России отметил особую роль бойцов сил специальных операций. Действуя в глубоком тылу противника, они решали задачи по уничтожению главарей бандформирований и объектов террористов, выполняли задачи по корректировке авиационных и артиллерийских ударов с применением новейших систем наведения и целеуказания. По словам С. Шойгу, «силы специальных операций продемонстрировали высокий профессионализм и готовность к выполнению самых сложных задач».

Эффективно решали задачи по прикрытию сирийского неба переброшенные в страну силы и средства противовоздушной обороны: «Комплексы С-400, С-300В и «Панцирь» совместно с истребительной авиацией обеспечили полное превосходство наших ВКС в сирийском воздушном пространстве. Не было допущено ни одного факта нарушения зон безопасности российских баз в Тартусе и Хмеймиме». Зенитными ракетно-пушечными системами «Панцирь» уничтожено 16 беспилотных летательных аппаратов и 53 снаряда реактивных систем залпового огня. В общей сложности, в ходе сирийской операции было апробировано 215 видов вооружений, боевое применение которых позволило оперативно выявить и устранить значительное число недоработок.

Министр обороны России заверил, что военная операция в Сирии была проведена в основном в пределах изначально предусмотренных ассигнований путём оптимизации планов деятельности и боевой подготовки. Дополнительные затраты, связанные с увеличением расхода боеприпасов и восстановлением техники, обеспечивались за счет перераспределения государственной программы вооружений без изменения её основных параметров.

Несмотря на вывод основной части группировки на Родину, в целях поддержания стратегической стабильности в регионе и сдерживания вероятного проникновения террористических группировок в Сирию и сопредельные страны некоторые силы оставлены на месте. В частности, по словам С. Шойгу, «на сегодняшний день в Сирийской Арабской Республике полноценно функционируют авиационная группа ВКС России на аэродроме Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе, где создана современная военная и социальная инфраструктура». Для содействия процессу политического урегулирования конфликта в полном составе продолжают функционировать российский Центр по примирению враждующих сторон, в зонах деэскалации несут службу три батальона военной полиции. Кроме того, Россия обеспечит постоянное присутствие в Средиземном море своих военных кораблей и подлодок – носителей высокоточного оружия большой дальности.

В тот же день, 22 декабря, по итогам завершившегося в Астане восьмого раунда переговоров по Сирии стало известно о намеченной на 19-20 января в Сочи подготовительной встрече по проведению Конгресса национального диалога. Сам Конгресс, согласно совместному заявлению России, Ирана и Турции, может состояться в Сочи 29-30 января. Россия рассматривает Конгресс сирийского национального диалога в Сочи не как разовое мероприятие, а как регулярную площадку, на которой будут обсуждаться вопросы разработки конституции, заявил глава российской делегации на переговорах в Астане, спецпредставитель президента по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев в интервью RT. Страны-гаранты примут участие в предстоящем Конгрессе в качестве наблюдателей, однако детали ещё предстоит уточнить. Последующие раунды конгресса или работа органов, которые предполагается сформировать по итогам мероприятия, не обязательно должны проходить в Сочи: «Будет это Женева или Вена, или другая страна, может, даже сам Дамаск, который предоставит гарантии работы группы конституционной группы – все это покажет время».

Представительное мероприятие, на которое возлагаются большие надежды, соберёт  до 1700 человек, из которых будет сформирована Конституционная комиссия. Заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов отметил, что в ходе Конгресса «будут созданы специальные рабочие группы, потом они могут заседать и в Женеве… Будет разрабатываться конституция, потому что на базе конституции будут выборы, а на базе выборов будут формироваться новые органы исполнительной власти». Что же касается состава участников предстоящего Конгресса, то, как подчеркнул дипломат, «мы всех приглашаем. Всех участников, я имею в виду сирийцев, и в Астане, и в Женеве. Кто считает себя представителем сирийского народа и хочет участвовать, добро пожаловать. Процесс работы над списками приглашённых сейчас в полном разгаре, с учетом мнения Тегерана и Анкары». Представители курдской партии «Демократический союз» участия Конгрессе не примут, представлять сирийских курдов будут нейтральные делегаты, отметил А. Лаврентьев.

Что до США, то они пока не выражают желания принять участие в Конгрессе национального диалога Сирии. Впрочем, если в Вашингтоне того захотят – соответствующая возможность («поприсутствовать там в качестве наблюдателя») у них будет, при этом Москва ожидает от Вашингтона конструктивного подхода и поддержки по отношению к конгрессу. «В свое время мы предлагали Соединенным Штатам стать гарантом Астанинского процесса, США инициативно отказались, заявив, что их устраивает роль наблюдателя. Наверное, они пожалели об этом, когда увидели, что Астанинский процесс развивается, идет вперед», – предположил А. Лаврентьев. И добавил: «Мы никогда не пытаемся кого-либо изолировать от политических мероприятий, если США желают участвовать, мы ожидаем от них лишь соответствующего обращения». Предложения США о расширении количества «зон дезскалации» контрпродуктивны: надо добиваться стабилизации обстановки там, где они уже определены, «с точки зрения режима прекращения боевых действий», «прекращения различных провокаций» и того, прекращения страданий людей в результате продолжающихся боевых действий.

Россия надеется на совместную работу с США в борьбе с [запрещённой в России] «Джебхат ан-Нусрой» в Сирии, подчеркнул спецпредставитель Президента России: «У нас есть хороший результат совместной работы по борьбе с ИГ. Надеюсь, что такая же хорошая работа будет и в борьбе с другими террористическими организациями, в том числе с «Джебхат ан-Нусрой».  Вместе с тем, некоторые действия администрации США связаны и зависят от внутриполитической конъюнктуры. Тем не менее, россияне неизменно хотят «видеть наших американских коллег вместе с нами в одной лодке, чтобы мы плыли в правильном направлении. Другое дело, что, может быть, сейчас не совсем для этого сложилась удачная ситуация. Связано это в том числе с различными внутриполитическими проблемами в США». Очевидно, несмотря на антироссийскую информационную паранойю за океаном, контакты по линии спецслужб продолжаются, о чём свидетельствует, в частности, звонок 17 декабря Владимира Путина Дональду Трампу: российский президент выразил благодарность ЦРУ за предоставление разведывательной информации, позволившей задержать группу террористов, планировавших в новогодние праздники резонансные теракты в Санкт-Петербурге (включая Казанский собор).

Впрочем, на фоне очередного пакета секторальных санкций, демонстративного унижения российской олимпийской сборной, системной работы с «Новой сирийской армией», наконец, на фоне провокационных обложек мэйнстримных англосаксонских СМИ, мимолётная российско-американская оттепель выглядит сродни перепутавшему время робкому ростку подснежника среди суровой зимы….

Начальник управления по связям с общественностью штаба операции Inherent Resolve ("Непоколебимая решимость") так называемой «международной коалиции» полковник Пентагона Томас Вил считает заявления российского спецпредставителя, как и его коллег из Минобороны РФ, ни много ни мало, бессмысленными. Он утверждает, что «Россия поспешно объявила в начале этого месяца о победе над [запрещённым в России] ИГ. Мы, коалиция, по-прежнему сосредоточены на нанесении окончательного поражения ИГ в регионе. Это глобальная угроза, и мы работаем с нашими партнерами по СДС, чтобы предоставить возможность для по-настоящему демократического мирного процесса, который будет признан международным сообществом». По версии Вила, «сирийский режим не смог продемонстрировать способность предотвратить возрождение ИГ на своей собственной территории. Как мы видели на этой неделе в Дамаске и на протяжении последних нескольких месяцев в других районах по всей Сирии, как например в Пальмире, ИГ сохраняет возможность предпринимать внезапные наступления и вытеснять с территорий силы Асада».  Отрицая роль Москвы в победе над террористами, глава Пентагона Джеймс Мэттис выражается не менее откровенно: «Я считаю, что с ИГ все еще есть проблемы, борьба с ним еще не закончена – не верьте тем, кто говорит об окончательной победе над ИГ. Мы продолжаем бороться с ними, они отступают и не могут противостоять нашему альянсу».

Несмотря на то, что в Сирии, как и в регионе в целом, у администрации Трампа нет поводов похвастаться успехами, в реальности Америка едва ли смирилась с поражением в битве за эту арабскую страну, и будет пытаться любыми средствами убрать её легитимное правительство. О том, что в Вашингтоне не допускают и мысли, что кто-то помимо них будет определять внутриполитическую повестку в Сирии и будущее этой страны, свидетельствует хотя бы оказывавшаяся все последние годы масштабная помощь террористическим бандам в Сирии, неопровержимые доказательства которой неоднократно представлялись российским военным ведомством. Будущее покажет, насколько взвешенная и конструктивная позиция Москвы найдёт отклик за океаном на этот раз, однако очевидно, что желающих продолжать военные действия «до последнего сирийца» там более чем достаточно. США и их восточноевропейские союзники по НАТО поставляли боевикам «Исламского государства» (организация запрещена в России) большие объёмы вооружений, о чём свидетельствуют итоги расследования британской организации Conflict Armament Research. В её специальном докладе отмечается, что 97% вооружения и 87% амуниции поставлены боевикам в Сирию и Ирак бывшими странами Организации Варшавского договора (Румыния, Болгария и Венгрия, отчасти Чехия и Польша) через США и Саудовскую Аравию в нарушение международных норм. Порою вооружение оказывалось в руках террористов уже через два месяца после того, как было отгружено с оружейных заводов в Европе. В ходе расследования неоднократно фиксировались эпизоды, когда террористы затирали заводскую маркировку и переупаковывали «стволы», чтобы скрыть страну происхождения. Почти 40 % оружия произведено в 1980-1989 годах, 30 % – в 2000-2009 годах. Таким образом, страны Восточной Европы продолжают выпуск оружия советского образца, поставляя его террористическим группировкам практически напрямую. Кроме того, германский оружейный концерн Rheinmetall открывает в Саудовской Аравии оружейную фабрику, и теперь спонсоры терроризма на Ближнем Востоке, получат возможность самостоятельно поставлять вооружение своим клиентам.

В упомянутом совместном заявлении стран-гарантов сирийского перемирия подтверждается решимость «продолжить сотрудничество в интересах полной и окончательной ликвидации [запрещённых в России] террористических группировок «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусры» других террористических организаций, определенных в качестве таковых Советом Безопасности ООН, недопущения передислокации международных террористов в другие страны и регионы». К сожалению, Турция не укладывается в график размещения наблюдателей в зоне деэскалации в Идлибе, о чём заявил 21 декабря А. Лаврентьев: «Не обошлось без обсуждения ситуации, которая складывается сейчас в зонах деэскалации как в юго-восточной части, так и в районе Восточной Гуты, Хамы и, самое главное, Идлиба, где в настоящее время наиболее сложная ситуация. Развертывание наблюдательных постов и контрольно-пропускных пунктов только набирает обороты, темпы. Наши турецкие коллеги не укладываются в тот график, который был выработан на двустороннем и трехстороннем уровнях». Не может не настораживать и то обстоятельство, что турецкая сторона старательно обходит факты нарушения режима перемирия в провинции Алеппо.

[caption id="" align="aligncenter" width="1200"] Линия фронта в северной Хаме и позиции союзных Дамаску ополчений[/caption]

ВКС России в небе над «Латминским выступом» боевиков в провинции Хама

Кроме того, проблем более чем достаточно и в восточных предместьях Дамаска, и в провинции Хама, куда сирийская армия перебрасывает дополнительные силы, ведя локальные наступательные операции на границе Идлиба. Успеха они пока не приносят, оборачиваясь значительными потерями сирийцев в людях и технике, более того, боевики пытаются упредить их действия. По данным издания Al Watan, банды «Джебхат ан-Нусры» 23-24 декабря атаковали позиции правительственных сил со стороны поселения Хан-Тоуман, но получили  отпор. Причиной некоторых неудач сирийской армии в Хаме и к югу от Алеппо, судя по имеющейся информации, во многом стала продолжающаяся накачка не без участия эмиссаров ЦРУ бандформирований современным оружием, произведённым в США и Восточной Европе. Несколько более успешно, судя по всему, дела идут на юго-западе страны близ границы с Израилем, где тоже пока существует террористический анклав. Здесь сирийцы завершили операцию по окружению двух последних форпостов террористов из группировки "Джебхат ан-Нусра" у горы Хермон (Джебель-эш-Шейх). После упорного боя удалось занять позиции у водного источника Набаа-эль-Манбидж, перекрыв линии снабжения террористов, окопавшихся в поселении Бейт-Джан. Ранее правительственные силы блокировали форпост у ферм Маар-эль-Мир и отрезали боевиков от реки Нахр-Авадж, выходящей к территории подконтрольных Израилю Голанских высот. Впрочем, как можно предположить, террористы могут получить поддержку и здесь.

* * *

Война в Сирии, уже нанёсшая стране колоссальный ущерб, по имеющимся оценкам, более чем на 200 млрд долл., всё ещё бесконечно далека от своего завершения. Затягиваемые в тугой узел гуманитарные проблемы и далее будут использоваться в качестве рычага политического и военного давления на Дамаск и его союзников. Между тем, без решения проблем, прежде всего Идлиба и Восточной Гуты, переговорный процесс по Сирии будет находиться под постоянной угрозой.

Андрей Арешев, для "Военно-политической аналитики"