Сирия: Конгресс национального диалога состоялся, военные действия продолжаются

29  января в Сочи стартовал, а на следующий день официально открылся Конгресс национального диалога Сирии, в проведение которого Москва вложила значительные политико-дипломатические усилия. «Форум призван вновь сплотить народ Сирии после почти семилетнего вооружённого конфликта, унёсшего жизни сотен тысяч людей, вынудившего миллионы граждан покинуть свою родину», – говорится в оглашённом Сергеем Лавровым послании российского президента Владимира Путина. Благодаря Конгрессу «предоставляется хорошая возможность вернуться к мирной, нормальной жизни» в САР. Определять будущее своей страны вправе только сирийский народ: «Совместно с партнёрами по астанинскому процессу – Ираном и Турцией, влиятельными арабскими государствами, соседями Сирии, мы постарались сделать это мероприятие максимально представительным, исходя из того, что только народ Сирии вправе определять будущее своей страны».

[caption id="" align="aligncenter" width="448"] Фото: ТАСС[/caption]

«Учитывая беспрецедентный характер этого собрания, когда в одном зале сегодня присутствуют представители такого большого числа групп — этнических, социальных, политических – сирийского общества, конечно же, важно начать с того, чтобы вырабатывать взаимное доверие, вырабатывать способность работать сообща», – сказал Лавров. Далее рабочие заседания Конгресса вёл спецпредставитель Президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев.

Большинство из участников форума – арабы (94,5%), но присутствуют также курды, езиды, ассирийцы, армяне, черкесы, чеченцы, дагестанцы, абхазы, туркоманы и друзы. Участники форума, проходящего в атмосфере высокого эмоционального накала, договариваются о создании конституционной и ряда других комиссий, которые позволили бы начать конструктивный и содержательный диалог о будущем страны. "Мы сформировали в рамках Конгресса национального диалога Сирии три органа: президиум, организационный комитет, а также комитет по подсчету голосов", – говорит глава "астанинской" платформы сирийской оппозиции Ранда Кассис, выразив надежду, на формирование Конституционной комиссии: «Именно создание этой комиссии станет началом политического урегулирования в Сирии… Сейчас на Конгрессе присутствуют представители четырех больших оппозиционных групп. Также есть делегация внутренней оппозиции. Представители от этих четырех групп войдут в Конституционную комиссию».

Абсолютное большинство собравшихся выступает за национально-государственное единство, территориальную целостность и независимость страны. Один из участников форума, Махмуд аль-Эфенди, назвал конгресс сирийского национального диалога в Сочи удивительным: никогда раньше не было переговоров именно между оппозицией и властями: «Началось все очень напряженно. Привыкаем друг к другу, на обеде, ужине. Люди, которые друг с другом говорить не могли, пьют чай, кофе после трёх часов переговоров. Я удивлен очень сильно! Я надеюсь, что это не только на один день, такие встречи должны быть каждый день». По словам политика, на площадке ООН на переговорах международное сообщество «не давало» оппозиции так делать, ибо воспринимались едва ли исключительно заявления о «переходном правительстве».

К участию в Конгрессе в качестве наблюдателей приглашены все основные региональные и международные внешние игроки. В конечном итоге приехал спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура, в то время как США и Великобритания – официально отсутствуют. Около сотни человек, похоже, использовали свой приезд в Сочи для манифестирования политических требований о так называемом «политическом переходе». От участия в конгрессе такие деятели, как Ахмад Тоаме, Ясир Абдуррахим, «глава генштаба Свободной Сирийской армии» Ахмад Берри и другие отказались, вылетев в Анкару и передав свои требования через турецкую делегацию. Разумеется, попытки срыва мероприятия носили серьёзный и системный характер. И дело отнюдь не только в параллельных усилиях известных «друзей Сирии». 29 января, как только собирающиеся в Сочи сирийцы приступили к работе, как сообщила официальный представитель МИД России М. Захарова, «тут же по СМИ был разослан некий «план итогового заявления конгресса». «Сразу же начали поступать звонки с просьбой о комментарии… дело подается таким образом, что к приезду представителей Дамаска и оппозиции уже якобы все написано, решения приняты (непонятно, правда, какие и кем), а мероприятие лишено «интриги». Всё, что сейчас запускается в медийное пространство относительно некоей «предрешённости итогов Сочи» и «заранее написанных заявлениях» – это попытка сорвать работу конгресса, заверила Захарова. Заранее прорабатывались вопросы аккредитации, логистики и расселения, в то время как «само мероприятие настолько живое и непредсказуемое, что все решается с колес, так, как подсказывает ход встреч и консультаций непосредственно сирийцев».

Ранее на минувшей неделе, по итогам состоявшихся в Вене под эгидой ООН консультаций, стало известно, что непримиримая (просаудовская) часть сирийской оппозиции от участия в Конгрессе отказалась. «Переговорный комитет революционных и оппозиционных сил Сирии (СКП) заявляет о бойкоте конгресса в Сочи, созванного Россией 29-30 января», – говорится в распространённом через соцсети сообщении так называемого «Высшего комитета по переговорам». А. Лаврентьев ранее отметил, что на форуме, участники которого попытаются запустить процесс работы над новой конституцией, слово будет предоставлено всем: и правительству, и оппозиции, причём не только внутренней, но и внешней. Между тем, непримиримые оппоненты официального Дамаска приняли такое решение отнюдь не вчера, так что попытки сформировать единую делегацию сирийской оппозиции изначально вряд ли могли увенчаться успехом.

Об этом же свидетельствует фактический раскол «СКП» и участие в Конгрессе представителей «московской», «каирской» и ряда других оппозиционных групп. По словам лидера входившей в СКП платформы «Москва» Кадри Джамиля, голосование «объединенной оппозиции» об отказе участвовать в Конгрессе национального диалога в Сочи нельзя считать состоявшимся из-за нехватки голосов и, таким решение об участии принято не было: «Члены СКП, находящиеся в Вене проголосовали 26 января за участие в Сочи в количестве 10 человек. Всего присутствовали 34 человека, из которых 24 отказались от участия в сочинском конгрессе». Между тем, «предполагаемая доля для принятия какого-либо решения в СКП составляет 26 из 36… Это означает, что СКП не принял решение ни в пользу неучастия, ни в пользу участия».

Ливанский специалист по оппозиционным формированиям САР Н. Саби говорит об отказе «СКП» ехать в Сочи как о грубой ошибке, так как просаудовские силы переоценивают роль Вашингтона в урегулировании конфликта: «Соединенные Штаты своей политикой демонстрируют незаинтересованность в прекращении конфликта в Сирии и стремятся к расколу страны, используя курдский сепаратизм» (об этом ниже – Прим. авт.). Отказ Сирийского комитета по переговорам от диалога со своими согражданами дискредитирует и название этой структуры, и её переговорный статус, полагает военно-дипломатический источник: «Непонятно… чьей поддержкой среди сирийцев они пользуются и чего хотят кроме свержения законного правительства». Заявления самих непримиримых  «оппозиционеров», по-прежнему настаивающих на «уходе Асада», свидетельствуют об этом в полной мере.

* * *

На фоне попыток достичь хотя бы относительного согласия по ключевым вопросам политического урегулирования, активность боевых действий в различных районах страны не снижается, и практические действия партнёров (равно как и их заявления, о которых мы упоминали в предыдущем обзоре) свидетельствуют о долгосрочной ставке на дестабилизацию ситуации в Сирии. Процитируем одно из сообщений Российского центра по примирению враждующих сторон: «24 января в ходе патрулирования периметра зоны блокирования в районе Эт-Танф сирийским военным патрулем была обнаружена передвигавшаяся по пустыне колонна из трех джипов боевиков, оснащенных тяжелыми пулеметами. Боевики на большой скорости перемещались на северо-восток в направлении сирийско-иракской границы. Бойцы отряда народного ополчения «Дамаск», направленного для усиления частей 3-й танковой дивизии сирийских войск, выполняющих задачи по пресечению выхода боевиков из контролируемой США зоны Эт-Танф, открыли огонь на поражение. В результате боестолкновения уничтожено два джипа и пятеро террористов». Один из автомобилей террористов скрылся в направлении Эт-Танфа. «В ходе осмотра места уничтожения боевиков сирийскими ополченцами обнаружена современная аппаратура РЭБ европейского производства [устройства для постановки помех и базовая радиостанция], большое количество боеприпасов к стрелковому оружию и литература [запрещённой в России террористической группировки] ИГИЛ», – говорится в сообщении. Что характерно, в машинах террористов были также обнаружены флаги и эмблемы одной из группировок, боевики которой «проходят подготовку в тренировочном лагере у населённого пункта Эт-Танф под руководством инструкторов сил специальных операций США в качестве формируемой ими «Новой сирийской армии».

По данным российских военных, боевики намеревались провести диверсионно-террористические акты в провинциях Дамаск, Хомс и Дейр эз-Зор с целью сковывания и отвлечения сил сирийской армии, пытающейся ликвидировать «котел» с террористами запрещённой в России группировки «Джебхат ан-Нусра» в провинции Идлиб. По свидетельствам беженцев, которым удается переходить из контролируемой США зоны на юге Сирии, в ближайшее время ожидаются попытки прорыва и других групп террористов из Эт-Танфа в северном и северо-восточном направлении. «Данные факты наглядно демонстрируют реальную вовлеченность США в подготовку и формирование из разбитых сирийскими войсками проигиловских группировок всех мастей подконтрольную себе «вооруженную оппозицию» для срыва мирного процесса в Сирии», – отметили в Центре.

[caption id="" align="aligncenter" width="768"] Оружие, обнаруженное в освобожденных от террористов поселениях провинции Дейр-эз-Зор[/caption]

Сирийской армии и ополченцам по-прежнему приходится отражать массированные атаки боевиков, попытавшихся, в частности, вернуть под свой контроль авиабазу Абу ад-Духур в провинции Идлиб. Не прекращались столкновения в Латакии, Хомсе, продолжались ожесточённые бои в Восточной Гуте, где, правда, объявлено перемирие, но судьба его не очень понятна. Вовсе не следует удивляться и активности террористов запрещенной в России группировки «ИГ» на востоке провинции Дейр-эз-Зор, вокруг частично освобождённого ранее сирийцами погранперехода Аль-Букмаль. После декабрьских поражений террористы ориентировочной численностью около 1000 человек (есть и другие оценки, куда выше, с тяжёлой техникой и, не исключено, ПТРК Javelin) возобновили нападения на сирийцев и курдов по обоим берегам Евфрата. В результате в течение минувшей недели было убито и пленено несколько десятков сирийцев и курдских бойцов, утеряно несколько единиц бронетехники. При неблагоприятном стечении обстоятельств боевики, сохраняющие контроль над некоторыми участками границы с Ираком и пользующиеся внешней поддержкой, могут собрать достаточно крупные силы и вновь громко напомнить о себе на востоке или в центре Сирии. Именно об этом свидетельствует «совместное заявление» террористических группировок «Ахрар аш-Шам» и «Хайят Тахрир аш-Шам» о планируемой ими акции, от которой «вся Сирия вздрогнет». Пока трудно оценить реальные намерения бандитов и возможности их реализации, однако речь может идти о массированном применении химического оружия, ответственность за которое американские партнёры вновь перевалят на Дамаск и Москву, о чём свидетельствуют недавние заявления Тиллерсона и иже с ним. Параллельно развивается гонка за симпатии племён Центральной и Восточной Сирии (районов, недавно освобождённых из-под контроля террористов), что чревато усилением роли «племенного фактора», обусловленного, в том числе, внешним влиянием (Запада, «заливных» монархий и т.д.) и способного серьёзно повлиять на постконфликтное будущее страны.

Важным игроком этой сложной партии является Турция, активно продвигающая в соседней стране свои интересы. Турецкая операция «Оливковая ветвь в Африне» (на фоне недовольства Анкары действиями сирийцев в Идлибе и после заявлений американских представителей о предстоящем формировании «сил безопасности границы» в северной Сирии) придала конфликту новое драматическое и при этом межгосударственное измерение. Сообщения противоборствующих сторон носят на себе явный отпечаток информационного противоборства (обе стороны данные потерь противника оценивают гораздо выше собственных), так что время даже предварительных оценок степени успешности действий турецких Вооружённых Сил пока ещё не пришло. Опасаясь значительных потерь вследствие сопротивления курдских отрядов, турки пустили вперёд себя формирования, наспех сколоченные из готовых воевать «за еду» сирийских беженцев и местных протурецких элементов. Потенциально таковых может быть навербовано довольно много, однако боевые качества так называемой «сирийской освободительной армии» и их мотивацию вряд ли можно оценивать высоко (1). Впрочем, возможные потери не смущают экспансивного Р. Эрдогана, заявляющего, что при необходимости военная операция может быть продолжена в Манбидже (а при необходимости турецкая армия готова дойти и до Идлиба). «После завершения военных действий в районе Африн отряды ССА примут непосредственное участие в операции под Манбиджем», – вторит ему представитель «сирийской свободной армии». По некоторым данным, турки потребовали выводы американских военных из Манбиджа, что свидетельствует о серьёзности их намерений.

[caption id="" align="aligncenter" width="728"] Районы вторжения в Африн и боевых действий[/caption]

По некоторым свидетельствам, бои на некоторых участках носят достаточно упорный характер, и общие потери, с учётом гражданского населения, по-видимому, превысили сотню человек. Пытаясь противодействовать массированным налетам турецкой авиации и артиллерийским обстрелам, курды обстреливают приграничные турецкие поселения, в частности Килис. 24 января местные власти Африна объявили всеобщую мобилизацию, а в последующие дни представители кантона, очевидно, рассчитывая на военную помощь Дамаска, заявили о том, что могут передать свои позиции сирийской арабской армии. Но это далеко не всё. «Турция начала военную операцию “Оливковая ветвь” на сирийский город Африн с применением истребителя F-16, танков Леопард 2А4 и М60. А каким оружием ответят курды? – задаётся вопросом китайская «Жэньминь жибао». – За время войны с “Исламским государством”, правительственными войсками и войсками оппозиции вооруженная сила курдов получила большой объем оружия с Запада (США)». Публикуются и его фотографии:

[caption id="" align="aligncenter" width="720"] Неустановленное количество ПТРК “Джавелин”[/caption] [caption id="" align="aligncenter" width="720"] Около 1200 ПТРК “Милан”[/caption] [caption id="" align="aligncenter" width="720"] 5800 немецких ручных противотанковых гранатометов “Panzerfaust 3”[/caption] [caption id="" align="aligncenter" width="720"] Десятки тысяч гранатометов AT-4[/caption] [caption id="" align="aligncenter" width="818"] Неустановленное количество китайских ПТРК HJ-8E[/caption] [caption id="" align="aligncenter" width="821"] Неустановленное количество югославских гранатометов M57 с калибром 44 мм[/caption]

Можно предположить, что с учётом специфики региона, сопротивление курдов будет лишь возрастать, что вынудит турок перебрасывать в Сирию дополнительные воинские части, усугубляя последствия оккупации.

Если иранцы выражали открытое недовольство началом операции «Оливковая ветвь», то Россия подобных заявлений не делала, но в то же время не делала и одобрительных заявлений, отмечает научный сотрудник Института Востоковедения РАН Константин Труевцев. Утверждения о том, что Москва якобы договорилась с Турцией и дала Анкаре «зелёный свет», выглядят большим преувеличением. Встреча представителей российского и турецкого генштабов с участием Хакана Фидана не удостоилась особенного внимания телевидения, что свидетельствует о вполне определённой атмосфере переговоров. Турецкая операция не была в должной мере подготовлена, отмечает военный эксперт Владимир Евсеев. С легкостью невероятной поставляя в регионы затяжных конфликтов ПТРК, ПЗРК, другие виды современных вооружений, США способствуют их дальнейшему обострению: «Фактически Соединённые Штаты Америки являются сейчас самым главным дестабилизирующим фактором в мире… на Корейском полуострове, в Сирии, на Украине, в других местах. Это что у нас за такой мировой лидер, который весь мир фактически пытается взорвать?» Небезынтересны и нотки благожелательности по отношению к официальному Дамаску авторов некоторых публикаций в турецких СМИ, а также рассуждения о необходимости постоянного диалога между Турцией, Ираном, Россией и США как странами, присутствующими в Сирии военной силой (при этом деликатно умалчивается о том, что Анкара и Вашингтон делают это нелегитимно и нелегально).

Долгосрочные результаты операции «Оливковая ветвь» могут нести различные последствия, как для Дамаска, так и для российской политики в регионе. Пока очевидно, что Турцию не удаётся задействовать как фактор срыва Конгресса национального диалога Сирии, в то время как террористы Идлиба могли бы располагать куда большей поддержкой, ели бы боевики перечисленных в примечании группировок не были бы собраны под Африном (2). Следование сирийских курдов в фарватере американской ближневосточной стратегии, упорный отказ от каких-либо договорённостей с Дамаском не позволит им продвинуться по пути реализации собственных национальных интересов.

Андрей Арешев, для "Военно-политической аналитики"

Заглавное фото: Валерий Шарифулин/фотохост-агентство ТАСС

Примечания

  1. По данным турецкого журналиста Фехима Таштекина, среди осаждающих Африн вооружённых формирований, помимо «свободной сирийской армии», присутствуют боевики «Фейлак аш-Шам», «Джейш ан-Наср», «Джебхат аш-Шамийя», «Ахрар аш-Шам», «Бригад Нуреддина аз-Зенги», «Бригад султана Мурада», «Бригад султана Мехмеда Фатиха», «Северной бури», Исламской партии Туркестана, «Бригад Самарканд» и ряда других группировок, включающих, как видно из названий, уйгуров и выходцев из Центральной Азии. Как отмечается в публикациях российских экспертов, «Оливковую ветвь» подержали многие салафитские и джихадистские лидеры, такие, как одиозный саудовец Абдалла аль-Мухайсини.
  2. В то же время, обстрел направлявшегося в Идлиб турецкого конвоя свидетельствует о вероятности инцидентов в ходе реализации имеющихся договоренностей о разграничении зон ответственности России, Турции и Ирана на северо-западе Сирии.