Американо-британский удар по Сирии был неизбежен, последующие более мощные атаки – исключительно вопрос времени

Террористы получили очередной сигнал к возможному наступлению

О том, что силы западного мира ни при каких обстоятельствах не откажутся от своих стратегических целей в Сирии, мы писали неоднократно. Очередное подтверждение все сомневающиеся в данном непреложном обстоятельстве получили в ночь с 13 на 14 апреля, когда США, Великобритания и предположительно Франция предприняли массированный ракетный обстрел сирийской территории, совершив тем самым очередное тягчайшее военное преступление. В воздушных налётах, продолжавшихся около 40 минут, были задействованы эсминцы ВМС США Porter, Donald Cook и Higgins. С авиабазы в Катаре действовали стратегические бомбардировщики В-1В Lancer, с британской базы Акротири на Кипре – четыре самолета Tornado, а также два фрегата и 9 самолётов Вооружённых сил Франции.

Несколькими днями ранее, 9 апреля, два самолёта ВВС Израиля выпустили через территорию Ливана (что является нарушением международного права) 8 управляемых авиабомб типа по военной базе Т-4 в провинции Хомс, в результате чего погибло несколько иранских военнослужащих. Атака израильтян (за которой пристально наблюдали их могущественные союзники) рассматривалась как возможная проба сил в преддверии более массированной атаки «Томагавками» с кораблей ВМС США в Восточном Средиземноморье.

Нападению предшествовала пустая и лживая речь Трампа, наполненная абсурдными выпадами, в том числе и по адресу России и Ирана. Что же касается формального повода, то бомбардировки, как отмечает востоковед Дмитрий Минин, осуществляются с целью «объяснить» отсутствие всяких доказательств предполагаемой «химической атаки». Дескать, они были, но мы их уничтожили, чтобы «впредь неповадно было». И теперь любые выводы, противоречащие «единственно верному» мнению Запада, можно опровергнуть тем, что «терпеть химоружие у Асада дальше было невозможно, пока он его вновь не употребил» (1). И всё, больше ничего не требуется. Аналогичным образом обстоит дело и с представленными накануне российской стороной документальными доказательствами постановочного характера записи с пострадавшими в так называемом «госпитале» Думы. С появлением свидетелей этой инсценировки стало очевидно, что вскоре вся шитая белыми нитками провокация будет разоблачена, что, конечно же, не входит в планы тех, кто более семи лет пытает Сирию то «арабской весной», то запрещёнными в России террористическими группировками «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра», и вот теперь – прямой военной агрессией.

Брифинг Министерства обороны России 13 апреля 2016 г.

Таким образом, в том, что очередной удар неминуем, изначально не было абсолютно никаких сомнений, как у сирийских военных, так и (выскажем предположение) у российского военно-политического руководства. Разночтения касались разве что возможных целей агрессии: будут ли это только сирийские объекты, либо же, как предполагали некоторые американские издания, ракеты полетели бы на Хмеймим и Тартус, что с неизбежностью вело к глобальному вооружённому конфликту. Согласно некоторым данным, подразделения Вооружённых Сил России в Сирийской Арабской Республике получили приказ перейти в повышенную боевую готовность, а российские боевые корабли были рассредоточены в Восточном Средиземноморье с тем, чтобы не стать лёгкой добычей потерявшего разум противника. В то же время основная часть сирийской авиации была передислоцирована на аэродромы в зоне ответственности российского воинского контингента. В воздух поднимались разведывательные самолёты Р-8А Poseidon, работавшие в круглосуточном режиме. По-видимому, противник пытался нарушить координацию действий между сирийскими и российскими военными, однако эта затея провалилась.

[caption id="" align="aligncenter" width="599"] Дамаск. Гора Джебель-Касиюн, освещенная заревом от американских ударов[/caption]

Основными целями атак противника стали штаб Республиканской гвардии на горе Касиюн, авиабаза Меззех, научно-исследовательский центр Дамаска, база ВВС Думейр (отсюда вылетали самолёты и на Восточную Гуту), база 41-й бригады спецназа, окрестности Рухабии, Республиканский дворец, база ВВС Калакхалах в провинции Сувайда, базы «Хезболлы» в Аль-Ксайре и Арнабе, базы 89-й и 185-й бригад. Наиболее интенсивным налётам подверглись штабы элитных частей сирийской армии – Республиканской гвардии и Сил специального назначения «Тигр», хорошо показавшие себя в борьбе с силами международного (прозападного) терроризма. Удар был нанесён по основному потенциалу легитимного правительства Сирии в его борьбе с террористами, причём в городской черте столицы, что было призвано спровоцировать панику и уныние. Этого, однако, не произошло – объекты уцелели, а жители Дамаска устраивают праздничные митинги на центральных площадях (в частности, на площади Омейядов). Год, минувший с такой же разбойничьей, но меньшей по масштабам атаки на авиабазу Шайрат защитники сирийского неба использовали максимально эффективно. Судя по предварительным данным российского Министерства обороны, собственно военные последствия очередной агрессивной акции, совершенной в нарушение всех норм международного права (уже давно ставших для западного альянса пустым звуком) не столь значительны. «Ракетно-бомбовому удару подвергся ряд сирийских аэродромов, промышленных и научно-исследовательских объектов. По предварительным данным, жертв среди мирного населения и военнослужащих сирийской армии нет. Сведения будут уточняться и доводиться до общественности», – заявил в ходе экстренного брифинга начальник Главного управления Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Сергей Рудской. На Сирию были сброшены управляемые авиабомбы, по Дамаску выпустили ракеты класса «воздух-земля» и в целом 103 крылатые ракеты, две трети которых были перехвачены. «Сирийскими средствами противовоздушной обороны, основу которых составляют комплексы ПВО советского производства, успешно отражены удары авиационных и морских средств поражения. Перехвачена 71 крылатая ракета. В отражении ракетного удара были задействованы сирийские средства ПВО, С-125, С-200, «Бук», «Квадрат» и «Оса». Это свидетельствует о высокой эффективности находящихся на вооружении Сирии комплексов и высокой выучке военнослужащих, подготовленных нашими специалистами. За последние полтора года Россия полностью восстановила систему противовоздушной обороны Сирии и продолжает её совершенствовать… Несколько лет назад, учитывая настоятельную просьбу некоторых наших западных партнеров, мы отказались от поставок в Сирию зенитно-ракетных систем С-300. С учетом произошедшего, считаем возможным вернуться к рассмотрению этого вопроса, и не только в отношении Сирии, но и других государств».

Очевидно, в стремлении поддержать силы международного терроризма, обильно напичканные западными наёмниками и военными инструкторами, США и Великобритания били в том числе по сирийским аваибазам. Данные объективного контроля говорят сами за себя: по аэродрому Дуали выпустили 4 ракеты, все сбиты. Аэродром Думейр (ранее неоднократно безуспешно атаковавшийся террористами): 12 ракет, также все сбиты. До аэродромов Блеи и Шайрат также ни один «Томагавк» не долетел. Из 16 ракет, выпущенных по аэродрому Хомс, уничтожено 13. Три десятка Томагавков ударили по населенным пунктам Базре и Джерамани, 7 сбито. Имевшиеся там объекты, которые, по мнению Запада, имеют отношение к мифической «химической программе» официального Дамаска, частично разрушены, однако они закрыты и давно не используются. «Российские силы противовоздушной обороны были переведены в боевой режим работы, – подчеркнул С. Рудской. – Истребительная авиация осуществляет дежурство в воздухе. Ни одна из крылатых ракет в зону российских средств ПВО не входила. Наши противовоздушные комплексы не применялись. Считаем, что данный удар – не ответ на мнимую «химическую атаку», а реакция на успехи сирийских Вооруженных сил в борьбе по освобождению своей территории от международного терроризма. Факт американской агрессии свидетельствует о незаинтересованности США в объективности проводимого расследования, стремлении сорвать процесс мирного урегулирования в Сирии и дестабилизировано обстановку в ближневосточном регионе», что «не имеет ничего общего с заявленными целями по борьбе с международным терроризмом». К этому следует добавить эффективную работу ракетно-пушечных комплексов «Панцирь С1», насколько десятков которых было поставлено в Сирию в предшествующие годы. Ещё в декабре 2015 года в Сирии появились самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50, способные заблаговременно фиксировать пуски крылатых ракет противника.

Президент России Владимир Путин назвал удары «актом агрессии против суверенного государства», притом что ни российские военные эксперты, ни местные жители не подтвердили факта химической атаки, ставшей предлогом для ударов. Удар стран Запада по Сирии может привести к началу нового этапа вооруженного конфликта в этой стране, полагает глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев: «Сегодняшняя американская атака может стать новым этапом вооруженного конфликта в Сирии. И именно на недопущении такого сценария должны сконцентрироваться страны ООН». В этих ударах виден «знакомый американский почерк, уже отточенный на Ираке, Афганистане, бывшей Югославии».

Несмотря на бравурный тон очередного Twitter-послания президента Трампа в духе «Миссия выполнена», очевидно, что за нынешней атакой последуют другие, куда более мощные. К берегам Восточного Средиземноморья выдвинулась ударная армада во главе с авианосцем USS Harry S. Truman. Усилят её истребители пятого поколения F-22A Raptor, которые будут действовать с аэродромов в странах Персидского залива. Массированные удары с воздуха станут прелюдией к комплексу специальных наземных операций, направленных на претворение в жизнь давнего лозунга «Асад должен уйти». Вероятный запуск по Сирии уже не сотни, а как минимум нескольких сотен ракет создаст значительную нагрузку на систему противоракетной обороны страны, которая нуждается в дальнейшем комплексном укреплении и насыщении всем необходимым.

[caption id="" align="aligncenter" width="995"] Нелегальная американская база в районе Эт-Танф на юге Сирии[/caption]

В этой связи, высказывается предположение, что западные покровители террористов постараются радикально подорвать позиции сирийской армии на юге страны, в провинциях Дера`а, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда. Контролируемые боевиками «ИГ» поселения Ярмук, Аль-Кадам, Асват, Хаджар и др. представляют собой «подушку безопасности» для оккупированного американцами Эт-Танфа, и именно в их направлении будет продвигаться после освобождения Восточной Гуты сирийская армия. Именно из Ярмука возобновились обстрелы сирийской столицы, что ведёт к новым жертвам. Затягивание с разгромом террористов к югу от Дамаска даёт им очередную возможность подтянуть резервы и получить массированную подпитку через Иорданию (и не только) до подхода основных сил поддержки. Более мощные удары западных союзников создадут для прикрываемых с воздуха боевиков необходимые условия для попытки нового наступления на Дамаск, на этот раз с юга. Соответственно, существование террористических гнёзд и оккупационных зон, прежде всего в этой части страны, чем дальше, тем больше представляется категорически недопустимым.

Прямым следствием действий США, Великобритании и Франции будут рост интенсивности вооружённого конфликта в Сирии и новые тысячи смертей, полагает Д. Минин. Большинство экспертов, включая американских, признают, что шансов переломить ход военных действий у прозападных боевиков-исламистов нет. После «переезда» основной части террористов Восточной Гуты в Идлиб и Джераблус, в котлах на юге Дамаска, провинциях Дара`а, Хама, в пустыне Бадия ещё находятся около 10 тысяч боевиков, проблема которых требует скорейшего решения.

В отличие от некоторых записных оптимистов, автор данного материала поостерёгся бы шутить над «умными» американскими ракетами, якобы доказавшими свою неэффективность в борьбе даже с относительно менее современными средствами сирийской ПВО. В 2007 году генерал в отставке Уэсли Кларк заявил о планах по разгрому семи стран на Ближнем Востоке: после Ирака следующими целями Пентагона должны были стать Сирия, Ливан, Ливия, Сомали, Судан и Иран. Так что в покое Сирию не оставят ни при каких обстоятельствах, и каждый последующий успех её армии будет сталкиваться со всё большим ожесточением со стороны внешних спонсоров террористов. Немаловажно и то, что вновь наглядно продемонстрирована предельная шаткость российско-ирано-турецкого ситуативного «альянса», о чем свидетельствует политическая поддержка разбойничьей акции Вашингтона и Лондона со стороны официальной Анкары. Открытая фаза агрессии против Сирии только начинается, и впереди – тяжелейшая борьба, к которой следует активно готовиться, предпринимая – при необходимости, упреждающие и асимметричные шаги.

Андрей Арешев, для "Военно-политической аналитики"


Примечание

  1. Альтернативная точка зрения высказывается некоторыми бывшими дипломатами, однако общей погоды не делает. Вот что говорит бывший британский посол в Сирии (2003-2006 гг.) Питер Форд: «Я думаю, это может поставить нас на грань Армагеддона. Сейчас время выдохнуть и прекратить истерию и искажение правды. Трамп выступил с очень неумной идеей многоцелевой атаки на Сирию, а поскольку российские военные работают в тесном контакте с сирийской армией, особенно в сфере ПВО, есть опасность, что многие из этих военных могут погибнуть. Если кто-то считает, что Россия никак не отреагирует, то они должны подумать дважды, прежде чем российские самолёты атакуют американские эсминцы в Средиземном море. Надо сделать паузу, прежде чем произойдёт что-то ужасное… Мы должны задействовать наши мозги, мы должны спросить себя, какие источники используются в этой войне. Но сейчас это исламистская пропаганда. Мы знаем, как используются фейки в Интернете: каждый может оставить любую информацию. Ещё один источник, который используется – это организация «Белые каски», которые также являются представителями джихадистской пропаганды. Джихадисты фактически дёргают нас за поводок, и я нахожу отвратительным то, что мы позволяем себя дергать за поводок исламистским фанатикам».