Военная активность НАТО у границ России: задуют ли «горячие ветры войны»

Западные стратеги тестируют военные возможности России в Прибалтийском регионе

Особенность интеграции сопредельных с Россией прибалтийских стран в западные экономические и военно-политические институции состоит в том, что она носит в большей мере евроатлантический, чем собственно европейский характер. Вступление в 2004 году Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО практически сразу привело к появлению на территории этих стран боевых подразделений блока. Ранее, ещё в 2000 году создана единая система контроля за воздушным пространством стран Прибалтики (BALTNET), включающая в себя соответствующие национальные центры и региональный центр контроля воздушного пространства и управления воздушным движением в Кармелаве (северо-восточнее Каунаса), радиолокационную станцию и линии связи. Затем система BALTNET была включена в объединенную систему натовского ПВО в Европе (NATINADS), а на базе регионального центра в Кармелаве создаётся Центр управления и оповещения NATINDAS.

Изначально ни одна из прибалтийских стран не располагала собственной боевой авиацией для защиты и контроля своего воздушного пространства, ставшего частью общего воздушного пространства НАТО. В марте 2004 г. стартует операция «Балтийская воздушная полиция» (Baltic Air Policing), в рамках которой в Литве были размещены четыре самолета-истребителя ВВС стран НАТО, сменявших друг друга каждые три месяца (впоследствии — каждые четыре месяца). Местом базирования была выбрана авиабаза Зокняй в 5 км к юго-востоку от Шауляя (две взлетно-посадочные полосы длиной 3500 и 3280 м). На некогда крупнейший советский аэродром в Прибалтике было потрачено около 43 млн евро. После саммита НАТО в Чикаго 2012 года операция «Балтийская воздушная полиция» становится бессрочной[1].

В 2006 г. НАТО выделяет на модернизацию еще двух бывших советских авиабаз в Прибалтике – Эмари в Эстонии и Лиелварде в Латвии – 30 и 45 млн евро соответственно. Авиабаза Эмари (взлетно-посадочная полоса в 2750 м) находится на севере Эстонии, в настоящее время аэродром способен принять до 16 истребителей и 3-4 военно-транспортных самолета (в зависимости от их размеров). Подлётное время до Санкт-Петербурга – 10 минут (300 км). Авиабаза Лиелварде (взлетно-посадочная полоса в 2500 м) расположена в 7 км к северу от одноименного города в центре Латвии. Масштабная реконструкция здесь осуществлялась в 2007-2014 гг.

Очередным импульсом к наращиванию военного присутствия США и их сателлитов по НАТО в прибалтийских государствах стал государственный переворот на Украине в феврале 2014 года и воссоединения с Россией Крыма и Севастополя. Уже в апреле число базирующихся в Зокняйе истребителей НАТО возрастает с четырех до восьми. Кроме того, к операции подключили четыре самолета, размещенные на польской базе Мальборк. С 30 апреля 2014 г. в качестве еще одного аэродрома операции «Балтийская воздушная полиция» стала использоваться база Эмари, и со временем этот объект становится для ВВС США в странах Прибалтики ключевым. С августа 2015 года здесь на ротационной основе размещаются не только истребители, но и ударные самолеты — противотанковые штурмовики A-10C Thunderbolt II[2]. В начале сентября 2015 г. в Эмари побывали с визитом два многоцелевых истребителя пятого поколения F-22 Raptor, причём самолеты этого типа были переброшены в Европу впервые[3].

В августе 2017 года на авиабазе в литовском городе Шяуляй приземлились 7 истребителей США F-15C Eagle, которые «примут участие в миссии воздушной полиции НАТО в балтийских странах». А на базе Эмари в апреле 2017 года были замечены два новейших многофункциональных американских истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning II, изготовленных с применением технологий малозаметности и способных нести ядерное оружие. К 2020 году планируется их размещение в Европе на постоянной основе[4].

В апреле 2014 года в Литву, Латвию и Эстонию для совместных тренировок прибыли на ротационной основе около 450 десантников 173-й воздушно-десантной бригадной боевой группы США, дислоцированной в итальянской Виченце. А через полгода на учения в Литву, Латвию и Эстонию впервые прибыли подразделения 2-го кавалерийского (мотопехотного) полка из Фильзека (Германия) и 1-й кавалерийской (бронетанковой) дивизии из Форт-Худа (штат Техас), вооруженные бронетехникой — танками M1A2 Abrams, БМП M2 Bradley, БТР M1126 Stryker. В Литве и Латвии они были размещены в Рукле и Адажи, в Эстонии — в Тапа[5].

В ноябре 2015 г. в Эстонию впервые прибыли 155-миллиметровые самоходные гаубицы M109A6 Paladin. На ротационной основе в Прибалтике побывали также подразделения и техника 3-й пехотной дивизии (Форт-Стюарт, штат Джорджия), 4-й пехотной дивизии (Форт- Карсон, штат Колорадо). Военная техника и военнослужащие перебрасывались морем через порты Лиепая и Рига. Министерство обороны Латвии выступает за превращение Лиепаи в военно-морскую базу НАТО, где могли бы базироваться корабли Альянса. 1 сентября 2015 г. открыты интеграционные единицы НАТО (NATO Force Integration Unit – NFIU) в Вильнюсе, Риге и Таллине. Это командные центры, предназначенные для подготовки к приему сил сверхбыстрого развертывания Североатлантического альянса (Very High Readiness Joint Task Force – VJTF) и координации международных учений[6].

Серия кабинетных военных игр, проведенная известным американским стратегическим центром RAND Corporation в 2014-2015 гг. показала, что в случае военных действий российские силы достигнут Таллина и Риги за 36-60 часов. При этом НАТО не успевает развернуть достаточные силы в Прибалтике после начала военных действий[7]. Опасения у стратегов НАТО вызывает так называемый Сувалкский коридор (в терминологии НАТО Suwalki Gap) – 95-километровый участок стыка границ Польши, Литвы и Российской Федерации, отделяющий Калининградскую область РФ от Республики Беларусь. В натовской пропаганде на Польшу и страны Прибалтики усиленно прорабатывается тезис о том, что в случае вооружённого конфликта с Россией последняя сможет легко пробить это «слабое звено» в обороне НАТО и соединиться с белорусской армией[8].

Благодаря размещённым здесь ЗРК большой дальности С-400, силам Балтийского флота и ОТРК «Искандер», серьезным препятствием для доступа сил НАТО в Прибалтику и в восточную часть Балтики является Калининградская область. Этот бастион ограничивает возможности потенциального противника по дислокации и переброске сил в зоне его защиты, и вовсе не случайно одним из мотивов принятия Литвы в НАТО в свое время называлась необходимость изоляции Калининграда. Эксперты RAND Corporation полагают, что для сдерживания «наступления России» необходимо иметь в Прибалтике семь бригад НАТО (включая три тяжелых бронетанковых бригады), поддерживаемых адекватной воздушной мощью[9].

Таким образом, в рамках учений и совместных тренировок силы НАТО (прежде всего США) присутствуют на ротационной основе в Прибалтике практически постоянно. Осваивается будущий театр военных действий, создается и модернизируется инфраструктура для размещения и быстрого развертывания сил НАТО и США, отрабатывается методика действий, что превращает Литву, Латвию и Эстонию в передний край новой холодной войны[10]. Особо показательно и то, что резкое увеличение внимания разведывательных сообществ к Прибалтике неизменно приходилось на предвоенные годы. Так, накануне Второй мировой войны в Нарве были активны немецкая, японская, британская спецслужбы, и нынешние визиты американских специалистов в штатском в Эстонию, Латвию, Литву лишь подтверждают тревожные параллели[11].

[caption id="" align="aligncenter" width="1200"] Центр передового опыта в области кибернетической защиты изнутри[/caption]

Под предлогом «борьбы с русской киберугрозой» функционируют Центр передового опыта в области кибернетической защиты (Таллин), Центр передового опыта НАТО по энергетической безопасности (Вильнюс), а также Центр передового опыта НАТО в сфере стратегических коммуникаций в Риге. Создание такой структуры с функциями изучения опыта и разработка единой стратегии для стран НАТО и их партнёров в сфере общественной дипломатии, проведения информационно-психологических операций и т.п., именно в Латвии весьма показательно, учитывая наличие значительного русскоязычного меньшинства и нерешённости этнополитических проблем.

Варшавский саммит Североатлантического Альянса 2017 года ознаменовал очередное расширение присутствия НАТО в Восточной Европе. Под предлогом так называемой «российской угрозы» по одному батальону сил альянса размещено в Латвии, Эстонии, Литве и Польше. В этом же ряду – бесконечные учения, интенсивность которых в последние годы резко возросла, на фоне постоянной истерики в СМИ вокруг «угрозы русской оккупации Прибалтики».

В минувшем апреле в Латвии уже проходили десятидневные учения Furious Hammer, для участия в маневрах в страну прибыла тяжелая техника из Британии: танки Challenger, боевые машины пехоты Warrior, а также боевые машины пехоты CV9035EE и бронетранспортеры Sisu XA-188 эстонских Сил обороны. И это – только разминка. В начале мая в странах Прибалтики началась череда сменяющих друг друга учений НАТО, который продлятся до середины июня, но и после этого, понятное дело, не закончатся.

C 2 по 14 мая в Эстонии и Латвии прошли крупнейшие с 1991 года учения НАТО с участием более 15 000 военнослужащих из 16 стран под названием «Ёж» (Siil 2018). Заявленная цель – проверка боевой готовности резервистов и сухопутных войск к выполнению своих задач в рамках государственной обороны в условиях военного времени, а также отработка  сотрудничества по выполнению боевых заданий между подразделениями Сил обороны и Союза обороны. Условное государство-противник, вымышленное государство Муринус, стремящееся дестабилизировать ситуацию в Эстонии и вызвать раскол между государствами-членами НАТО, соответствует территориям России и Беларуси.

Также с 5 по 13 мая проходили учения Sill/Heddgehog с привлечением военнослужащих из Эстонии, боевой группы НАТО, дислоцированной в Латвии и возглавляемой Канадой, а также размещенной в Эстонии боевой группы под руководством Великобритании.

Практически сразу после этого, с 15 мая начались военные учения Saber Knight 18 с участием военнослужащих из Дании, Эстонии, Латвии и Литвы, которые будут проходить до 25 мая.

Далее наступит очередь масштабных тренировок BALTOPS и Saber Strike 18, которые продлятся с 3 по 15 июня в Латвии. Здесь будут задействованы военнослужащие из США, Эстонии, Латвии, Литвы и дислоцированной в Латвии боевой группы НАТО (не менее 4000 солдат в сопровождении около 90 танков Abrams, боевых машин Bradley, 18 самоходных гаубиц Paladin и других транспортных средств).

В период с 8-16 июня сухопутные и воздушные силы объединятся, чтобы принять участие в маневрах Summer Shield XV.

Наконец, 10-20 июня пройдут учения Swift Response 18 с определяющей ролью дивизии воздушного десанта США.

Одновременно 4 мая уже на южном фланге балто-черноморской «перемычки», в румынском порту Констанца, открылись ежегодные недельные многонациональные военно-морские учения НАТО Sea Shield 18 («Морской щит-2018»), для участия в которых в Чёрное море зашли корабли 2-й постоянной военно-морской группы НАТО (SNMG-2). Всего в манёврах задействованы 21 боевой корабль, 10 самолётов, подводная лодка и 2300 военных из Румынии, Болгарии, Турции, Украины, Греции, Испании, Великобритании и США. Официально целью учений значится борьба с ассиметричными угрозами в воздухе, под водой и на море по сценарию, основанному на вымышленной геополитической ситуации. «В акватории Чёрного моря натовская группировка отрабатывает задачи не только по обороне, но и по нанесению ударов. Естественно, в данном случае это Крым и другие наши черноморские базы», – говорит военный эксперт Юрий Кнутов. Российский Черноморский флот внимательно наблюдает за манёврами Альянса с помощью авиации, корабельного сопровождения, а также загоризонтных и радиолокационных станций.

Крупнейшее за последние десятилетия мероприятие НАТО «Анаконда 2018» состоится предстоящим летом в Польше с участием около 100 тысяч военнослужащих, 5000 автомобилей, 150 самолетов и вертолетов и 45 военных кораблей. С 2006 года Анаконда проводится каждые два года под руководством оперативного командования Вооруженных сил Польши. Всего же в 2018 году альянс проведет 80 совместных учений в Европе, так или иначе направленных на  подготовку к военной конфронтации с Россией, на фоне военной эскалации на Донбассе и начала поставок американских противотанковых комплексов Javelin украинской армии. Ранее в Донецке обратили внимание на факты тесной координации преступной деятельности боевиков 93-й бригады ВСУ и групп инструкторов из ряда стран НАТО «непосредственно на пунктах управления подразделений бригады, вблизи линии боевого соприкосновения». Однако вполне вероятно, что провокации не ограничатся одним только Донбассом…

* * *

Складывавшаяся десятилетиями система европейской безопасности, направленная на предотвращение региональных вооруженных конфликтов уходит в прошлое, и на смену ей идёт бесконечные учения у границ России и пропагандистская истерия. Официальные лица США публично называют Прибалтику, в числе других стран Восточной Европы, «прифронтовыми государствами»[12], всячески содействуя реальному превращению их в таковые. Правящие элиты прибалтийских государств с упорством подыгрывают Вашингтону в его экспансионистской политике, требуя дальнейшего размещения на своей территории воинских контингентов и вооружений НАТО (прежде всего США) на постоянной основе, что подрывает основы европейской безопасности.

Дмитрий Нефёдов, для "Военно-политической аналитики"


Примечания

[1] НАТО продлило миссию по воздушному патрулированию Прибалтики // https://lenta.ru/news/2012/02/09/nato/

[2] В Эмари приземлились шесть штурмовиков ВВС США  // https://rus.postimees.ee/3335807/v-emari-prizemlilis-shest-shturmovikov-vvs-ssha

[3] Истребители ВВС США F-22 Raptor покинули базу в Эстонии  // https://ria.ru/world/20150904/1230168370.html

[4] Авиабазы стран Балтии интегрируют в систему упреждающего удара // https://ru.sputnik-news.ee/columnists/20171219/8479095/Aviabazy-strany-Baltija-integrirujut-sistema-uprezhdajushhij-udar.html

[5] Зверев Ю.М. Вооруженные силы и инфраструктура НАТО в странах Прибалтики // в сборнике: Прибалтийские исследования в России Материалы Международной научной конференции. под ред. А.П. Клемешева, Н.М. Межевича, Г.М. Федорова. 2016. С. 110-116.

[6] Там же.

[7] D. Shlapak, M. Johnson. Reinforcing Deterrence on NATO’s Eastern Flank //  https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RR1200/RR1253/RAND_RR1253.pdf

[8] НАТО укрепляет Сувалкский коридор для продолжения экспансии на восток  // https://www.fondsk.ru/news/2016/11/23/nato-ukrepljaet-suvalkskij-koridor-dlja-prodolzhenija-ekspansii-na-vostok-43098.html

[9] D. Shlapak, M. Johnson. Указ. работа.

[10] Зверев Ю.М. Вооруженные силы и инфраструктура НАТО в странах Прибалтики // в сборнике: Прибалтийские исследования в России Материалы Международной научной конференции. под ред. А.П. Клемешева, Н.М. Межевича, Г.М. Федорова. 2016. С. 110-116.

[11] Россия и Прибалтика: сценарии безопасности в условиях политической напряженности. Рабочая тетрадь № 35/2016 // http://russiancouncil.ru/common/upload/Russia-Baltic-Paper35-ru.pdf

[12] Виктория Нуланд призвала НАТО крепить оборону в "прифронтовых государствах" // http://www.vesti.ru/doc.html?id=2310741