Предстоящая схватка Дамаска с США и их союзниками за юг Сирии будет жаркой

Впервые за долгие годы войны Дамаск становится относительно мирным городом

В начале минувшей неделе террористы вновь попытались проверить на прочность системы ПВО российской авиабазы Хмеймим, и вновь безуспешно. Несколько беспилотников, запущенных из юго-западного Идлиба, были поражены зенитным огнём еще до того, как они смогли добраться до российской базы. Это уже далеко не первая провалившаяся атака с воздуха на расположенные в Сирии российские военные объекты, и нет никакого сомнения в том, что не последняя.

24 мая, согласно сообщению агентства SANA, системы сирийской противовоздушной обороны отразили ракетный удар по одному из своих военных аэродромов в провинции Хомс. Также террористы подвергли ракетному обстрелу электростанцию «Мухарди» на севере провинции Хама (один из ключевых объектов энергетики в центральной Сирии) выведя ее из строя. В тот же день из заявления пресс-службы ливанского движения «Хезболлах» стало известно об ударах так называемой «международной коалиции» во главе с США по двум объектам сирийской армии в провинции Дейр-эз-Зор (в районе нефтестанции Т-2). «Мы не допустим свержения президента Сирии. В военное время народ переизбрал Башара Асада как легитимного правителя. Главу государства должны избирать граждане страны, а не иностранные государства», – заявил заместитель главы движения «Хезболлах» Наим Кассем, добавив: Запад стремится к тому, чтобы Ближний Восток распался на отдельные слабые страны, которые было бы легче контролировать. Необходимо отметить, что США пытаются отвергать свою причастности к инциденту, однако до сих пор атаки на позиции сирийской армии и её союзников являются скорее правилом, чем исключением. «Коалиции во главе с США атаковали большую часть нефтяных колодцев в Сирии и вывели из строя большую их часть с целью не дать Сирии пользоваться ими. Они сделали так, чтобы необходимо было заплатить десятки миллионов долларов для возобновления работы на этих полях», – напомнил  в интервью РИА Новости заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад. Всё это предельно осложняет восстановление возвращение страны к мирной жизни. Тем не менее, российские компании уже приступили к восстановлению сирийской нефтегазовой отрасли, сообщил министр экономики Сирии Мохаммад Самир Халиль в ходе ежегодного Петербургского международного экономического форума: «Наше сотрудничество с российскими компаниями в этой области проходит в двух направлениях: во-первых, развитие нефтегазовой отрасли посредством открытия новых месторождений, во-вторых – восстановление поврежденных месторождений. Российские компании уже начали над этим работать».

Сирийская тема обсуждалась в Санкт-Петербурге также и в рамках переговоров между Президентами России и Франции Владимиром Путиным и Эмманюэлем Макроном. Париж традиционно выступал в качестве одного из главных оппонентов «сирийского режима», провоцируя вооружённые мятежи и добиваясь свержения Президента Асада практически с самого начала так называемой «арабской весны» в Сирии в 2011 году. Однако в начале мая посол Франции в России Сильви Берманн высказалась в том духе, что её страна больше не считает уход президента Сирии Башара Асада обязательным для урегулирования ситуации в САР. А по мнению Макрона, высказанному в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с российским коллегой, для урегулирования ситуации в Сирии необходимо вести диалог с действующими властями страны и «договориться с представителями текущего режима». Помимо этого, нужно учитывать «повстанческие силы», «все демократические силы оппозиции», а также вести переговоры с «региональными державами, которые также заинтересованы в стабильности». Макрон сообщил, что с сирийскими «повстанческими силами» он «встречался несколько недель назад», и все эти переговоры, а также «контакты между астанинской группой и малой группой» позволят достичь целей по урегулированию ситуации. Президент России обратил внимание на то обстоятельство, что источники конфликта находятся не только в самой Сирии, они «и внутри страны, и вовне ее находятся», что, добавим от себя, значительно осложняет положение дел в стране и на Ближнем Востоке в целом.

* * *

23 мая в ходе очередного брифинга начальник Главного организационного управления Генерального Штаба Вооружённых Сил России генерал-полковник Сергей Рудской подвел предварительные итоги военных действий с начала 2018 года. За этот период сирийской армией при поддержке Военно-Космических Сил России были «достигнуты значительные успехи по освобождению ключевых районов Сирии от остатков террористических группировок. Это восточная часть провинции Идлиб, пригороды Дамаска, Восточная Гута, Восточный Каламун, Ярмук, северные районы провинции Хомс, которые в настоящее время находятся полностью под контролем правительственных войск». Под контроль Дамаска вернулась территория от Кафер-Аккара до Саббура (с севера на юг) и от Синджара до Эль-Хаммам (с запада на восток) площадью более 4300 квадратных километров. После ликвидации «Растанского котла» (с 7 мая из городов Эр-Растан, Аль-Кантара-Шимали, Телль-Биса и других поселений вывезено 13407 боевиков)  возобновлено движение между Хамой и Алеппо, в освобожденных районах налаживается мирная жизнь, возвращаются беженцы и временно перемещённые лица. В частности, через гуманитарный коридор в районе поселений Абу-Духур и Тель-Султан из западной части провинции Идлиб в провинцию Алеппо вернулось 9573 мирных жителя.

В провинции Идлиб, в одноимённой «зоне деэскалации» вдоль линий разграничения выставляются наблюдательные посты, на которых несут службу военнослужащие Ирана (7), России (10) и Турции (12). Они «обеспечивают контроль соблюдения режима прекращения боевых действий правительственными войсками и вооруженной оппозицией. Между постами установлена устойчивая связь. Организован постоянный обмен информацией об обстановке и нарушениях режима прекращения боевых действий, принимаются меры по их пресечению и урегулированию конфликтных ситуаций».

В ходе завершившейся операции по освобождению Дамаска «под руководством российского Центра по примирению враждующих сторон была проведена беспрецедентная по своему масштабу гуманитарная операция в Восточной Гуте, Восточном Каламуне и Ярмуке… по специально созданным гуманитарным коридорам из пригородов Дамаска выведено 188 234 человека, среди которых 28 725 боевиков. По их желанию они были выведены в северные районы страны. Большая часть мирных граждан уже вернулась в свои дома». Террористические банды в районе бывшего лагеря палестинских беженцев Ярмук оказывали сопротивление до последнего и были уничтожены, однако некоторые боевики сложили оружие, а ещё 3 283 было вывезено в пустынные местности на северо-востоке страны.

В бывшем «Растанском котле», также как и в других освобождаемых сирийской армией в районах обнаруживаются всё новые склады с вооружением, в том числе произведенным в государствах НАТО, а также подпольные цеха по созданию взрывчатых устройств. В частности, в ходе прочёсывания тоннелей в освобожденном недавно городе Дума и его окрестностях в провинции Дамаск найдено большое количество оружия, боеприпасов и амуниции. На разминирование города может потребоваться три месяца, считают в российском центре по примирению враждующих сторон. Некоторые самодельные взрывные устройства были спрятаны в прорытых боевиками подземных тоннелях, множество из которых вели к огромным складам боеприпасов.

«Обнаружение натовского оружия на складах боевиков в Сирии в очередной раз подтверждает истинные намерения проамериканской «антитеррористической» коалиции. Уже много было свидетельств пособничества террористам со стороны США и их союзников», – полагает член Совета Федерации РФ, командующий Авиационной группой ВКС России в Сирии (2015-2017) Виктор Бондарев. В разгар войны с боевиками запрещённой в России террористической группировки «Исламское государство» на занимаемых ими объектах и приспособленных ими для хранения боеприпасов, неоднократно обнаруживалось оружие американского, британского, израильского производства. Российская аэрофотосъемка фиксировала, как «американцы прикрывали отступавших из Абу-Кемаля джихадистов, а те в свою очередь пропускали целые колонны американского спецназа через подконтрольные им на тот момент территории». Было много случаев прямого материально-технического снабжения боевиков со стороны США, российская сторона «засекала американские самолеты, которые сбрасывали игиловцам снаряды и амуницию».

[caption id="" align="aligncenter" width="800"] Возможные планы наступления сирийской армии на юге страны[/caption]

Не приходится сомневаться в неизменном характере подобной практики со стороны американцев и их ближайших союзников. Ранее мы отмечали, что вслед за ликвидацией террористических анклавов в центре страны и вокруг Дамаска внимание сирийцев будет обращено на южное направление, в сторону провинций Эль-Кунейтра и Дера`а. Однако здесь им предстоит столкнуться с США, Израилем и Иорданией, по-прежнему исправно служащей перевалочной базой для боевиков террористических группировок. Дипломатические усилия Дамаска на южном направлении отражены, в частности, в заявлении поверенного в делах посольства Сирии в Иордании Аймана Аллуша: «Возможно, сирийскому правительству не придется сражаться на юге. Есть осознание ситуации внутри Сирии, а также позиция Иордании очень значительна и несет в себе положительные сигналы по этому вопросу. Иордания понимает, что в ее интересах, чтобы юг Сирии был спокоен, а не охвачен огнем». По словам дипломата, в зоне деэскалации, сформированной в 2017 году на юге Сирии по договоренности России, США и Иордании, остается совсем немного группировок: «Проблема южного региона близится к завершению, есть большой блок внутри этих районов, который хочет примирения и возвращения в рамки государства, группировок совсем немного, они связаны с израильским проектом, получают от него оружие».

Впрочем, конечно, всё не так просто, что также можно понять из слов А. Аллуша. Вашингтон обеспокоен сообщениями о «приближающейся операции режима Асада на юго-западе Сирии в границах зоны деэскалации, о которой договорились США, Иордания и Российская Федерация в прошлом году», заявила представитель госдепа Хизер Науэрт. Предупредив, что США «примут решительные необходимые меры в ответ на нарушения», она предостерегла «сирийский режим от любых действий, который могут способствовать разрастанию конфликта или ставят под угрозу перемирие». Вряд ли случайно в этот же день боевики сразу нескольких группировок из провинции Дараа, демонстрируя свою «причастность» к борьбе с международным терроризмом, заявили, что им удалось захватить боевиков Исламского государства, прибывших из лагеря беженцев Ярмук. Первой об этом отчиталась «102-я бригада аль-Омари», входящая в так называемую «Свободную сирийскую армию», якобы перехватившая 19 боевиков. Следом о пленении 22 боевиков заявила печально известная по Восточной Гуте группировка «Джейш аль-Ислам» (ДаИ), некоторые шайки которой также окопались в провинции Дера`а. Террористы «ИГ» (запрещенная в РОссии террористическая группировка) якобы пытались проехать через ее территории и присоединиться к группировке «Джейш Халид ибн Валид», «карман» которой находится, как известно, на границе с оккупированными Израилем Голанскими высотами и частично с Иорданией. По некоторым сведениям, боевики и их так называемые «семьи» вывозились из южного Дамаска не только в провинцию Хомс, как сообщалось ранее, но и в провинцию Дера`а (не исключено, что сами боевики почему-то решили, что там у них будет больше перспектив). Боевая активность террористов фиксируется и на востоке страны, в провинциях Дейр-эз-Зор и Хомс. Согласно сообщению Министерства обороны России от 27 мая, двое российских военных советника погибли в провинции Дейр-эз-Зор в результате миномётного огня боевиков, ещё пять военнослужащих ранены (двое из них впоследствии скончались в больнице). Несколькими днями ранее в социальных сетях распространялись противоречивые сообщения об атаке боевиков в районе Меядина. Набеги на инфраструктуру сирийской армии не прекращаются, что свидетельствует о сохранении возможностей противника по проведению не только локальных, но и, по-видимому, более крупных операций.

Андрей Арешев, для "Военно-политической аналитики"