Весна 2018 года ознаменовалась повышением уровня военной активности на границе Армении и Нахичеванской автономной республики Азербайджана (протяженностью 221 км). Данное обстоятельство беспокоит экспертное сообщество и политическое руководство Армении. Напомним, что согласно статье 5 Карского договора, заключенного 13 октября 1921 года, Нахичеванская область становится автономией под покровительством (можно трактовать как протекторат) Азербайджанской ССР.
Армяно-нахичеванская граница долгие годы (почти 20 лет) была самым спокойным участком соприкосновения сторон нагорно-карабахского конфликта. Во многом это было результатом устных договоренностей между первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном и тогдашним председателем Верховного Совета (впоследствии меджлиса) Нахичеванской АССР (впоследствии автономной республики в составе Азербайджанской Республики) Гейдаром Алиевым. Отношения между официальным Баку и Нахичеваном были настолько остры, что единственным официальным лицом из-за пределов автономии, поздравившим Гейдара Алиева с избранием на этот пост оказался… глава Армении.
Соответствующий разговор, казалось, носил банальный характер, однако сегодня, почти 27 лет, представляется чем-то из области политической фантастики. 12 сентября 1991 года Л.Тер-Петросян позвонил Г. Алиеву и заверил, что скот, накануне захваченный армянской стороной в Ордубадском районе, будет вечером возвращен. Алиев договорился с Тер-Петросяном о восстановлении добрососедских отношений, в подтверждение чего скот действительно вернули. Отметим, что горячая фаза конфликта в Нагорном Карабахе наступила лишь через несколько месяцев.
Летом 1992 года по всей линии армяно-нахичеванской границы имели место боестолкновения, инспирированные военизированным крылом Народного фронта Азербайджана. При этом, армянскую сторону, ни много ни мало, обвинили в использовании боевых отравляющих веществ. Такое обострение ситуации не устраивало как Ереван, так и руководство Нахичеванской автономии. Между сторонами был установлен рабочий контакт. От имени президента Армении переговоры вёл его главный советник по национальной безопасности Ашот Манучарян, у которого сложились вполне доверительные отношения с будущим третьим президентом Азербайджана. В итоге, Нахичеван стал держать нейтралитет в нагорно-карабахском конфликте, а армянская сторона, в свою очередь, перестала оказывать огневое и силовое воздействие на этот регион Азербайджана.
Впоследствии, до 2031-2014 гг., эти договоренности соблюдались. Однако затем, под предлогом угроз со стороны Армении, начался процесс милитаризации Нахичевана, причем импульс этому процессу во многом придала Анкара. Ведущие армянские эксперты, работающие на западном и южном направлении, в том числе директор Института востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян, полагают, что в последние годы в Турции резко усиливается экспансионистская идеология (в том числе рецидивы пантюркизма), это опасно.
24 июня в Турции должны пройти инициированные президентом Р. Эрдоганом досрочные президентские и парламентские выборы. К 2023 году турецкий лидер, по его словам, планирует создать «новую Турцию», которая, согласно опубликованным некоторыми влиятельными СМИ страны (например, Milliyet), в географическом плане будет включать отнюдь не только ее нынешние территории. По словам Сафрастяна, владычество наследников «блистательной Порты» должно распространиться на северную Сирию (вместе с Алеппо), север Ирака (с Мосулом и Киркуком), Северный Кипр, часть Балкан, Батуми. В ходе вооружённого конфликта на территории Сирии турецкие войска оккупировали некоторые районы соседней страны, включая пространство между Азазом и Джераблусом, а также Африн. «В территориальном плане новая Турция, о которой мечтают Эрдоган и его сподвижники, должна быть намного больше по территории. Не случайно, он сам в последнее время заявляет о том, что нынешняя территория страны не соответствует границам реальной Турции», – отмечает Р. Сафрастян. Помимо упомянутых территорий, в состав Турции по этим картам входит также Нахичевань. С помощью этой территории Анкара пытается усилить свое влияние на Южном Кавказе. Если добавить к этому активно продвигаемую программу по созданию оси Турция – Грузия – Азербайджан, то нельзя исключать, что Анкара перейдет к более агрессивным действиям на Южном Кавказе, говорит Р. Сафрастян: «Не сейчас, пока они заняты Сирией, Ближним Востоком. Но нельзя исключать, что это время придет. И когда оно придет, я уверен, что Азербайджан нападет на Карабах, чтобы обострить ситуацию и создать для Турции возможность вмешаться».
В рамках этой линии именно в Нахичеванском корпусе азербайджанской армии превалируют выпускники турецких высших военных учебных заведений, а турецкие воинские подразделения – практически непременный гость на всех учениях, проходящих на территории автономии. Отметим также то обстоятельство, что здесь функционирует запасной центр управления и эксплуатации спутников, достаточно автономно действующая Служба разведки, присутствует дальнобойная артиллерия и тактическое ракетное оружие, которое может держать под прицелом Ереван (расстояние по прямой между столицей Армении и Нахичеванской автономией всего 132 км). На вооружении корпуса также поступают танки, боевые машины пехоты-БМП-3, реактивные системы залпового огня российского (тип «Смерч») и турецкого производства (тип «Kasirga»), тяжелые огнеметы системы ТОС-1А, военно-воздушные силы-самолеты и ударные вертолеты. Только в недавних общевойсковых учениях задействовано до 25 тысяч военных, до 250 единиц танков и бронетехники, до 50 единиц армейской и фронтовой авиации. Причем разведка Вооружённых Сил Армении располагает данными о том, что в учениях замечена далеко не только азербайджанская бронетехника и пехотные подразделения.
Учения азербайджанской армии в Нахичеване. Фото apa.az
В подтверждение вышеизложенного отметим, что в ночь с 7 на 8 апреля вооруженные силы Азербайджана несколько раз нарушили режим прекращения огня на нахичеванском участке армянской границы, о чём сообщил на своей странице в социальной сети Facebook пресс-секретарь министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян. Огонь по позициям армянских вооруженных сил вёлся в основном из стрелкового оружия. Ответными действиями армянские подразделения заставили противника прекратить обстрелы. Министерство обороны Армении призвало вооружённые силы соседней страны воздерживаться от дальнейших провокаций и предупреждает, что ни один подобный шаг не останется без ответа.
Учения в Нахичеване, апрель 2018 г. Фото ordu.az, azvision.az
9 мая в Азербайджане прошли учения ракетных и артиллерийских войск с привлечением турецких 302-мм реактивных систем залпового огня Kasirga. Об учениях, проводившихся по контрнаступательному сценарию, сообщило Нахичеванское телевидение, впервые показав боевые стрельбы турецких систем. На кадрах учений видно три огневых установки T-300 Kasirga, соответствующие системы Баку закупил в 2016 году, в Нахичеване впервые они были показаны в 2017 году. За день до вышеупомянутых стрельб, на армяно-нахичеванском участке границы с Азербайджаном армянскими военнослужащими было задержано 6 человек, они оказались гражданами Бангладеш. Эта попытка пересечения границы представляется как минимум странной – ведь до этого эпизода граждане Бангладеш должны были пересечь границы, как минимум нескольких государств, в том числе таких крупных региональных игроков, как Турция или Иран. Надо полагать, что компетентные органы Армении выяснят причины столь масштабной потери ориентиров гражданами далекого от региона южноазиатского государства…
Через неделю после стрельб РСЗО Kasirga в Нахичеван прибыл президент Азербайджана Ильхам Алиев, который проинспектировал военных и принял участие в церемонии открытия многофункционального военно-учебного центра. По его мнению, азербайджанская армия в Нахичеванской Автономной республике оснащена современным вооружением для предотвращения провокации врага и проведения контрнаступления: «Мы уделяем большое внимание обеспечению безопасности Нахичевана (граничащего с Арменией), усилению военного потенциала автономной республики». По словам Алиева, армия Нахичевана, как составная часть азербайджанской армии, оснащена самым современным вооружением, техникой: «оследние годы мы многое сделали для усиления азербайджанской армии, приобретаемая современная военная техника также направляется в Нахичеван с учетом расположения республики и ее рельефа. Сегодня армия в Нахичеване обладает возможностями для предотвращения любой провокации противника и проведения контрнаступления. В том в Нахичеване имеются вооружение и ракеты дальнего действия, которые могут уничтожить любую военную цель противника». Там же во время своего выступления Алиев поведал о том, что в ближайшие три года будет сдана в эксплуатацию часть железной дороги, которая соединит Нахичеванский эксклав с основной территорией Азербайджана через Иран.
Как нам представляется, военно-политическое руководство в Баку хотело бы открыть новый плацдарм угроз для армянской стороны. До сих пор таких направлений было два: линия соприкосновения сторон в Нагорном Карабахе и северо-восточный участок армяно-азербайджанской границы. Именно на этих двух направлениях в течение последних пяти лет происходили интенсивные боестолкновения (в том числе с применением тяжелого вооружения), просачивание разведовательно-диверсионных групп, снайперская война и, наконец, эскалация конфликта двухлетней давности.
Армянская сторона отработала варианты парирования угроз с этих двух направлений, повысив уровень инженерно-технической оснащенности оборонительной полосы в Нагорном Карабахе и на северо-восточном участке своих границ с Азербайджаном, что привело к некоторому снижению уровня военной активности на двух указанных направлениях. Видимо предстоит проделать аналогичную работу на нахичеванском участке границы. Однако здесь следует отметить два важных момента, который будут оказывать влияние на дальнейшую динамику событий.
Во-первых, пока ОДКБ сдержанно относится к тому, что происходит на границе Армении с Нахичеванской автономией. Оно и понятно: армянская сторона пока не докучает своими проблемами руководству организации с требованиями об осуждающих заявлениях по принципу «здесь и сейчас», и предпочитает решать эти проблемы самостоятельно. Скорее всего, это правильно, т.к. всем известно, что чересчур частые заявления и предупреждения, не дополненные какими-либо действиями, вызывают лишь иронию и не останавливают потенциальных агрессоров. Пусть лучше таких заявлений будет поменьше, но они будут дополнены определенными действиями либо, в крайне случае, их демонстрацией.
Во-вторых, одной из целей формирования армяно-российской военной группировки, частью которой является 5-й армейский корпус ВС Армении и подразделения 102-ой российской военной базы, является защита границ и суверенитет страны от угроз, исходящих именно с Нахичеванского направления. Поэтому, надо предполагать, если оттуда будут предприняты какие-либо агрессивные действия, то упреждение либо ответ будет достаточно жесткими и масштабными.
Давид Петросян, независимый журналист
Заглавное фото: apa.az