Несмотря на давление и угрозы США, Тегеран не отступает
13-14 февраля США организовали и провели в Варшаве так называемое совещание министров по содействию будущему миру и безопасности на Ближнем Востоке. Госсекретарь США Майк Помпео объявил об этом совещании за месяц до встречи, без консультаций с ключевыми союзниками. Такая поспешность вместе с отсутствием достаточной подготовки сказалась на результатах совещания. Американцам пришлось согласиться на расширение первоначальной (антииранской) повестки дня, включив в неё войну в Йемене, конфликт в Сирии, борьбу с терроризмом и ряд других вопросов. Однако и это не увеличило интерес к форуму в Варшаве.
Россия, Ливан, Палестина от участия в совещании отказалась. Ирана, естественно, на встрече тоже не было. Турция была представлена послом в Варшаве. Французы и немцы направили на совещание дипломатов второго разряда. Министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант в последний момент согласился присутствовать лишь при условии проведения специального заседания по Йемену, в других мероприятиях он участия не принимал. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини американскую инициативу отвергла сразу после её объявления госсекретарем США и отказалась приехать в Варшаву. Для встречи с ней Помпео 15 февраля едет в Брюссель. Из ближневосточных стран лишь Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Иордания, Оман и Израиль были представлены делегациями высокого уровня.
Израильская Haaretz заметила, что встреча в Варшаве была «больше похожа на вечеринку», хотя Белый дом направил на эту «вечеринку» внушительную команду во главе с вице-президентом Майком Пенсом, которого сопровождали Майк Помпео и советник Белого дома Джаред Кушнер (зять президента Трампа).
В Варшаве побывал в день открытия совещания министров и Руди Джулиани, личный адвокат президента Дональда Трампа. Он присутствовал на митинге собранных со всей Европы иранских оппозиционеров-эмигрантов. В Варшаве, правда, номер с иранской оппозицией не сработал – в рядах демонстрантов были преимущественно представители Организации моджахедов (ОМИН), которая в Иране признана террористической и осуждается абсолютным большинством населения за массовые убийства в первые годы исламской революции и участие в ирано-иракской войне на стороне Саддама. Найти более неподходящего партнёра внутри Ирана на роль «освободителя» иранцев невозможно.
Главной целью встречи в Варшаве было расширить международный фронт против Ирана, но с привлечением новых союзников у США всё хуже. Создать широкую коалицию в поддержку антииранских санкций тоже не получается – без России, Китая и Евросоюза «дыры» в санкционном режиме будут оставаться. Остаются и разногласия между европейскими странами и администрацией Трампа по выходу США из ядерного соглашения с Ираном.
Что касается военного давления на Иран, то поддержать его могут только Израиль и Саудовская Аравия. The New York Times насмехается над израильским премьер-министром, который не сориентировался в изменении повестки конференции и объявил в «Твиттере» «об открытой встрече с представителями ведущих арабских стран, которые собираются вместе с Израилем для продвижения общих интересов войны с Ираном».
Хотя Саудовская Аравия действительно поддерживает США в любых действиях против Ирана, это не означает, что Эр-Рияд готов встать на сторону Тель-Авива в израильско-палестинском конфликте. Кстати, обсуждение данной темы на совещании в Варшаве было снято американцами по просьбе Израиля, хотя рассматривать безопасность на Ближнем Востоке, оставляя этот вопрос в стороне, не имеет смысла.
Выступая в Варшаве, Джаред Кушнер всё же затронул эту тему и обещал, что американский план палестино-израильского урегулирования будет представлен после израильских выборов в апреле. О содержании плана пока не говорится ничего. Политика США в отношении палестинцев не даёт конкретных результатов. Поддерживая одну сторону, Израиль, Вашингтон утратил роль посредника, аперевод посольства США из Тель-Авива в Иерусалим лишь обострил ситуацию.
По иранскому вопросу у администрации Трампа также нет достижений. Несмотря на давление и угрозы США, Тегеран не отступает. В Варшаве, выступая перед журналистами вместе с премьер-министром Нетаньяху, Помпео сказал: «Нельзя добиться стабильности на Ближнем Востоке, не столкнувшись с Ираном. Это просто невозможно». Говоря о «столкновении», Помпео имел в виду «зловредное», как он выразился, иранское присутствие в Сирии, Ливане, Ираке, Йемене. А ведь неоспоримой реальностью Ближнего Востока является то, что любая жизнеспособная архитектура региональной безопасности должна включать Иран. И того международного осуждения Тегерана, какое наблюдалось до заключения ядерного соглашения 2015 года, больше нет.
В Вашингтоне и дальше будут настаивать на том, что Иран является корнем всех проблем Ближнего Востока. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф назвал варшавское совещание «мертворождённым». По его словам, американцы, собрав представителей разных стран, предпочли не выслушивать их мнение или согласовывать совместное заявление, а использовать участников встречи, чтобы продавить от их имени свою позицию.
По материалам: Фонд стратегической культуры