Террористы переходят из Сирии в Ирак – в обмен на переданное американцам золото?

Биньямин Нетаньяху продавливает «рабочую группу» по Сирии с антииранским акцентом 25 февраля президент Башар Асад находился с необъявленным заранее визитом в Исламской Республике Иран. В ходе переговоров с верховным духовным лидером Али Хаменеи и президентом Роухани обсуждались перспективы военно-политического и торгово-экономического сотрудничества, а также процесс политического урегулирования в Сирии и ситуацию в (неконтролируемых пока официальным Дамаском) Идлибе и Рожаве. Тегеран и Дамаск выступили против создания на сирийской земле каких-либо «зон безопасности», на чём, как известно, настаивает турецкое руководство, активно пытающееся заручиться в этом вопросе поддержкой Москвы и Вашингтона одновременно. Иранские участники переговоров также отметили, что высоко ценят заслуги Асада в укреплении союза Сирии, Ирана и Хезбаллы, который помог сокрушить инспирированный извне мятеж. Интересно, что среди них не было министра иностранных дел М. Зарифа, засобиравшегося было в отставку, предсказуемо не принятую президентом Хасаном Роухани. Нет никаких сомнений в том, что, несмотря на перманентную эскалацию вокруг Ирана, его сотрудничество с Сирией будет развиваться и укрепляться. Участники переговоров едины во мнении, что агрессивной политике США надо давать отпор и в этом вопросе необходимо координировать усилия.

Один из участников переговоров Б. Асада в Тегеране – командующий силами специального назначения «Аль-Кудс» Касем Сулеймани

Интересно заявление советника главы парламента ИРИ Хоссейна Амира Абдоллахяна об отвергнутом сирийским лидером предложении Вашингтона разорвать военно-политические связи с Тегераном в обмен на признание легитимности как самого Башара Асада, так и действующего руководства в целом. Визит президента Сирии в Тегеран и его успешные переговоры являются наглядным ответом на очередной «хитрый план» американцев, а также демонстрацией приверженности «оси сопротивления», объединяющей последовательных противников западной экспансии на Ближнем Востоке. По иранским и некоторым другим оценкам, развязанная американцами против Сирии агрессия обошлась этой стране в сотни тысяч убитых и 400 млрд. долларов ущерба вследствие разрушения инфраструктуры, промышленности и жилого фонда, комплексных последствий санкций и ограничения торговых операций.  Это вполне сопоставимо с последствиями «разгула демократии» в соседнем Ираке, где агрессия и внешняя оккупация, помимо сотен тысяч жертв и колоссальных разрушений, привела к экспансии террористического псевдо-«халифата». Сегодня, переключившись на Венесуэлу, в Вашингтоне уже не так часто вспоминают лозунг «Асад должен уйти», но с другой стороны, совместно с Израилем не оставляют надежд на «уход» Ирана из Сирии, для чего предпринимаются серьёзные политико-дипломатические усилия.

Встреча В. Путина и Б. Нетаньяху в Москве. Фото: kremlin.ru

27 февраля премьер-министр Биньямин Нетаньяху провёл переговоры с Владимиром Путиным в Москве – первые после трагического инцидента 17 сентября 2008 года, когда вследствие действий израильской стороны у берегов Сирии бал поражён самолёт радиоэлектронной разведки Ил-20. Согласно утечке со ссылкой на высокопоставленный источник в правительстве Израиля, Москва и Тель-Авив решили создать рабочую группу с участием ряда стран «для проработки вопроса об удалении из Сирии иностранных сил».
«Настойчивость Израиля, с которой он пытается мобилизовать Запад и конкретно США в своём неприятии Ирана не только как регионального лидера, а просто как страну, имеющую право на существование в том виде, в котором она сейчас, то есть под религиозным руководством, вызывает тревогу», –
пишет председатель Совета ПИР-Центра Евгений Бужинский. Радикальная нацеленность Израиля на уничтожение так называемой «иранской угрозы» не является ни для кого секретом, однако задачи структуры, которую ещё только предстоит сформировать, представляются, мягко говоря, несколько иными. Москва будет сохранять рабочие контакты, как с Израилем (что важно с точки зрения эффективной работы механизма по предотвращению инцидентов, очевидно не сработавшего в сентябре прошлого года), так и с Ираном, сотрудничество с которым в Сирии не имеет альтернатив. Рабочая группа по Сирии с участием всех заинтересованных сторон и прежде всего самих сирийцев может заняться вопросами нормализации ситуации в стране уже после окончательного подавления терроризма в республике, сообщил глава российского государства:
«Ситуация стабилизировалась, существуют еще отдельные очаги сопротивления террористов, но они подавляются сейчас, я думаю, что это в ближайшее время произойдет окончательно… Что касается рабочей группы, то идея заключается в том, чтобы со всеми заинтересованными сторонами – это, прежде всего, конечно руководство Сирийской Арабской Республики, это, может быть, оппозиция, это страны региона, все, кто вовлечен в этот конфликт – создать такую рабочую структуру, которая бы занялась окончательной нормализацией уже после подавления последних очагов терроризма. Связано это, в том числе, и с выводом всех [иностранных] вооруженных сил с территории Сирийской Арабской Республики, и с воссозданием в полном объеме сирийской государственности с сохранением ее территориальной целостности».
В свою очередь, выступая перед военнослужащими на Аляске, хозяин Белого Дома возвестил об окончательном контроле, якобы установленным силами проамериканской «коалиции» над территорией, на востоке Сирии, удерживавшейся боевиками запрещённой в России группировки «ИГ»: «…Раньше это было 90%, 92%, теперь это 100%». Громкое заявление было сделано после того, как отряды «СДС» численностью в несколько тысяч человек, начали очередное наступление на последний анклав «ИГ» на восточном берегу Евфрата вокруг поселения аль-Багуз. В командовании «СДС» отмечают, что продвижение существенно осложняется ожесточённым сопротивлением противника, установленными ими минными полями и сетью подземных тоннелей.

Активную поддержку наступающим оказывает авиация «коалиции», что преследует цель продемонстрировать «блестящие» успехи американцев в Сирии, хотя бы в краткосрочной перспективе. По информации агентства Anadolu, Вашингтон довел до сведения турок решение о выводе войск из Сирии до начала лета этого года, однако график может быть скорректирован в зависимости от ситуации на местах – соответствующее заявление сделано на проходящем в Анкаре заседании совместной целевой группы. Однако, как мы неоднократно писали ранее, очевидно, что речи о полном уходе из Сирии не идёт, ибо террористические группировки едва ли можно считать полностью уничтоженными – скорее, они пребывают в процессе некоего «переформатирования». Так, из приграничного с Ираком района продолжается вывод остающихся там боевиков и членов их семей. Если верить одному из местных интернет-источников, ранее неоднократно «ликвидированный» американцами главарь «ИГ» Абу Бакр аль-Багдади  мобилизует на западе Ирака переходящих из Сирии боевиков (по тоннелю, связывающему Дейр-эз-Зор с иракским Эль-Каимом). Общая их численность в провинции Анбар может достигать 3 тысяч человек, и этот потенциал может быть задействован как в самом Ираке или в Сирии, так и в Афганистане, Центральной Азии и других регионах.

Эвакуация террористов в Ирак (возможно, в том числе – в обмен на переданное американцам сирийское золото)

«После ряда успешных операций правительственных сил при поддержке российских воздушно-космических сил ситуация в Сирии на земле заметно стабилизировалась. ИГ как организация, претендующая на квазигосударственность, уничтожена. Однако говорить об окончательной ликвидации террористической угрозы в САР преждевременно»,
— считает министр иностранных дел России Сергей Лавров. В последних числах февраля части Сирийской арабской армии начали операцию по ликвидации анклавов «ИГ» в пустыне Бадия-аль-Шам на востоке страны. Операция, скорее всего, имеет характер зачистки, остаточного и разобщённого присутствия террористов в данном районе. Так, «спящие ячейки» имеются в малонаселённых областях между Эс-Сухной и Абу-Кемалем. Стабилизация ситуации на востоке страны, хотя бы частичная, позволит просирийским силам обратить более пристальное внимание на так называемую «зону деэскалации» в «Большом Идлибе». Сосредоточенные там террористы запрещённой в России группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» являются угрозой для стабильности Сирии и проводят мероприятия для наращивания наступательного потенциала, сообщила 28 февраля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова:
«Угроза безопасности и стабильности Сирии исходит от террористов нусровского альянса "Хайят Тахрир аш-Шам", она контролирует практически всю идлибскую зону деэскалации. Полевые командиры проводят мероприятия по переформированию союзных группировок в целях наращивания наступательных возможностей на направлениях Алеппо, Хама, горная Латакия. Боевики намерены расширить сферу своего влияния, полностью установить контроль в Идлибе».
Также отмечается рост нарушений режима прекращения огня: «Только за последние четыре дня зафиксировано порядка 40 таких случаев, в результате которых имеются погибшие и раненые». На деградирующую ситуацию в идлибской «зоне деэскалации» обратил внимание генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. В последнем докладе о гуманитарной ситуации в Сирии, «помимо озабоченности в связи с усилением «Хайят Тахрир аш-Шам», подробно перечисляются бесчинства террористов в отношении мирного населения, а именно притеснения этноконфессиональных меньшинств, произвольные задержания гражданских лиц, случаи исчезновения людей и многое другое». Согласно поступающей информации, в последние 10 дней бандформирования усилили обстрелы городов и поселений, находящихся под защитой сирийской армии на северо-западе страны. Погибли десятки военнослужащих и мирных граждан, разрушается экономическая инфраструктура. В частности, 28 февраля с севера провинции Хама террористы из реактивных установок залпового огня обстреляли важнейшую электростанцию на северо-западе Сирии – ТЭЦ в городе Мхарде, обеспечивавшую электроснабжение провинций Хама, Тартус, Латакия, Идлиб и Алеппо. «Произошло возгорание газопровода, выведено из строя электрооборудование на нескольких блоках», – рассказал директор ТЭЦ Али Хайфа, подчеркнув, что в результате обстрела важному объекту жизнеобеспечения нанесен значительный материальный урон. В ответ сирийская артиллерия нанесла удары по позициям боевиков, уничтожив несколько реактивных установок. В район Эль-Латаминскоого выступа и долину Аль-Габ стягиваются крупные ударные группировки сирийской армии, ожидающие  политического решения о начале военной операции. Очевидно, пока оно сдерживается Турцией, укрепляющей своё передовое присутствие на северо-западе страны. На юге Сирии крупнейшим очагом нестабильности и гуманитарной катастрофы остаётся «лагерь беженцев» Эр-Рукбан и военный объект в Эт-Танфе, из которого США никуда не уходят и уходить не собираются. Россия и Сирия направили к «лагерю» автобусы с тем, чтобы вывезти желающих покинуть его беженцев, однако США так и не дали гарантий безопасности перемещения гуманитарной колонны в 55-километровой зоне вокруг американской базы в Эт-Танфе, заявил глава российского Центра примирения враждующих сторон генерал-полковник С. Соломатин. «США поддерживают призыв ООН по выработке долгосрочного решения по Эр-Рукбану в соответствии с требованиями безопасности и в координации со всеми сторонами. Односторонняя инициатива России, которая не была согласована с ООН, не отвечает этим стандартам», – ответил на это заместитель руководителя пресс-службы госдепа Р. Палладино. Очевидно, продолжение оккупации части сирийской территории боевиками террористических группировок при поддержке извне более чем соответствует упомянутым «стандартам» в их американском понимании. Как и продолжающееся разведывательное «патрулирование» сирийского побережья близ Тартуса и Хмеймима, причём на рекордно низкой высоте (менее 4 тысяч км). Надо отметить, что патрульный противолодочный самолет ВМС США P-8A Poseidon морскую границу Сирии не пересекал. Наконец, под прикрытием «разборок» на востоке Дейр-эз-Зора американские военные, возможно, вывезли из страны около 50 тонн сирийского и иракского золота. По информации как агентства SANA, так и оппозиционных источников, оно было получено от боевиков взамен на гарантии безопасности, и пряталось именно в окрестностях поселения аль-Багуз и вывозилось ночью на вертолетах. Заметим, практика грабежа покоряемых или ввергаемых в гражданские войны стран – вполне обычная для колонизаторов, суть её – неизменна из века в век, меняются лишь технические средства (включая «информационное сопровождение» процесса грабежа) и малопривлекательные «лица» коллаборационистов-исполнителей…