«Фашиствующие хулиганы никогда не прорвутся к власти»
Уличная активность минувших выходных в Сербии вновь напомнила о событиях «бульдозерной революции», свергнувшей президента Слободана Милошевича. Кто, казалось бы, может хотеть повторения прошлого, которое привело к расчленению Югославии, отторжению Косово и годам национального унижения сербов? Однако из динамиков протестующих вновь звучал тот самый рок, под жёсткие ритмы которого желающие демократических свобод разрушали в 2000 году то, что ещё оставалось от Югославии.
Митинги протеста в Сербии продолжаются уже около четырёх месяцев. Внешним поводом для них стало избиение в ноябре прошлого года политика-оппозиционера Борко Стефановича, в чём оппозиция обвинила власти; это «совпало» с длинным рядом других событий – введением Приштиной стопроцентных пошлин на сербские товары, созданием в нарушение резолюции СБ ООН 1244 косовской армии, арестами сербских активистов в Косово «по подозрению в убийстве» сербского общественного деятеля Оливера Ивановича, с размещением косовско-албанского спецназа близ принадлежащей Сербии ГЭС «Газиводе», угрозами национализировать горнодобывающий комплекс «Трепча», упрощением процедур пересечения границ «Республики Косово» и Албании…
Белград ответил: никаких переговоров с Приштиной до тех пор, пока экономическая блокада сербских анклавов в Косово не будет снята. И чем более принципиальной становилась позиция сербского политического руководства (особенно после январского визита Владимира Путина в Белград, когда Александр Вучич публично пообещал все решения по Косово согласовывать с Москвой), тем более напористыми становились протесты в Белграде. А Путина в сербской столице встречали лозунгом «Один из трёхсот миллионов» – парафразом знаменитой сербской поговорки времён Югославии: «Нас с русскими триста миллионов, а без русских – полгрузовика».
События продолжают развиваться. Косовский парламент принял меморандум из одиннадцати пунктов, в котором содержатся требования признания границ между Сербией и Косовом как государственных и отмены резолюции СБ ООН 1244. Вучич отреагировал, заявив, что Приштина обрубает пути к диалогу. На подобных условиях переговоров не будет.
Елена Анасонович
И в Белграде снова начались уличные обострения. В субботу, 16 марта, одна из активистов протеста, не раз замеченная в посещениях посольства США Елена Анасонович, призвала протестующих потребовать «освободить всех», а драматург Синиша Ковачевич пригласил толпу на «марш свободы» по «городу, в котором царит коллективное безумие». Толпа, ведомая лидером движения «Двери» Бошко Обрадовичем, дошла до офиса «Радио и телевидения Сербии», вломилась туда и потребовала предоставить протестующим эфирное время. Последний раз телевидение в Белграде брали штурмом во время «бульдозерной революции», свергая Милошевича.... К толпе присоединился создатель оппозиционной радиостанции «Б92», бывший мэр Белграда Драган Джилас.... Непрошенных гостей выдворили с помощью спецназа, нескольких человек задержали, после чего протестующие попытались блокировать полицейский участок, куда доставили задержанных. Бошко Обрадович В разгар событий президент Сербии Александр Вучич заявил, что в воскресенье, 17 марта, он выступит с обращением к народу. Узнав об этом, демонстранты окружили президентскую резиденцию «Андричев венац», протаранили кордоны полиции грузовиком и попытались прорваться через ворота здания. Их не пропустили… Сорвать выступление президента не удалось. Обращаясь к народу, Вучич назвал Обрадовича «фашистом», а Джиласа и другого видного оппозиционера Еремича (бывший министр иностранных дел Сербии) нервничающими «дельцами», которые снова хотят власти и возможности грабить страну, как раньше.Драган Джилас
«Я в отличие от них ничего не крал, никого не грабил, а потому никого не боюсь,– заявил президент. – Я их цель, потому что консолидирую Сербию.... Большой друг Джиласа Зоран Заев (премьер-министр Северной Македонии. - Ред.) уже «похвалил» главу нашего МВД Нейбойшу Стефановича за то, что тот позволил людям с улицы войти на телевидение...» Позже в интервью сербскому каналу «Пинк» Вучич ответит и на обвинения оппозиции в «сдаче Косово»: «Это говорят люди, которые пятнадцать лет назад в момент погромов не смогли ничем ответить на это, кроме как поджечь мечеть в Сербии! Что же они не пошли в Косово и Метохию защищать разоряемый монастырь Девич? И в 2008-м, когда в крае провозглашали «независимость», их не было там? Почему допустили, что в 2009 году обсуждение косовской проблемы было переведено с площадки ООН в ЕС?.. А когда в 2011-м устанавливали пограничные пункты (между Сербией и Косово. - Ред.), они ловили сербов, пытавшихся препятствовать этому…» В годовщину сербских погромов в Косово (март 2004 года) Вучич дал понять, что ничего подобного Белград больше не допустит. Он заметил, что показателем его работы, и в частности консолидации Евросоюза, Китая и России в осуждении односторонних таможенных пошлин Косово, является отношение к нему косовских сербов, заявивших о готовности выехать в Белград, чтобы встать на защиту президента от организаторов протестующих. Такую же готовность выразили в других городах Сербии. «Фашиствующие хулиганы никогда не прорвутся власти», – заявил Александр Вучич. А глава Сербской радикальной партии Воислав Шешель фактически ответил на вопрос о том, чья рука направляет беспорядки в Белграде, сказав корреспонденту ТАСС: «Этими протестами дирижируют американское и британское посольства, у них здесь своя агентура». Алексей Топоров, о материалам: Фонд стратегической культуры