Агрессивное меньшинство опирается на поддержку европейских структур
5 апреля армянский сектор интернета и социальных сетей облетело сенсационное сообщение о том, что на парламентских слушаниях в Национальном Собрании впервые выступила женщина-трансгендер Лилит Мартиросян. При этом повестка дня общественных слушаний значилась как «Национальная повестка прав человека – мониторинг ООН». Кроме того, предполагалось обсуждение вопросов реформирования судебно-правовой системы, а также защиты прав детей и людей с инвалидностью. На слушания были приглашены представители около 50 общественных организаций, среди которых и «Сторона права», главой которой является Лилит Мартиросян. Она представилась как глава общественной организации «Сторона права», однако о том, что выступает трансгендер, глава парламентской комиссии по правам человека и общественным вопросам Наира Зограбян узнала только по ходу речи, будучи шокированной её (оказавшимся кратким) выступлением. «Прошу воспринимать меня как собирательный образ замученных, изнасилованных, подвергшихся физическому насилию, сожженных, раненых ножом, убитых, эмигрированных, подвергнувшихся дискриминации, бедных и безработных трансгендеров», – заявила Мартиросян, выступая с трибуны парламента и призвав инициировать законодательные изменения, гарантирующие гендерное равенство, исключающее проявления дискриминации.
ЛГБТ-активисты также требуют изменить статью 29 Конституции страны («Запрет дискриминации»), выделив в ней особым образом сторонников нетрадиционной сексуальной ориентации. Законодательство Армении предоставляет представителям ряда профессий (юристы, представители правоохранительных органов, врачи и пр.) повышенные права в вопросе обеспечения безопасности, и вот теперь, дескать, геи, лесбиянки и прочие трансгендеры должны получить аналогичный статус. При этом делались ссылки на постоянные угрозы и насилие по отношению к ним – по словам трансгендера, за последние 7 лет в Армении было совершено 283 жестоких преступления, часть из которых не была зафиксирована правоохранительными органами,
Председательствующая на заседании Зограбян заявила, что Мартиросян нарушила повестку дня: «То, что я сделала, я сделала правильно. Я просто соблюдала регламент и констатировала, что я не позволю каким-то людям, каким-то группам, каким-то слоям пытаться использовать парламент для эпатажа». Между тем, небезызвестный правозащитник Артур Сакунц считает объяснения председателя комиссии неубедительными, поскольку, по его словам, в тот день имелись и другие отклонения от повестки обсуждений, однако такой реакции на это не следовало. «Это действительно является дискриминационным отношением», – уверен Сакунц, поддержавший требования ЛГБТ-сообщества об отставке Н. Зограбян. Интересно, что к данному этому требованию присоединились и представители не прошедшей в парламент бывшей правящей Республиканской партии Армении (РПА).
Появление трансгендера на трибуне Национального Собрания вне рамок объявленной повестки дня привело к выяснению того, каким образом она вообще оказалась в списке приглашенных. Этот спор вылился в выяснение отношений между представителями парламентского большинства (фракция «Мой шаг») и меньшинства («Процветающая Армения»). На защиту Зограбян встал глава партии «Процветающая Армения» традиционалист и отец шестерых детей Гагик Царукян, заявивший, что для него как главы семьи, воспитанной в армянских традициях и вере, это все произошедшее неприемлемо. «Это порок, порок мы должны скрывать, как это было раньше. Мы никогда не позволим этому распространяться или получить законную власть. Это порок, который до сих пор был скрыт, и сегодня исключено, чтобы мы позволили ему распространиться. Что касается их прав… каждый человек, если у него есть проблема, пусть жалуется в правоохранительные органы. Но позволить принять новый закон, новую Конституцию – с нашей стороны, со стороны нашей партии это исключено. Мы поддерживаем Наиру Зограбян. Наира Зорабян как председатель комиссии по правам человека повела себя очень правильно», – заявил лидер ППА.
Сложившуюся ситуацию перевел в политическую отец четверых детей премьер-министр Никол Пашинян: «Когда я им (РПА) говорил, что они гей-активисты, они не верили. Они не смогут избежать этого статуса». Премьер-министр подчеркнул, что в 2015 году «консервативная власть Армении, которая охраняет семейные и традиционные ценности», забрала у гражданина Армении Вагаршака Мартиросяна паспорт и дала ему паспорт гражданина Армении Лилит Мартиросян, наделив его (её?) всеми правами и обязанностями гражданина Республики Армении.
«А теперь, насколько я понимаю, некоторые представители РПА очень активно обсуждают эту тему и перед властями поднимают вопрос: «что происходит?» и так далее», – отметил Пашинян. Отметив, что в выданном Лилит Мартиросян паспорте ее пол указан как «мужской», глава правительства продолжил: «В тот момент, когда предыдущие власти Армении выдали паспорт гражданина Армении лицу мужского пола Лилит Мартиросян, они включили его в избирательные списки, а, следовательно, наделили его всеми правами и обязанностями гражданина Республики Армении. Когда я им говорил, что они гей-активисты, они не верили. Они не смогут избежать этого статуса, и это еще одно доказательство того, что они не тех обвиняют». Одновременно, он слегка пожурил оппонентов из ППА, посоветовав им подумать, соответствует ли Зограбян должности председателя парламентской комиссии, который она занимает по партийной квоте.
Однако все это стало лишь прелюдией к куда более интересным и динамичным событиям.
Ветеран боевых действий в Карабахе на акции протеста у парламента Армении. Надпись на плакате: «Нет разврату!»
8 апреля, когда началось очередное заседание парламента, у входа двор Национального Собрания пришли сотни людей для проведения акции в защиту традиционной системы ценностей. Среди них были представители ряда общественных организаций, включая ветеранов Карабахской войны, участников апрельской «четырехдневной войны» 2016 года, неправительственной организации «Камк» / «Воля», а также священник Армянской Апостольской церкви. Недовольство собравшихся вызвало то обстоятельство что в зале заседаний парламента Армении дали слово трансгендеру, рассуждавшему о правах данной категории лиц. Собравшиеся в резкой форме выражали свое несогласие с какой бы то ни было пропагандой лиц, причисляющих себя к ЛГБТ. Подчеркивалось, что никто и ни в какой форме не должен пропагандировать такие явления как нормальные и обычные для Армении. Кроме того, в резкой форме высказывалось требование отказать представителям ЛГБТ-сообщества в вопросе конституционных и законодательных изменений, которые давали бы им какие-то привилегии относительно других граждан страны.
Священник Казар Петросян
К участникам акции вышел вице-спикер парламента Ален Симонян, который немедленно был буквально «атакован» настоятелем церкви Св. Григора Просветителя в Бюраване отцом Казаром Петросяном, а также другими участниками акции, критиковавшими действующую Конституцию, а некоторые цитировали такого защитника традиционных и семейных ценностей, как президент США Дональд Трамп. Отметим, что все происходящее транслировалось в открытый эфир большинством СМИ Армении. Ситуация грозила выйти из-под контроля – если бы не заявление вице-спикера о том, что заявления прозвучавшие 5 апреля в парламенте не являются мнением парламента, парламентской комиссии, правительства или кого-либо из депутатов.
Акция противников ЛГБТ около парламента Армении 8 апреля
На следующий день было выпущено заявление от имени аккредитованных в Армении делегации Европейского Союза и посольств стран-членов ЕС, серьёзно обеспокоенных «рядом недавних случаев, когда в отношении меньшинств и правозащитников в Армении раздавались серьезные угрозы, в том числе угрозы смерти. Ненавистнические высказывания, в том числе угрозы убийством, адресованные г-же Лилит Мартиросян, ее коллегам и сообществу ЛГБТ в целом, являются последними проявлениями в этой тревожной тенденции и представляют собой дискриминацию, запрещенную Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, участником которой является Армения, и что отражено в Конституции Армении. ЕС призывает всех в Армении, которые продвигают и верят в универсальность прав человека, осудить разжигание ненависти, и правоохранительным органам принять срочные меры, чтобы гарантировать физическую безопасность граждан Армении и расследовать обвинения в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений на почве ненависти». К данному заявлению присоединился также офис ООН в Ереване.
А 10 апреля последовал официальный ответ от внешнеполитического ведомства Армении, согласно которому правительство остаётся полностью приверженным обязательствам по защите и поощрению прав человека. Ненасильственная демократическая революция в Армении наилучшим образом продемонстрировала, что права человека, как правило, эффективно действуют тогда, когда являются частью общественного консенсуса и принимаются в качестве универсальных общественных и моральных ценностей. И далее: «Таким образом, в этом контексте наши международные партнеры должны проявлять большее уважение и большую чувствительность по отношению к армянскому обществу и воздерживаться от излишних направлений в рамках общественных обсуждений, даже при несогласии с их тональностью.
Хотели бы напомнить, что принцип общественной морали является частью международных обязательств в сфере прав человека, и их невыполнение является невозможным.
В свою очередь, власти Республики Армения не потерпят каких-либо противозаконных действий и будут продолжать защищать конституционные права всех граждан».
Заявление внешнеполитического ведомства несколько разрядило обстановку, т.к. впервые за последние годы правительство дало ясно понять, что в таком чувствительном для европейских партнёров вопросе, как удовлетворение требований ЛГБТ-сообщества, оно поддерживает точку зрения подавляющего традиционалистского большинства общества.
А потому вполне естественно, что заявление МИД Армении не могло остаться незамеченным «грантоедами» из «Transparency International», Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, Клуба журналистов «Аспарез» (Гюмри) и, разумеется, соросовского Фонда «Открытое общество-Армения». В своем совместном заявлении от 11 апреля эти НПО охарактеризовали отношение главы парламентской комиссии по правам человека Зограбян и ряда других депутатов к представительнице ЛГБТ сообщества Лилит Мартиросян как грубое нарушение прав человека. Подписанты также выразили свою глубокую обеспокоенность реакцией МИД Армении, которое, как они уверены, считает второстепенными основные права человека, в частности, равноправие, отдавая приоритет «принципу общественной морали», и призвали правительство Армении пересмотреть свою официальную позицию, подтвердив приверженность принципам защиты прав человека и своим международным обязательствам.
Интересно, но не удивительно, что американское посольство на этот раз помалкивало. Не удивительно – потому, что, как мы упоминали выше, участники акции протеста вблизи парламента ссылались на действующего президента США, неоднократно высказывавшегося в защиту традиционных семейных ценностей. Не могло же посольство в Армении (даже если бы отдельные сотрудники очень того хотели) выступить против своего собственного президента?..
Следует также отметить, что в своем интервью Общественному телевидению Армении официальный представитель Армянской Апостольской церкви в целом поддержал точку зрения священника Казара Петросяна, но покритиковал его за излишнюю агрессивность и «вмешательство в политику». Этим и объясняется то обстоятельство, что викарий Араратской епархии архиепископ Навасард Kчоян объявил его «расстриженным» (лишенным сана) до Великой Субботы (20 апреля) из-за недостойного священнослужителя поведения, отклонения от пастырской миссии и ухода от истины под влиянием эмоций. Далее в послании архиепископа Кчояна говорится: «Как и все священнослужители, отец Казар Петросян имеет право выразить сове возмущение в связи с пропагандой разврата, однако неприемлемы политические заявления и проявление недостойного гражданина поведения. Призываем наш верующий народ сплотиться вокруг миссии защиты национальных и духовных ценностей, воздержаться от излишних и радикальных проявлений во благо нашего народа и государства».
12 апреля напротив здания офиса ООН в Ереване прошла акция ряда организаций, потребовавших от международных структур не вмешиваться во внутренние дела государства. Так, координатор инициативы «Камк» Ваагн Чахалян призвал европейцев «прекратить пропаганду гомосексуализма и с уважением относиться к традиционным ценностям в Армении… Мы требуем, чтобы Евросоюз прекратил свое грубое вмешательство во внутренние дела Армении. Не нужно учить нас тому, как нам жить». Протестующие скандировали «Руки прочь, от наших ценностей!» и «Мы хозяева наших ценностей!»
Акция протеста против ЛГБТ-пропаганды перед зданием правительства Армении в ноябре 2018 г.
Так закончился лишь первый раунд противостояния, которое – почти наверняка – будет весьма затяжным. Защитники прав ЛГБТ-сообщества в Армении получают большие гранты и их, скорее всего, заставят отрабатывать полученные деньги. Поэтому следует ожидать новых провокацией, направленных на тестирование не только армянского общества и его традиционных институтов (прежде всего Армянской Апостольской церкви), но также и правительства, которое впервые за долгие годы открыто высказало свою позицию по вопросу сексуальных меньшинств (отметим также, что в ноябре прошлого года в Ереване был отменен форум ЛГБТ, который должен был пройти с согласия прежних властей). Нельзя исключать, что в результате этого противостояния сторонники традиционных национальных и духовных ценностей смогут сформировать влиятельное общественно-политическое движение в Армении.
Саркис МАРТИРОСЯН
Заглавное фото: акция протеста у парламента Армении, источник – Спутник Армения