С 27 июля в Грузии под лозунгом «Сила в партнерстве» проходят многонациональные военные учения Agile Spirit – 2019 («Проворный дух – 2019»). В них принимают участие более 3000 военнослужащих из 14 государств-членов НАТО и стран-партнёров Североатлантического альянса, в частности – из Болгарии, Бельгии, Великобритании, Грузии, Греции, Латвии, Литвы, США, Черногории, Норвегии, Польши, Румынии, Турции и Украины. Американский контингент самый большой – 1,5 тысяч военнослужащих. Манёвры проходят под совместным руководством Оборонных сил Грузии и Европейского командования Вооруженных сил США.
Напомним, учения Agile Spirit проходят в Грузии уже в девятый раз (с 2011 года). До 2015 года это были сугубо грузино-американские учения. Однако с 2015 года наряду с батальоном ВС Грузии и морскими пехотинцами США в них приняли участие военнослужащие из Турции, Болгарии, Румынии, Литвы и Латвии, и таким образом учения стали многонациональными. Как и в прошлом году, соседи Грузии в лице Азербайджана и Армении от участия в Agile Spirit воздержались.
По сравнению с прошлым годом, налицо не только увеличение числа стран-участниц (с 10 до 14), но и численности принимающих участие в учениях военнослужащих – с 237 до 3000 человек. Столь резкий рост обусловлен тем, что прошлогодние учения проходили в ином формате – в виде компьютерной симуляции JCATS/MTWS и без привлечения вооруженных сил и военной техники. В этом году в учениях задействованы военнослужащие и боевая техника – как находящаяся на вооружении Грузии, так и американская – танки «Абрамс», бронетранспортеры «Страйкер», вертолет «Черный ястреб» и гаубицы. Как известно, учения Agile Spirit далеко не единственные из тех, что проводятся к югу от Кавказского хребта, и маршрут следования техники уже несколько лет остается неизменным: из болгарского порта Варна тяжелая техника переправляется в морской порт Поти, откуда следует по суше до районов проведения военных учений.
О росте масштабов учений свидетельствует и факт их проведения на трёх полигонах страны – в Сенаки (место дислокации 2-й пехотной бригады ВС Грузии), Вазиани и Орфоло (прошлогодние учения проводились только в Сенаки).
Ещё одним отличием от прошлогодних учений видится включение в них мероприятий по «повышению безопасности Черноморского региона». Начиная с 2018 года, военное руководство Грузии высказывалось за привлечение в учения военно-морских сил, однако эти предложения тогда не были приняты. Сколь-либо солидного представительства военно-морских сил стран – участниц нет и сейчас, но как было сказано выше, появилась небольшая военно-морская компонента. В частности, впервые в Грузию прибыл самолет морского патрулирования США «P-8 Poseidon». Как полагают грузинские эксперты, он способен контролировать акваторию всего Чёрного моря, и береговую линию Грузии, в том числе «оккупированных территорий». Появление самолёта может быть связано с тем, что в Грузии именуют «сдерживанием российского флота на Черном море». Очевидно, всё это укладывается и в концепцию НАТО, и в планы по созданию здесь постоянно действующей морской группировки. Это подтверждается и специальным заявлением американского посольства в Тбилиси: «Исторический визит – впервые в Грузию прилетел самолет морского патрулирования США «P-8 Посейдон», который в рамках визита в восточной части Черного моря вместе с береговой охраной Грузии провел учения, что еще раз подчеркивает твердое военное партнерство Грузии и США».
Отметим, что впервые самолет ВВС США дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS) отметился в Грузии еще в начале 2000-х годов в период правления Эдуарда Шеварднадзе (министром обороны был тогда Давид Тевзадзе). Тогда этот самолет осуществил показательный полет вдоль Кавказского хребта, в южном направлении, что встретило протесты со стороны Москвы.
Учитывая тенденцию на расширение масштабов учений во всех средах, а также системную политику грузинского политического руководства, реализуемую в рамках принципа «Больше НАТО в Грузии, больше Грузии в НАТО», нетрудно предположить, что в перспективе в учениях Agile Spirit будут принимать участие и «полноценные» военно-морские силы.
Анализируя нынешние и другие учения, местные наблюдатели обращают внимание на отработку в последние годы навыков для ведения обороны грузинскими войсками. К примеру, в рамках общевойсковых учений оперативно-тактического уровня решаются конкретные задачи в сфере национальной обороны так, как они понимаются сегодня в Грузии. Задачи и боевые расчеты направлены на обеспечение обороны страны в случае нападения «вероятного противника», под которым, понятное дело, подразумевается Россия.
Далее, отрабатываются тактические навыки и виды боевых действий, необходимые Грузии для ведения оборонной политики. Направление военных учений обусловлено августовской войной в 2008 году и «геополитическими вызовами, происходящими вокруг Грузии», исходя из необходимости стратегии обороны, призванной «защитить территориальную целостность и суверенитет». Упор делается на освоение грузинскими и иностранными военными тактических оборонных методов США и по стандартам НАТО. Главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили в этой связи напоминает, что во время пятидневной войны в августе 2008 года грузинские военные, ранее являвшиеся участниками миротворческих миссий в Ираке, оказались «неспособны отразить наступление российских бронетанковых групп и авиации». Соответственно, «в последнее время на учениях отрабатывается именно это, например, чтобы остановить наступление бронетанковой группы вероятного противника и отразить воздушное нападение его авиации и контрбатарейная борьба артиллерии». Проведение военных учений одновременно на трех полигонах Аладашвили трактует в контексте повышения уровня подготовки войск и их способности к масштабным мероприятиям. В частности, одновременно проходят командно-штабные (по картам) учения, сценарии и предписания которых тотчас же отрабатываются «в поле».
Почти за полтора месяца до начала учений Agile Spirit – 2019 тогдашний статс-секретарь МИД РФ Григорий Карасин, отвечая на вопрос, что мешает отношениям России с Грузией, в частности, сказал: «Прежде всего – это усиленная военная активность США и НАТО в Грузии. Там постоянно проходят масштабные военные учения, возводится инфраструктура. Очередные учения «Agile Spirit» ожидаются в конце июля – начале августа с участием 3 тыс. военных из 30 стран – членов и партнеров НАТО». Российский дипломат, видимо, подразумевал число стран, которым были направлены приглашения для участия в учениях.
За три дня до их начала, 24 июля, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о негативной роли Запада в отношениях между Грузией от России: «Наши западные коллеги, прежде всего Соединенные Штаты, пытаются всячески оторвать наших соседей от Российской Федерации». Также он негативно отозвался о грузино-американском военном сотрудничестве, заявив, что в 2008 году, перед началом грузино-российской «пятидневной» войны, «там работали десятки американских инструкторов, тренировали и спецназ грузинский, и в целом военнослужащих».
В преддверии учений НАТО Agile Spirit – 2019 в Грузии, в Южной Осетии и Абхазии, а также в Армении и на территории самой России 24 июля также начались плановые учения, в которых задействованы 49-я и 58-я общевойсковые армии ВС РФ и подразделения дислоцированной в Армении 102-й военной базы. Также к учениям привлечены авиационные части 4-й армии ВВС и ПВО ЮВО. О числе военнослужащих, принимающих участие в манёврах под руководством командующего войсками Южного округа генерал-полковника Александра Дворникова, не сообщается.
«Этап максимально интенсивной боевой подготовки летнего периода обучения перерастет в фазу двусторонних командно-штабных учений, в которых будут задействованы абсолютно все объединения округа, включая Черноморский флот и Каспийскую флотилию»,
– сообщил А. Дворников в комментарии для СМИ. Добавим к этому, что 29 министры обороны России и Ирана Сергей Шойгу и Хосейн Дехкан подписали в Тегеране соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее также и военно-морскую составляющую.
* * *
Неучастие в учениях Agile Spirit – 2019 армянских военнослужащих вызвало в Ереване закономерное недовольство адептов сближения с Западом и, в частности, с США. «Речь идет не о военных учениях как таковых, – записал на своей страничке в Facebook депутат парламента от оппозиционной партии «Просвещенная Армения» Арман Бабаджанян. – Гораздо важнее то, что давление России на Ереван усиливается и, похоже, дает первые результаты, хотя власти всячески пытаются скрыть этот факт. Одним из достижений Армянской революции был отказ от «вассальных» отношений с Россией, и их восстановление может омрачить политическое значение этих исторических событий». Как известно, партия «Просвещённая Армения» и ее лидеры известны своей нацеленностью на максимальное повышение присутствия Запада (и, прежде всего, США) в Армении. Общественная реакция на подобного рода посты в социальных сетях и публикации ангажированных СМИ более чем сдержанная, ибо речь идёт о точке зрения подавляющего меньшинства.
Согласно майскому опросу Международного республиканского института, Россия по-прежнему остаётся наиболее важным политическим партнером для Армении. Так думают 78% респондентов, находящаяся на втором месте Франция набирает 46 %, а США – 27 % (у респондентов, среди которых было 8 % неопределившихся, была возможность дать несколько ответов).
Саркис Мартиросян
Фото: Министерство обороны Грузии