В ночь с 6 на 7 апреля американские эсминцы USS Porter и USS Ross в Средиземном море нанесли массированный ракетный удар по базе военно-воздушных сил Сирии «Шайрат», по которой было выпущено, в общей сложности, 59 ракет типа «Томагавк». Оговоримся сразу, что по данным средств российского объективного контроля, далеко не все из них достигли цели: некоторые из «Томагавков» упали на дома местных жителей в сельских районах провинции Хомс, приведя к гибели 9 человек.
Заявление МО РФ о ракетном ударе ВМС США по авиабазе Шайрат
Сирийские источники сообщают, что власти Дамаска получили предупреждение о готовящемся нападении, что позволило свести к минимуму потери в живой силе и технике. Согласно подтверждённым данным, в результате атаки непосредственно в районе аэродрома 7 человек погибли и 18 были ранены. По сведениям Минобороны России, в ходе удара были уничтожены склад материально-технического имущества, учебный корпус, столовая, шесть находившихся в ремонтных ангарах самолетов МиГ-23 и радиолокационная станция. При этом часть авиатехники (включая пять истребителей) уцелела; серьёзно не пострадала взлетно-посадочная полоса. Сообщается, что уже на следующие сутки, 8 апреля, сирийские ВВС возобновили вылеты с аэродрома «Шайрат». Посетившие авиабазу эксперты не нашли следов присутствия химического оружия. Как сообщило Министерство обороны России, «Аэродром посетили десятки представителей СМИ, местной администрации, пожарных служб, полиции, не говоря о сирийских военнослужащих. Все находившиеся и присутствующие на аэродроме люди не одевают противогазы и чувствуют себя совершенно нормально». Корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный опубликовал видео, доказывающее отсутствие на данном объекте отсутствие каких-либо следов оружия массового поражения.
[caption id="" align="aligncenter" width="900"] Аэродром «Шайрат», 7-8 апреля. Фото Е. Поддубного[/caption]Накануне Трамп выступил с преисполненным демагогии «обращением к нации»: «Сегодня вечером я приказал провести целенаправленный военный удар по аэродрому в Сирии, откуда осуществлялась химическая атака… Не может быть никаких споров о том, что Сирия использовала запрещенное химическое оружие. Сегодня я призываю все цивилизованные страны присоединиться к нам в стремлении положить конец кровопролитию в Сирии, а также положить конец терроризму всех видов и всех типов… годы предыдущих попыток изменить поведение Асада потерпели крах». В направленном 8 апреля в Конгресс письме глава Белого дома заверил, что «действовал, исходя из жизненно важных интересов национальной безопасности и внешней политики США в соответствии с моими конституционными полномочиями по проведению внешней политики и в качестве Верховного главнокомандующего. США предпримут дополнительные действия, которые уместны и необходимы для дальнейшего обеспечения национальных интересов». Ранее лица из ближайшего окружения Трампа также неоднократно выступали с подобными абсурдными и не подкреплёнными ни малейшими доказательствами утверждениями.
Расположенная в 40 километрах к юго-востоку от Хомса база «Шайрат» выполняет важную роль «аэродрома подскока» и пункта материально-технического обеспечения и ремонта для сирийских ВВС, противодействующих запрещённым в России террористическим группировкам «Джебхат ан-Нусра» и «Исламское государство» в центральной части Сирии (провинции Хама, Хомс, Идлиб). В марте и начале апреля активизировались столкновения севернее (Хама) и восточнее базы (в районе Пальмиры).
2 апреля части сирийской армии освободили поселение Хаттаб, выбив оттуда боевиков группировки «Хайят Тахрир аш-Шам». На следующий день был освобожден город Маардис. В разгар успешного контрнаступления сирийской арабской армии на севере Хамы, 4 апреля, в районе контролируемого террористами поселения Хан-Шейхун на юге провинции Идлиб было распылено химическое оружие (либо создана видимость такового). Согласно сведениям корреспондентов ANNA-news, масштабная провокация была организована боевиками «Джебхат ан-Нусры». Кроме того, в расследовании организации «Шведские врачи за права человека» (SWEDHR) детально рассматриваются действия «белых касок» по так называемому «спасению» детей, которое на самом деле может быть настоящим убийством.
Кратко напомним о некоторых фактах. После американской атаки британская газета Daily Mail оперативно удалила со своего сайта статью от 29 января 2013 года, озаглавленную «США поддержали план осуществить химическую атаку в Сирии и возложить вину за это на режим Асада». Речь в публикации, удаление которой подтверждает её актуальность, шла о том, что химическая атака, по плану США, должна была послужить предлогом для усиления международной коалицией военных действий в Сирии: «Попавшие в общественный доступ электронные письма, предположительно, доказывают, что Белый дом дал добро на осуществление химической атаки в Сирии, в которой можно будет обвинить режим Асада и, в свою очередь, усилить международные военные действия в обессиленной стране. В опубликованном докладе содержится переписка между двумя высокопоставленными лицами в базирующейся в Британии компании-подрядчике Britam Defence, в которой говорится, что «одобренная Вашингтоном» схема предполагает, что Катар профинансирует применение химического оружия силами повстанцев в Сирии».
Первое же посещение экспертами миссии Организации по запрещению химического оружия (специализированное подразделение ООН – ОЗХО) по установлению фактов применения химоружия в Сирии весной 2014 г. «совпало» с масштабной провокацией боевиков с применением хлора в той же провинции Идлиб, напоминает юрист-международник Александр Мезяев. При попытке посетить указанное по наводке террористов место предполагаемого инцидента специалисты ОЗХО были захвачены в заложники, что исключило дальнейшую работу экспертов миссии на неподконтрольных сирийским властям территориях. Именно так было положено начало порочной практике в работе миссии, а затем и Совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения в Сирии химоружия, отмечалось в заявлении российского МИДа. Практика эта состоит в том, чтобы принимать на веру любую чушь, придуманную так называемой сирийской «оппозицией» и сочувствующими ей НПО.
В 2014 году, после нашумевшей провокации в Восточной Гуте, подконтрольное официальному Дамаску химическое оружие из Сирии было вывезено, а случаи его применения продолжались – по единственной причине: то, что контролировали боевики, по-прежнему никто никуда не вывозил, равно как никто не требовал от них закрытия подпольных цехов и лабораторий. Наоборот, некоторые даже – активно помогали. Тем не менее (чему не стоит удивляться), ответственность за случившееся с подачи так называемой «вооружённой оппозиции» и её покровителей, была незамедлительно возложена на ВКС России и сирийские власти. Так называемым «активистам» из аффилированной с «Джебхат ан-Нусрой» «белых касок», равно как «экспертам» из организации Bellingcat, все было известно заранее. Несмотря на то, что на фото и видеосъёмках детей, якобы погибших от зарина, хорошо видны совершенно иных травм, по соцсетям мгновенно разошёлся некий «момент нанесения ударов по Хан-Шейхуну химическими ракетами российской авиации 4 апреля 2017 года». Потом, впрочем, версия была скорректирована на «вину» сирийской авиации, несмотря даже на то, что представленные боевиками фотографии предполагаемого места нанесения авиаудара демонстрируют последствия, более характерные для артиллерийского обстрела, нежели для разрыва авиабомбы, отмечает Al-Masdar News.
«По данным российских средств объективного контроля воздушного пространства, вчера в период с 11:30 до 12:30 местного времени сирийская авиация нанесла удар в районе восточной окраины населенного пункта Хан-Шейхун по крупному складу боеприпасов террористов и скоплению военной техники. На территории этого склада находились цеха по производству фугасов, начиняемых отравляющими веществами. С этого крупнейшего арсенала боеприпасы с химоружием доставлялись боевиками на территорию Ирака. Их применение террористами было неоднократно доказано как международными организациями, так и официальными властями этой страны», – заявил 4 апреля представитель Минобороны России Игорь Конашенков. Указанные боеприпасы также использовались боевиками в сирийском Алеппо, когда их применение было зафиксировано в конце прошлого года российскими военными специалистами: «Симптомы отравления пострадавших в Хан-Шейхуне на видеокадрах в соцсетях точно такие, как были осенью прошлого года у пострадавших в Алеппо.
Сирийские военные не отрицают активных действий в указанном районе, направленных в том числе и на упреждение террористических атак с использованием оружия массового поражения. В последние недели ситуация в арабской республике значительно осложнилась, и нет сомнений в том, что при малейшей возможности террористы применили бы весь имеющийся в их распоряжении смертоносный арсенал. Распыление зарина в крупных городских агломерациях неминуемо привело бы к тысячам новых жертв. Соответственно, объекты военной инфраструктуры запрещённых в России террористических группировок подлежат нейтрализации, а в случае невозможности таковой – уничтожению.
В конце марта российская сторона подняла в ООН вопрос о необходимости самого тщательного расследования каждого случая применения отравляющих веществ в Сирии и Ираке, однако инициатива Москвы тогда не нашла поддержки. После же очередной провокации в провинции Идлиб спешно состряпанный (если не подготовленный заранее) односторонний и ангажированный проект резолюции по событиям в Хан-Шейхуне, внесённый США, Великобританией и Францией, изначально не имел шансов на принятие. Это могло стать формальным поводом к реализации ястребами из администрации Трампа давно вынашивавшихся ими планов: ведь с чисто военной точки зрения столь масштабная акция априори не могла носить спонтанный характер (1).
По сообщениям местных источников, одновременно с падением американских ракет на базу «Шайрат» в восточной части провинции Хомс началось наступление террористических банд на позиции правительственных сил. Заместитель министра иностранных дел и по делам мигрантов Сирии Фейсал аль-Микдад заявил о наличии негласной договорённости между США и их пособниками из числа боевиков ИГ и «Джебхат ан-Нусра». Российской стороной фиксируется заметный рост количества нарушений перемирия, что связано как с резкой интенсификацией боевых действий в провинциях Дамаск и Хама, так и, по-видимому, с «турецким фактором» (об этом – во второй части материала).
Андрей Арешев, для «Военно-политической аналитики»
Примечание
- Американист, профессор Академии военных наук Сергей Судаков говорит о «прелюдии войны, демонстрации силы, абсолютно спланированной акции», совпавшей по времени с официальным визитом в США китайского лидера Си Цзиньпина: «…Тем самым Трамп показал, что его политика сталкивает нас в эпоху Барака Обамы и Буша-младшего, причем в ту эпоху, когда отношения России и США были в наихудшей стадии».