С полуночи 6 мая в Сирии вступил в действие Меморандум о деэскалации, затрагивающий 4 территориальных сегмента, о чем мы подробно писали в предыдущем обзоре. В интервью белорусскому телеканалу ОНТ создание в Сирии зон безопасности прокомментировал сирийский лидер, по мнению которого, их создание может дать возможность боевикам сложить оружие. «Цель этих зон – защитить гражданское население и дать возможность [остающимся там – прим. ред.] боевикам заключить перемирие с правительством, как это уже бывало в других провинциях. Это шанс для человека с ружьем одуматься и определить свой юридический статус», – отметил президент Сирии, подтвердив, что «за сложением оружия следует амнистия». Принципиальной целью создания зон безопасности в Сирии является «прекращение кровопролития, чтобы была возможность инициировать политические процессы между нами и группами влияния в этих зонах», – считает Башар Асад. Рассматривая инициативу стран-гарантов правильную, вместе с тем он добавил: «чтобы говорить о результате, придется какое-то время подождать».
При этом боевые действия против боевиков запрещённых в России террористических группировок «Джебхат ан-Нусра», «Исламское государство» и иже с ними не прекращались. Сирийские ВВС, армейские подразделения при поддержке союзников и ВКС России пытались достигнуть успеха по ряду направлений в провинциях Алеппо, Хама, Дейр-эз-Зор. В частности, на востоке провинции Алеппо 13 мая сирийские войска освободили авиабазу «Джира» между Дейр-Хафиром и рекой Евфрат, которая несколько лет удерживалась боевиками различного окраса. Всего в ходе начавшегося в январе наступления сирийских войск в этом районе было освобождено более 170 поселений. Вместе с тем, террористы не оставляют попыток прервать сообщение Алеппо с остальной с центральными районами страны.
В городской агломерации Дамаска наиболее важным событием стало освобождение района Кабун, бои за который на протяжении нескольких лет носили тяжёлый и упорный характер. Важной предпосылкой военного перелома в данном районе стал захват правительственными частями тоннеля снабжения группировки «Файлах аль-Рахман», по которому они получали помощь из Восточной Гуты.
По некоторым данным, деморализованные боевики потеряли в Кабуне от нескольких сотен до тысячи людей, и после того как их положение стало критическим, в конце концов согласились на переход в Идлиб (ранее они вышли из северного района Дамаска Барзе, началась эвакуация из Тиршина). Кроме того, потеря Кабуна будет иметь серьёзные последствия для террористов сопредельной Восточной Гуты.

Конечно, стремление боевиков следовать достигнутым в Астане договорённостям обозначится гораздо лучше в случае полного блокирования путей подвоза к ним оружия. боеприпасов и амуниции, что отмечалось нами не раз. Так, по информации агентства SANA, 7 мая сирийские власти перехватили очередной следовавший в Восточную Гуту конвой из четырёх автомашин с французскими ракетами, тысячами пуль, пулеметами и артиллерийскими снарядами. Примечательно, что они направлялись к Дамаску с сирийского юга, где в последние недели было замечено развертывание частей американского и британского спецназа, использующих в качестве операционной базы приграничные районы Иордании.

Таким образом, правительственные силы пресекли очередную попытку террористов переломить ситуацию в свою пользу в одной из так называемых «зон деэскалации». Сеющие смерть и разрушения изделия французского происхождения обнаруживались в Сирии и ранее, а в конце апреля Париж, вслед за Вашингтоном, возложил на официальный Дамаск ответственность за инсценированную «белыми касками» «химическую атаку» в поселении Хан Шейхун.
Всё это вряд ли удивительно с учётом тесных связей французского истеблишмента с так называемыми «сирийскими оппозиционерами». Заметим, упомянутый конвой, вне всякого сомнения – это лишь один из ручейков вполне полноводной смертоносной «реки», которая течёт в Сирию через её открытые границы вот уже несколько лет. Например, давно уже не является секретом плотная работа турецких военных и сотрудников спецслужб с боевиками ряда группировок на территории, занятой Анкарой в ходе операции «Щит Ефврата».
[caption id="" align="aligncenter" width="751"]
В свою очередь, Российский центр по примирению сторон предпринимает усилия по доставке гуманитарных грузов в районы северо-запада Сирии. В том числе населённые курдами. Турецкое агентство Anadolu опубликовало видеоролик неважного качества, на котором при желании можно разглядеть сирийские и российские флаги, утверждая, что видео было сделано в контролируемом сирийскими курдами кантоне Африн в непосредственной близости от границы с Турцией.
По информации жителей приграничных турецких поселений Акчабаглар и Демирышык, российские флаги были размещены по периметру границы в разных точках сопредельного района. Согласно местным источникам, курдские бойцы вывесили флаги с целью обезопасить контролируемые ими территории и предотвратить вероятные удары со стороны отрядов сирийской оппозиции и вооруженных сил Турции.
[caption id="" align="aligncenter" width="620"]
Любая информация о гуманитарной активности Российского центра по примирению сторон в Сирии на курдских территориях вызывает демонстративно-болезненную реакцию в Анкаре. Так, возвращаясь из Сочи после встречи с Владимиром Путиным, Реджеп Тайип Эрдоган рассказал о том, что передал Президенту России снимки, на которых военные из России запечатлены в Африне вместе с курдскими бойцами из Отрядов народной самообороны (YPG). Также Эрдоган якобы вновь повторил известные обвинения в адрес действующих на севере Сирии отрядов курдской самообороны.
В то же время, ближайший союзник Анкары в лице Вашингтона (на ещё и в преддверии официального визита Р. Эрдогана к Дональду Трампу) собирается передать собирающимся походом на Ракку Сирийским демократическим силам значительное количество бронетехники и амуниции. В СДС численно превалируют курды, однако имеются также арабская и ассирийская милиции. Несмотря на возражения турецких партнёров, американский лидер утвердил соответствующий план. В Пентагоне сообщили, что США намерены предоставить курдам в Сирии «ограниченную партию» оружия, необходимого для освобождения столицы самозваного «халифата» Ракки от террористической группировки ИГ. По словам представителя Пентагона Дж. Дэвиса, оружие уже доставлено в зону боевых действий, однако непосредственно получателю пока не передано. Кроме того, согласно заявлению премьер-министра Бинали Йылдырыма, американцы заверили, что «после операции в Ракке YPG там не останется, и демографических изменений не будет».
Согласно источникам издания middleeasteye.net, курдские лидеры добиваются от США поддержки с целью расширения контролируемой территории с перспективой создания коммуникационного коридора к Средиземному морю от северо-востока Сирии через Кобани и Африн. Однако для создания такого коридора по сирийской территории придётся (хотя бы частично) освободить провинцию Идлиб и договориться с официальным Дамаском, контролирующим приморскую Латакию. И, конечно, Турция, являющаяся одним из трёх гарантов сирийского перемирия, вряд ли допустит усиление «курдского фактора» на северо-западе Сирии, что она уже вполне продемонстрировала, в частности, операцией «Щит Евфрата».
Турецкая и американская экспансия осложняет ситуацию на севере страны, разделённом на зыбкие и достаточно условные зоны контроля. Одновременно значительную тревогу вызывает развитие событий на юге страны. Если турки создали буферную зону по линии Азаз – Джераблус, то американские спецподразделения вошли на сирийскую территорию со стороны Иордании. В пустынной местности Ат-Танф они начали подготовку подразделений так называемой «свободной сирийской армии» (некая группировка Mughaweir Al-Thawra), о чем свидетельствуют фотографии, опубликованные в социальных сетях информационной группой Hammurabi’s Justice News.
Летом 2016 года нелегальная деятельность американских спецподразделений в районе Ат-Танф стала причиной активной полемики Вашингтона и Москвы.
Боевики упомянутой группировки якобы предназначены для борьбы с запрещённым в России террористическим «Исламским государством» на юго-востоке Сирии, где просирийские силы пытаются продвинуться на востоке Хомса (в районе Пальмиры) по направлению к Дейр-эз-Зору. Однако официальный Дамаск и его союзники обеспокоены присутствием внешних сил в этом приграничном регионе, опасаясь попыток провозглашения здесь так называемой «бесполётной зоны» с последующим превращением Ат-Танфа в очередной плацдарм для борьбы с сирийскими властями. Представляется, что, как и ранее в случае с «новой сирийской армией», необходимость в создании новой марионеточной структуры обусловлена необходимостью сдерживать не столько террористов «ИГ», сколько сирийскую арабскую армию и действующие в центре и на востоке Сирии «проиранские» формирования. Ливанское движение «Хезболла» передаёт ливанской армии большинство контролируемых им участков сирийско-ливанской границы (Туфайл, Бритал, Хам, Маарабун в долине Бекаа), сообщает Anna News. Ранее лидер движения Саид Хасан Насралла заявил о завершении военных действий вдоль сирийско-ливанской границы в горах Каламун и Забадани. Теперь «Хезболла» переходит на северо-востоке Хомса и восток Каламуна, где участвует в наступлении правительственных сил против боевиков террористических группировок.
Возвращаясь к событиям на юге Сирии, отметим, что на приграничном участке со стороны Иордании, на военной базе к востоку от Эз-Зарка, в 43 км от сирийской границы (Мафрак), наблюдается значительное скопление живой силы и техники.

В недавнем интервью агентству «Спутник» президент Сирии Башар Асад обратил внимание на то, что с территории Иордании готовится вторжение в южные районы САР в рамках разработанного в США плана. Он добавил, что «Иордания не является государством, а территорией, не имеющей самостоятельного управления, с которой враги нашего государства осуществляют враждебные Сирии планы и засылают к нам террористов». 8 мая министр иностранных дел Сирии В. Муаллем предостерёг южного соседа от попыток вмешательства во внутренние дела страны. Однако всё это вряд ли остановит подготовку на иорданской и частично уже на сирийской территории операции, аналогичной «Щиту Евфрата» с опорой на группировки «Джейш аль-ашаир», «Фарик аль-хакк», «Фарик аш-шабаб ас-Сунна» и другие. Помимо этого, востоковед Александр Кузнецов пишет о недавно ставшем достоянием гласности документе под названием «Соглашение Хаурана» (1), предусматривающем фактическое отделение южной Сирии. Документ был подписано 22 сирийскими оппозиционерами, уроженцами этого региона, ныне действующими из Стамбула, среди которых – известные университетские преподаватели и юристы. По мнению их оппонентов (в том числе из оппозиционных официальному Дамаску кругов), любые изменения в политическую систему страны должны вноситься всеми сирийцами, а не отдельными провинциями.
В попытке упредить возможное вторжение с юга, сирийские части при поддержке с воздуха пытаются проводить наступательные операции вдоль шоссе Дамаск – Багдад с целью в максимальной степени восстановить контроль над этой частью страны. На юго-востоке провинции Дамаск удалось установить контроль над районом Ас-Сабаа аль-Байяр. 12 мая, по сообщению телеканала «Аль-Маядин», террористов «ИГ» удалось выбить из местности Заза, где они занимали пересечение шоссе на Дамаск, Багдад и Амман. Бои на стыке провинций Хомс и Риф-Димашк длились несколько суток. Не стихают и столкновения на юго-востоке столичной агломерации, где боевики «свободной сирийской армии» (по вполне понятным причинам) стремятся установить огневой контроль над участком ведущей в Ирак автомагистрали.
9 мая окопавшиеся в приграничном районе Иордании сирийские боевики пожаловались на бомбардировку сирийских ВВС. Как показала история в Хан Шейхуне, любое подобное сообщение, пусть даже носящее абсолютно вымышленный характер, может, тем не менее, стать чрезвычайно опасным прецедентом.
[caption id="" align="aligncenter" width="821"]
* * *
Стремление Вашингтона и ряда соседей поживиться за счёт сирийской территории – налицо, что ведёт к усугублению общего хаоса на Ближнем Востоке со стремящейся в бесконечность войны всех против всех. Не приходится сомневаться в том, что эскалация внешнего военного вмешательства в сирийские с перспективой очередных территориальных переделов вряд ли будет способствовать успешной реализации Меморандума о создании на территории Сирийской Арабской Республики так называемых «зон деэскалации».
Андрей Арешев, для «Военно-политической аналитики»
Примечание
(1) Традиционное название южных районов Сирии, прежде всего Дераа, Эль-Кунейтры, частично Эс-Сувейды.