Сирия: бои в Хаме, американская атака под Ат-Танфом, перемещения боевиков

Вашингтон и Эр-Рияд сколачивают «ближневосточное НАТО» против Дамаска, Тегерана и Москвы

image002-1Статистика нарушений режима прекращения огня, фиксируемых российско-турецкой мониторинговой комиссией, свидетельствует о некоторой стабилизации обстановке в Сирии, а также о том, что предусмотренный Меморандумом от 4 мая режим так называемых «зон деэскалации» постепенно начинает работать. До начала июня предполагается завершить работу совместной группы по точному определению линий разграничения на карте. После этого страны-гаранты перемирия (если, конечно, ничто не помешает), приступят к реализации практических мер по поддержанию режима собственно «зон деэскалации» и «полос безопасности»  по их периметру. Согласно меморандуму, здесь будут размещены контрольно-пропускные и наблюдательные пункты.

Позитивным фактором, способствующим частичной стабилизации обстановки, являются соглашения между сирийскими властями и некоторыми вооружёнными группировками, об эвакуации боевиков и членов их семей в провинцию Идлиб. В частности, к 20 мая этот процесс был завершён в квартале Аль-Ваэр Хомса, последний конвой с боевиками двинулся в сторону Джераблуса (всего вышло около 2500 человек, в том числе 700 боевиков); улицы города патрулируют сотрудники российской военной полиции. В центре освобождённого района подняли государственный флаг Сирийской Арабской Республики.

[caption id="" align="aligncenter" width="1024"] Освобождение Хомса завершено[/caption]

Активизировался вывод боевиков числом до нескольких тысяч также и в окрестностях Дамаска (Барзе, Кабун, Тишрин); особенно важное значение имеет гипотетическое разоружение Восточной Гуты, где сильными позициями располагает поддерживаемая Эр-Риядом и Анкарой группировка «Джейш аль-Ислам». Концентрация «оппозиционеров» на северо-западе страны позволяет некоторым наблюдателям делать прогнозы относительно дальнейшей фрагментации Сирии. В то же время, выяснение отношений между различными бандами, их усиливающееся соперничество за «кормовую базу» и логистические потоки извне объективно играют на руку властям Дамаска (1). Однако это – исключительно в том случае, если трансграничные каналы подпитки боевиков будут решительно пресекаться.

Фото

[caption id="" align="aligncenter" width="960"] Боевики Кабуна прибывают в Идлиб[/caption]

В том, что это удастся в полной мере реализовать на практике, остаются сомнения, если не забывать, к примеру, об отрицательном отношении сопредельной с Идлибом Турции к сделкам с Дамаском о том, что его оппоненты именуют «принудительной депортацией» и  «демографическими изменениями». Превратится ли «зона деэскалации» Идлиба в незаживающий террористический гнойник на сирийской земле, либо же ситуация здесь постепенно начнёт меняться в лучшую сторону – в полной мере зависит от логики действия турецких властей, их приверженности духу и букве Меморандума от 4 мая не на словах, а на деле (2).

В любом случае, на пути реализации документа, до того как он полноценно и эффективно заработает (если заработает вообще) необходимо пройти чрезвычайно сложный путь.

Главная опасность хрупкому процессу национального примирения в Сирии, как и ранее, исходит со стороны деструктивных внешних сил, что в полной мере демонстрируют события минувшей неделе на юге Сирии, в провинциях Дераа, Эс-Сувейда, Риф-Димашк, Хомс и Хама. Ожесточённые столкновения по-прежнему уносят десятки жизней мирных жителей и сирийских солдат. Так, на востоке Хамы 14 мая была отражена атака террористов «Хайят Тахрир аш-Шам» на позиции сирийской арабской армии в районе Аз-Залакия. На следующий день была отражена очередная атака террористы запрещённого в России «ИГ» на позиции правительственных сил у автотрассы Исрия – Ас-Саламия. На прошлой неделе боевиками были захвачены населённые суннитами и представителями религиозных меньшинств деревни Акареб и Мабудже: убито более 50 человек, в основном бойцы проправительственных формирований и мирные жители. Акареб расположен в 17 км от города Сальмия – центра сирийских исмаилитов, поддерживающих власти Дамаска.

[caption id="" align="aligncenter" width="960"] Последствия атак террористов в провинции Хама[/caption]

Однако наиболее важные события развиваются с начала мая на юге страны. 19 мая сирийские власти подтвердили факт нанесения проамериканской коалицией удара по правительственным позициям. «Так называемая коалиция в 16.30 (18 мая) атаковала позицию сирийской армии на трассе Ат-Танф в сирийской пустыне, что привело к жертвам и материальному ущербу», – отмечается в заявлении сирийского министерства обороны. В Дамаске полагают, что действия коалиции во главе с США показывают реальные цели Запада, которые реализуются под предлогом борьбы с терроризмом.

По данным арабского телеканала Al-Masdar News, в результате американской атаки было уничтожено два танка T-62, также была повреждена зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка». Шесть человек погибли, трое ранены. Высказывается мнение, что в колонне двигались ополченцы, а не регулярные части сирийской армии. Ранее в Пентагоне назвали их «проправительственными силами», но не уточняли, были ли в составе этих сил военнослужащие Сирийской арабской армии. «Мы не расширяем наше участие в гражданской войне в Сирии, но мы защищаем наши войска», – добавил глава Пентагона Джеймс Мэттис.

Речь идёт уже о второй за время президентства Дональда Трампа силовой акции американских военных против вооруженных формирований, воющих в арабской республике на стороне президента САР Башара Асада. В начале апреля после постановочной «химической атаки» в Хан Шейхуне США подвергли ракетному обстрелу авиабазу Шайрат, назвав это предупреждением сирийскому лидеру. (3)

[caption id="" align="aligncenter" width="1137"] Сирийские военные по дороге к Ат-Танфу[/caption] [caption id="" align="aligncenter" width="720"] Боеприпасы израильского производства[/caption]

Нынешнюю атаку не следует отделять от хода боевых действий в центре и на юго-востоке Сирии. Скорее всего, планам США отвечало бы соединение анклава «умеренных» в Восточном Каламуне с основными силами, действующими с опорой на Иорданию. Для этого они должны были соединиться на перекрестке дорог к югу от Аль-Карьятейна, где был замечен американский спецназ. Однако сирийская армия и союзные её шиитские формирования (в частности, «Бригады Имама Али»), начали продвигаться на восток, в результате чего не только заняли два стратегически значимых перекрестка дорог, но и создали предпосылку для полного окружения Восточного Каламуна, что способствовало бы также укреплению южного фланга Пальмиры. Со своей стороны, Иран стремится ускорить соединение своих формирований в Сирии с действующими на территории Ирака отрадами «Хашед-Шааби», что позволит взять под контроль часть границы с Иорданией и Ираком, лишив таким образом американцев некоторых из их возможностей. В этой связи стратегическое значение Ан-Танфа, расположенного по линии шоссе Дамаск – Багдад, сложно переоценить. Пока юго-западный отрезок шоссе и переходы контролируются проамериканскими боевиками, однако если их оттуда вышибут, это может кардинально изменить не только ход боевых действий в Сирии, но и геополитическую обстановку в регионе в целом. Произойдёт то, чего американцы и их союзники всячески старались не допустить, а именно: территориальное соприкосновение двух союзников Ирана с  коридором под иранским контролем на запад вплоть до Средиземного моря и границ Израиля, отмечает RT.

[caption id="" align="aligncenter" width="867"] Военные действия на юго-востоке Сирии[/caption] [caption id="" align="aligncenter" width="696"] Норвежские спецназовцы предположительно перешли в Ат-Танф из Ирака через пограничный переход Аль-Валид[/caption]

В Пентагоне пытаются выдать очередной акт неприкрытой агрессии едва ли не как самооборону и защиту предусмотренных Меморандумом от 4 мая «зон деэскалации» на территории Сирйиской арабской республики. Между тем известно, что американские спецподразделения уже давно (причём нелегально) хозяйничают в некоторых районах Сирии, создавая непосредственную угрозу не только этой стране, но и соседнему Ираку. На протяжении нескольких лет здесь готовятся боевики так называемой «Новой сирийской армии» и некоторых других малоизвестных группировок. Формально – для борьбы против запрещённого в России террористического «Исламского государства», однако в реальности – в качестве инструмента реализации обширных планов по перекройке границ Сирии и соседних стран. Не говоря о том, что так называемые «умеренные» группы в течение долгих лет сирийской войны исправно функционировали в качестве одного из каналов перетока живой силы и оружия к бандам радикалов-джихадистов и иностранных наёмников.

О некоторых неформальных каналах поддержки Пентагоном так называемых «умеренных» боевиков свидетельствует недавняя публикация Washington Post. Чиновников американского военного ведомства поймали на завышении сметы на закупку топлива и трате излишек на подготовку сирийской оппозиции и операцию в Афганистане. С 2015 года из этих денег на тренировку сирийских «оппозиционеров» ушло 80 млн долл., а на «непредвиденные расходы" в Афганистане – 1,4 миллиарда долларов.

Удар ВВС США на юге Сирии последовал на фоне очередного («технического») раунда непрямых женевских консультаций между Дамаском и его оппонентами по урегулированию конфликта в стране, что, мягко говоря, не будет способствовать их позитивному исходу. Накануне палата представителей конгресса США приняла законопроект, предусматривающий санкции против союзников Сирии, в том числе против тех, кто оказывает Дамаску военную помощь.

Москва видит в ударе коалиции во главе с США по правительственным силам Сирии стремление развернуть оппозиционеров и некоторых экстремистов на борьбу против Дамаска, считает министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Вновь мы наблюдаем желание "Джабхат-ан-Нусры" и тех, кто с ней сотрудничает, оставлять (деятельность группировки) за рамками военной деятельности коалиции. Вновь и вновь видим стремление и подтверждение этому стремлению в том, что касается развернуть оппозиционеров и некоторых экстремистов, в том числе из "Джабхат-ан-Нусры", на борьбу против законного правительства Сирии».

Россию «очень тревожит, что начинает размываться общее вроде бы вырисовывавшееся понимание о необходимости объединять усилия всех, кто реально противостоит на земле и в воздухе террористам ИГИЛ и бывшей "Джабхат-ан-Нусре», отметил глава российской дипломатии. Также у Москвы нет информации, что представители коалиции предупреждали Россию о грядущем нанесении удара.

Как пишет Al-Masdar News, сирийские войска собираются продолжить продвижение в направлении к Ат-Танфу, и уже отправили в район авиаудара подкрепление и технических специалистов, которые должны будут восстановить выведенную из строя технику. Вместе с правительственными войсками в наступлении участвуют формирования Национальных сил обороны (сирийское проправительственное ополчение), упомянутые «Батальоны Имама Али», «Хезболла» (до 3 тыс. чел.) и боевые подразделения Сирийской социальной националистической партии.

Между тем, очевидно, что стратегия США по свержению сирийского руководства и дальнейшей хаотизации региона после ухода Барака Обамы не претерпела абсолютно никаких изменений, так что столкновения в данном районе будут продолжаться, с перспективой открытого столкновения между Вашингтоном и Западным Иерусалимом (Израилем) с одной стороны, и Дамаском и Тегераном – с другой.

Накануне Al-Masdar News со ссылкой на местный источник сообщил о прибытии на юг Сирии российских спецподразделений, призванных выполнять функции военных советников. Высказываются предположения, что россияне помогут правительственным войскам Сирии сдержать любую повторную агрессию со стороны американских и иорданских военных, просочившихся на пустынные земли провинций Сувейда и Хомс.

* * *

[caption id="" align="aligncenter" width="1000"] Президент США и танец с саблями в Эр-Рияде. Фото: Sputnik International[/caption]

21 мая в Саудовской Аравии участники саммита арабских и мусульманских стран под присмотром Дональда Трампа дали старт формированию воинского контингента «для поддержки борьбы с террористами в Ираке и Сирии» на основе т.н. «исламской антитеррористической коалиции» со штабом в Эр-Рияде (что сопровождалось подписанием американо-саудовских военных контрактов на десятки миллиардов долларов). По информации телеканала Sky News Arabia, главы государств и правительств более 50 стран поддержали предложение о формировании резервного воинского контингента для поддержки антитеррористических операций в Ираке и Сирии. Согласно итоговому документу, численность этого «резерва» составит 34 тысячи военнослужащих. Кроме того, в «эр-риядской декларации» приветствуется создание некоего Всемирного центра по борьбе с экстремистской идеологией (The Global Center for Combating Extremist Ideology, GCCEI), штаб-квартира которого также будет расположена в саудовской столице. Участники встречи согласились с необходимостью обмена информацией о действиях террористических группировок, местонахождении и передвижениях конкретных боевиков. Обвиняя Иран во всех смертных грехах (аж 4 пункта декларации), они вознамерились бороться с террором во всех его формах, а также с идеологическими корнями экстремизма и источниками его финансирования.

«Визит Дональда Трампа в Саудовскую Аравию может девальвировать достижения России в Сирии», – спешит поделиться радостью газета «Ведомости». Тщательная подготовка первого зарубежного турне Трампа и сопровождающий её политико-дипломатический и военный антураж свидетельствует о наличии у США достаточно продуманной ближневосточной стратегии, глубоко укоренённой в политической практике последних десятилетий, и по-прежнему нацеленной на хаотизацию региона. За велеречивыми жестами президента-миллиардера стоит жёсткая позиция лиц из его ближайшего окружения, настроенных на выдавливание из Сирии Ирана и России и последовательную борьбу против Дамаска под ложным флагом противодействия террористическим группировкам.

Андрей Арешев, для "Военно-политической аналитики"


Примечания

  1. 21 мая в Идлибе произошёл мощный взрыв у штаб квартиры одной из группировок, связанных с «Ахрар аш-Шам», 45 человек погибло.
  2. По сообщению Anadolu, турецкий генштаб разработал план вероятных антитеррористических операций в регионе, направленный против возможных атак курдских вооруженных формирований из Сирии и Ирака, сообщает агентство. По сообщению военных источников агентства, планы предполагают «решительный отпор любым атакам боевиков ответвлений террористической организации PПK (YPG и PYD) в Сирии и Ираке». На соответствующих военных базах завершена подготовка к операциям в сопредельных государствах. Склады с оружием и боеприпасами пополнены, в приграничные районы стянута дополнительная военная техника. В приграничных с Ираком и Сирией районах Турции создана инфраструктура логистической поддержки. Ряд военных частей передислоцированы к границе. Служба разведки организовала круглосуточное наблюдение в приграничной полосе — напротив территорий, контролируемых силами PYD и YPG на севере Ирака и в Сирии. Наблюдение ведется из провинций Хатай (граничит с Африном), Шанлыурфа (напротив Тель-Абъяда), Мардин (граничит с сирийским Камышлы), а также по всей границе с Ираком.
  3. Кроме того, 15 мая в ходе специального брифинга исполняющий обязанности помощника госсекретаря США Стюарт Джонс представил журналистам основные положения очередного «доклада о преступлениях режима Асада в Сирии». Согласно документу, правительство САР неоднократно нарушало нормы международного права, правила поведения в вооружённых конфликтах и права человека. Джонс также заявил, что в тюрьме Седная в 30 км от Дамаска якобы специально устроен крематорий — для сокрытия внесудебных казней заключённых. Бездоказательное использование коннотаций, связанных с Холокостом, по мнению некоторых авторов, явно свидетельствует о подготовке очередной атаки на Сирию с элементами «югославского сценария» 1999 года (т.н. «резня в деревне Рачак»).