США приступили к битве за границу между Сирией и Ираком

Поддержка американцами террористов в Сирии обретает всё новые формы

1920На минувшей неделе стало известно о переносе планировавшегося на 12-13 июня в Астане очередного переговорного раунда по межсирийскому урегулированию на более поздний срок. По сообщению пресс-службы МИД Казахстана, «…представители России, Турции и Ирана продолжат в ближайшие дни и недели рабочие встречи в своих столицах на экспертном уровне по согласованию вопросов, относящихся к реализации достигнутых между ними договоренностей о создании в Сирии четырех зон деэскалации, и по ряду других вопросов, относящихся к укреплению режима прекращения боевых действий».

В российском Генштабе отмечают кардинальное улучшение ситуации после создания на территории Сирии «зон деэскалации», куда после открытия при участии Российского центра по примирению сторон ряда гуманитарных коридоров стала поступать помощь по линии международных организаций (например, в Восточную Гуту). В соответствии с Меморандумом от 4 мая сформирована и активно действует совместная рабочая группа по деэскалации, проведено 3 заседания, в ходе которых разработаны соответствующие карты, согласование которых завершается, отметил начальник ГОУ ГШ ВС РФ генерал-майор Сергей Рудской. Боевики с членами семей выводятся из пригородов Дамаска и района Аль-Ваэр Хомса в Идлиб и другие районы. За последний месяц от боевиков освобождено 109 населённых пунктов и 3922 кв км территории. При этом самолёты ВКС России выполнили 1268 боевых вылетов, уничтожив 3200 объектов террористов, включая тяжёлую технику и некоторых одиозных главарей «Исламского государства» (1) ["ИГ", запрещенная в России террористическая организация], сообщил командующий российской группировкой войск на территории Сирийской Арабской Республики генерал-полковник Сергей Суровикин.

Улучшение ситуации в Сирии позволило национальной армии сосредоточить усилия на разгроме террористических банд в восточной части страны. При поддержке ВКС России здесь достигнуты серьёзные успехи практически по всем направлениям, продолжил С. Рудской. При этом значимых результатов в борьбе с «ИГ» со стороны проамериканской так называемой коалиции по-прежнему не видно: «Продекларировав цель борьбы с международным терроризмом, коалиция наносит удары по сирийским войскам, беспрепятственно выпускает боевиков ИГИЛ из районов окружения, усиливая группировки террористов в районах Пальмиры и Дейр-эз-Зора. Хочется задать вопрос: зачем они это делают и какие реальные цели преследуют? Пока мы видим, что действия коалиции только мешают разгрому правительственными войсками группировок ИГИЛ».

В то же время, несмотря на относительно стабильную обстановку в «зонах деэскалации» (2), военные действия на территории САР продолжаются, обретая, по мере усугубляющегося незаконного внешнего вмешательства, всё новые грани. Администрация Трампа отказалась признать легитимность «зон деэскалации», не исключая их возможную роль в укреплении очагов сопротивления просирийским силам, включая возможные наступательные действия.

Одной из целей очередной эскалации военных действий является демонстрация состоятельности «вооружённой оппозиции» в качестве силы, с которой необходимо считаться участникам переговоров в Астане и в Женеве. Более того, речь идёт о попытке торпедировать международные мирные усилия, (прежде всего в рамках российско-ирано-турецкого ситуативного альянса), направленные на перевод сирийского противостояния в русло политических переговоров.

4 июня боевики ряда действующих на сирийской территории проамериканских вооружённых группировок сообщили о создании передовой базы в местности Хабрат аз-Закф, в 65 километрах к северо-востоку от погранперехода Ат-Танф на юго-востоке провинции Хомс.

Поводом, разумеется, была указана необходимость противодействия террористам запрещённого в России «ИГ» в песках сирийской пустыни. Однако в реальности задачей полутора сотен американских инструкторов, их коллег из ряда других стран и опекаемых ими групп боевиков является противодействие сирийской арабской армии, а также сирийским и иракским ополченцам, стремящимся восстановить утерянный несколько лет назад контроль над пограничной линией двух государств. Об этом они с завидной регулярностью хвастаются через различные каналы массовых коммуникаций, включая мэйнстримные западные медиа. Представитель «Сирийских демократических сил» Сианук Дибо сообщил о решимости не допустить проникновения из Ирака шиитских формирований «Хашд аль-Шааби», занявших в первых числах июня поселение Эль-Баадж в провинции Нанайва. «Нет никакой разницы между Турцией, Ираном и режимом Башара Асада, потому что все они работают против сирийских курдов. Мы ни при каких обстоятельствах не позволим сотрудничать сирийскому режиму с иракскими боевиками «Хашд аль-Шааби», – сказал советник главы PYD в Сирии.

[caption id="" align="aligncenter" width="1170"] Бронеавтомобиль с американским флагом в колонне курдских сил. Фото: levanttimes.com[/caption]

И это – лишь деталь более широкой мозаики. Разнообразные формы потворства террористам со стороны американских так называемых «партнёров» давно уже не является секретом для российских военных и дипломатов. Так, С. Суровикин подтвердил информацию о фактах неприкрытой поддержки террористов и их союзников, с помпой разрекламировавших несколько дней назад тек называемую «операцию по освобождению Ракки»: «По имеющимся достоверным данным, в начале июня террористы ИГИЛ, договорившись с командованием курдских вооружённых отрядов, входящих в "Союз демократических сил", без сопротивления оставили населенные пункты Эт-Тадия, эль-Хаммам, расположенные в 19 километрах юго-западнее Ракки, и выдвинулись в направлении Пальмиры. Вместо того чтобы уничтожать террористов, виновных в гибели сотен и тысяч мирных сирийских граждан, коалиция, возглавляемая США, вместе с подконтрольным им "Союзом демократических сил" вступают в сговор с главарями ИГИЛ, которые без боя сдают занятые ими населенные пункты и направляются в те провинции, где активно действуют сирийские правительственные силы. Создаётся впечатление, что под легендой борьбы с международным терроризмом на территории Сирии американцы используют ИГИЛ, чтобы оказывать упорное сопротивление продвижению правительственных войск. При этом отдельные западные информационные агентства, вводя в заблуждение мировую общественность, сообщают о якобы ожесточённых вооружённых столкновениях с боевиками ИГИЛ в провинции Ракка [выделено нами – Прим. авт.]. Имеющимися в распоряжении командования российской группировки воск в Сирии средствами разведки все попытки выхода боевиков ИГИЛ через открытый на юге Ракки коридор своевременно вскрываются и пресекаются…» (3)

Двойное военное преступление: выпуская террористов из Ракки, американцы бьют по городу и его окрестностям боеприпасами с белым фосфором

Организуемые по всем правилам военного искусства марш-броски террористов в сторону Пальмиры регулярно пресекаются, при этом лишь некоторым разрозненным их группам удалось скрыться на хорошо подготовленных перевалочных базах и в пещерах в провинциях Хама и Хомс, своевременно вскрытых средствами разведки. Именно по ним 30 мая были нанесены точечные удары крылатыми ракетами морского базирования «Калибр» из акватории Восточного Средиземноморья. Боевые действия в районе Пальмиры продолжаются, в частности – с целью обеспечения безопасности автомагистрали, связывающей древний оазис с Дамаском. Террористы были выбиты с газового поля «Шаяр», что нанесло серьёзный урон их экономическому потенциалу, лишая доходов от незаконной добычи углеводородов. Части сирийской арабской армии подошли вплотную к населённому пункту Арак, взятие которого создаст условия для дальнейшего развития наступления на Эс-Сухну и Дейр-эз-Зор. Обстановка в районе Ракки, где боевики беспрепятственно покидают город и пригороды, внимательно отслеживается командованием российской группировки войск в Сирии.

[caption id="" align="aligncenter" width="800"] Контроль территорий и месторождений в районе Пальмиры[/caption]

Боевые действия в Восточном Хомсе

К юго-востоку от Пальмиры в Восточном Каламуне разгромлены крупные бандформирования в районе Эль-Басири: освобождено более 3000 кв км территории, восстановлен контроль над месторождением фосфатных руд. Продолжается наступление в сторону границы с Ираком (погранпереход Абу-Камаль). Улучшились позиции сирийцев и на юге провинции Эс-Сувейда, где им удалось занять ряд стратегически важных высот и коммуникаций, лишив противника возможности свободно перебрасывать резервы и грузы на юге страны. На участке границы с Иорданией выставлено 9 пограничных застав, при посредничестве российской стороны близок к завершению процесс примирения с контролирующими указанный район племенами друзов и бедуинов.

[caption id="" align="aligncenter" width="1200"] Сирийская армия соединяется с иракским ополчением «Хашд аш-Шааби» севернее ат-Танфа[/caption]

В то же время, «в ходе наступления правительственные войска столкнулись с противодействием со стороны авиации международной коалиции под руководством США. Американцы абсолютно безосновательно выдвинули сирийской армии ультимативные требования не приближаться к позициям так называемой "новой сирийской армии". Свои действия они мотивируют абсурдными утверждениями, что правительственные войска создают угрозу для американских баз и лагерей по подготовке боевиков оппозиции на юге Сирии. В результате авиация коалиции и опорные пункты боевиков "новой сирийской армии" преградили путь правительственным войскам, которые, выполняя задачу разгрома группировки ИГИЛ и в ходе своего продвижения, обеспечивают контроль выставлением пограничных застав по участку границы с Ираком к северо-востоку от Ат-Танфа до Абу-Кемаля». Как напомнил С. Суровикин, сирийские власти обладают суверенным правом охранять свои границы. Создаётся впечатление, что для проамериканской коалиции опасность представляют не террористы ИГИЛ, а сирийская арабская армия. Любые попытки террористов сорвать процесс национального примирения будут решительно пресекаться, а процесс освобождения от них территории страны будет продолжен до полной их ликвидации.

[caption id="" align="aligncenter" width="1093"] Продвижение в сторону Ат-Танфа и потери сирийцев после налёта ВВС «коалиции»[/caption]

6 июня ВВС проамериканской т.н. «коалиции» нанесли очередной удар по сирийским военнослужащим в пустынном районе на юге Сирии, в районе пограничного перехода Ат-Танф. На этот раз погибли двое военнослужащих сирийской армии и выше 15 получили ранения.

В сообщении коалиции говорится, что были уничтожены «дополнительные силы, поддерживающие сирийский режим внутри установленной зоны безопасности на юге Сирии» (две единицы артиллерии, одну единицу противовоздушного оружия, а также повредили танк). «Несмотря на предыдущие предупреждения, поддерживающие режим силы вошли в установленную зону избежания конфликтов – речь идет о танке, артиллерии, средствах ПВО, несущих вооружение технических автомобилях и более чем 60 солдатах, которые представляли угрозу коалиции и партнерским силам, находящимся в гарнизоне Ат-Танфа», — утверждают «союзники».

В Дамаске отмечают, что новая агрессия стала еще одним подтверждением поддержки западной «коалицией» террористических сил. Нападение случилось в тот момент, когда сирийская армия и ее союзники ежедневно добиваются успехов в противостоянии бандам террористов «ИГ». В МИД России сочли очередной удар американской коалиции по проправительственным силам в Сирии нарушением международного права. «Фактически, речь идет о том, что США, тем самым, пытаются по факту установить режим зон безопасности в том ключе, который устраивает их. Мы же предлагаем зоны деэскалации согласовывать, и соответствующие наши идеи и предложения были американской стороне сделаны», — заявил заместитель министра иностранных дел РФ С. Рябков.

Заметим, ссылка Пентагона на так называемые «зоны деэксклации», устанавливаемые в соответствии с российско-ирано-турецким Меморандумом от 4 мая, выглядит не более как неуклюжая попытка оправдать очередной разбой и откровенную поддержку боевиков. 10 июня появилась информация о прорыве небольшой механизированной группы сирийцев к границе Ирака севернее Ат-Танфа. Согласно заявлению сирийского командования, «части наших вооруженных сил при поддержке сил союзников… смогли достигнуть границ с братским Ираком к северо-востоку от Ат-Танфа и установить контроль над большим числом стратегических позиций и пунктов в сирийской степи», что является «стратегическим поворотом в войне с терроризмом и базой для расширения военных операций в степи и на протяжении границы с братским Ираком».

По информации Al-Masdar News, несмотря на противодействие «коалиции», сирийская армия продолжает наступательные операции на юго-востоке провинции Дамаск против проамериканских группировок (районы Думейр, Дауках). Также сирийские ВВС Сирии на северо-западе провинции Дера`а наносили удары по позициям боевиков исламистской группировки «Джейш Халид ибн аль-Валид», рассматриваемой Дамаском в качестве террористической. Кроме того, в контролируемую правительством часть провинции Дара`а могла быть переброшена 4-я механизированная дивизия под командованием Махера Асада, до этого действовавшая в северных пригородах Дамаска.

На этом фоне агентств Reuters пишет о состоявшихся в Аммане предварительных консультациях между спецпредставителями Москвы и Вашингтона о границах предполагаемой зоны деэскалации в провинциях Дера`а на границе с Иорданией и Эль-Кунейтра (4). Один из анонимных дипломатов заявил, что Вашингтон договаривается об этом вне процесса Астаны, в котором принимает участие Иран. Одновременно Пентагон признал позитивную роль России в ослаблении напряжённости на юге Сирии, однако скорее всего этот дипломатический реверанс был сделан для отвода глаз. Пока сложно судить, идёт ли речь о попытке оказания негативного воздействия на российско-ирано-турецкий посреднический формат, однако вмешательство Вашингтона в сирийские дела всегда означало лишь затягивание кровавого противостояния. Вот и теперь, западные источники даже особо и не скрывают, что США с энтузиазмом проталкивают идею сохранения «южного» очага мятежа против Асада и опорной базы для наступления на Дамаск, расположенный в 64 км к северу. Напомним, ранее в интервью Le Figaro Президент России Владимир Путин заявил о том, что «зоны деэскалации в Сирии не должны стать прообразом территориального разделения этого государства, в них, наоборот, должно быть налажено взаимодействие между сторонами конфликта».

* * *

По-видимому, борьба (как в центральной Сирии, так и за контроль над приграничными с Ираком районами) будет развиваться по нарастающей, что обусловлено антииранской линией администрации Трампа, подогреваемой некоторыми влиятельными этническими лобби. Оседлав границу между двумя арабскими странами, проамериканские силы (к которым де-факто следует причислить также «ИГ» и его различные вариации) отрезают сирийскую армию и движение «Хизбалла» от наземных маршрутов, связывающих их с Ираном. В этой связи неоднократные бомбардировки самолётами проамериканской так называемой «коалиции», объективно играющие на руку террористам «ИГ», не являются ни случайностью, ни совпадением.

Официальные лица США часто заявляли о необходимости покончить с международным терроризмом, однако реальные действия Вашингтона в сирийских песках вновь и вновь свидетельствуют о прямо противоположных намерениях. Следствием так называемого «освобождения Мосула и Ракки станет захват террористами, получающими мотивированное и отлично экипированное американским оружием подкрепление, новых территорий. Возможно, очередной столицей самозваного «халифата» будет провозглашён Дейр-эз-Зор – с последующей попыткой очередного захвата района Пальмиры и не только его.

В то время как внимание всего мира сосредоточено на «скандале в благородном семействе» заливных монархий и эмиратов, ситуация в Сирии приближается к очередной опасной грани, способной перечеркнуть колоссальные усилия, предпринимавшиеся в последние месяцы в Астане и Женеве. Активизация террористов на юге и юго-востоке Сирии вновь напоминает о том, что Америка остаётся ключевым игроком на Ближнем Востоке, способным сорвать любые мирные договорённости.

Андрей Арешев, для "Военно-политической аналитики"


Примечания

  1. Характерный штрих: среди ликвидированных предводителей «ИГ» значится примкнувший к нему в 2014 году албанец Лавдрим Мухаджери; приобретший печальную известность после видеоролика, где он обезглавливает сирийского подростка; ранее этот головорез работал переводчиком в одной из баз военной миссии НАТО в Косово.

  2. При этом «пороховая бочка» провинции Идлиб, готова очередной раз взорваться разборками между различными фракциями боевиков: в городе Маарат-аль-Нуман террористы «Хайят Тахир-аль-Шам» напали на одну из баз «свободной сирийской армии», на подмогу которой могут выдвинуться отряды «Ахрар аль-Шам» и «Файлак аль-Шам»…

  3. Довольно двусмысленной выглядит роль «СДС» и в недавнем занятии района Табки и одноименной авиабазы, что стало скорее заслоном на пути продвижения просирийских сил как на Ракку, так и вдоль Евфрата на Дейр-эз-Зор. Скорее всего, остающиеся в Ракке боевики ИГ будут пропускаться в центр страны в том числе через Табку. Совместным действия против «ИГ» правительственной армии и курдов американские патроны «СДС» будут всячески препятствовать.

  4. Речь идёт о районе, сопредельном с оккупированными Израилем Голанскими высотами, где, где, согласно страшилкам некоторых разведок, расширяет свой плацдарм «проиранская» ливанская шиитская организация «Хизбалла». Интересно, что некоторые израильские эксперты оценивают продвижение к иракской границе сирийской армии совместно с шиитскими добровольцами под возможным руководством Касема Сулеймани как первую месть за теракты в Тегеране 7 июня.