Вопреки ярости США, сирийская армия штурмует последний оплот террористов в Восточной Гуте

Под импульсивные заявления Трампа США перебрасывают в Сирию дополнительные силы и вооружения 

В конце минувшей недели окончательно выяснилось, что переговоры сирийских властей с боевиками запрещённой в России террористической группировки «Джейш аль-Ислам» зашли в тупик, что обусловило безальтернативность  штурма удерживаемого ими крупного поселения Дума к востоку от Дамаска в Восточной Гуте. На момент начала авиационных ударов по выявленным позициям боевиков, Думу, в основном, покинули джихадисты группировки «Файлак ар-Рахман», небольшая часть боевиков «Джейш аль-Ислам» и некоторая часть местного населения (более 33 тысяч человек при общей численности анклава в Думе от 80 до 150 тыс. чел.). Однако командование «Джейш аль-Ислам» оставалось в городе и даже пыталось взбодрить боевой дух адептов отчетами о посещении полевыми командирами оборонительных рубежей Думы. Также сообщалось, что террористы, нарушив достигнутые при российском посредничестве договоренности с сирийской армией, открыли минометный огонь по гуманитарному коридору в поселении Мухайам аль-Вафедин и по кварталу Дахия аль-Асад на окраине сирийской столицы, в результате чего четыре человека погиби и 22 пострадали. Это связано с захватом власти непримиримыми боевиками во главе с неким Абу Кусаем, которые возобновили боевые действия против правительственных войск, о чем сообщил начальник ЦПВС Юрий Евтушенко: «По информации ближайших помощников Абу Хумама, в результате острых противоречий среди одиозных боевиков и тех, кто готов был участвовать в переговорном процессе, были физически устранены прежние лидеры группировки Абу Хумам, Абу Омар и Абу Али». В боях с правительственными войсками боевики используют местное население в качестве «живого щита», известны случаи проведения акций устрашений с расстрелом протестующих мирных жителей, выступавших за выход бандитов из Думы.

Сирийская армия освобождает районы город Дума от непримиримых бандформирований. По информации фронтовых корреспондентов Anna News, вечером 6 апреля сирийцы начали массированную артиллерийскую подготовку: по выявленным позициям непримиримых наносятся бомбово-штурмовые и артиллерийские удары из всех калибров. Телеканал «Сурия» сообщил о наступлении сирийской армии на четырех участках – со стороны лагеря беженцев Эль-Вафидин, а также из освобождённых ранее Харасты и Мисрабы и Рейхании. Сирийское командование прекратит военные действия только после освобождения террористами заложников из числа военнослужащих и мирных граждан и после сдачи ими тяжелых и средних вооружений, что было одним из ключевых условия соглашения о капитуляции. Соглашения, которое террористы предсказуемо нарушили, да и изначально не собирались выполнять.

[caption id="" align="aligncenter" width="1280"] Начало операции в Думе[/caption]

Вечером 8 апреля с подачи террористов Думы и Идлиба стала распространяться очередная дезинформация о химической атаке на Думу, включая россказни о 75 погибших и более чем тысяче пострадавших. Ожидаемо подключился телеканал «Аль-Джазира», а президент США Трамп в своем Твиттере обрушился с очередными обвинениями на Дамаск, Москву и Тегеран. В Министерстве обороны России заявили: сирийская армия отравляющие вещества не применяла, и весь инцидент является спланированной провокацией. Ранее советник Белого дома по безопасности и борьбе с терроризмом Томас Боссерт заявил о том, что в Вашингтоне рассматривают возможность нанесения нового удара по Сирии.

Заявляя об очередной «химической атаке», США стремятся сорвать вывод боевиков из сирийского города Дума и препятствовать наступлению правительственных войск, считает председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Ярость и злоба спонсоров боевиков вполне понятна: террористический анклав Восточной Гуты, державшийся несколько лет в значительной степени вследствие внешней подпитки, в основном прекратил своё существование. Ключевую роль в переговорах с предводителями ряда группировок, по результатам которых в Идлиб было эвакуировано несколько тысяч боевиков и членов их семей (в частности, под гарантии турок в Африн и Джераблус), сыграл российский Центр по примирению враждующих сторон. Гуманитарная ситуация в Восточной Гуте остаётся достаточно острой, прежде всего – по причине политически ангажированной позиции так называемых «международных гуманитарных организаций», во многом действующих в унисон с врагами официального Дамаска.

[caption id="" align="aligncenter" width="1080"] Сеть подземных тоннелей боевиков в освобождённом сирийцами Джобаре[/caption]

Как отмечает востоковед Дмитрий Минин, победы Сирийской арабской армии к востоку от Дамаска имеют не просто первостепенное военное значение: они создали совершенно новую ситуацию на стратегической карте. Прекратила существование не просто одна из четырёх так называемых «зон деэскалации» в Сирии, но и вся увязанная на них концепция, сформированная в ходе предельно сложных переговоров в Астане (с участием некоторых главарей той же «Джейш аль-Ислам», преследовавших собственные цели). Изначально уязвимая концепция «зон деэскалации» подучила, однако, в конечном итоге одобрение России, Ирана и Турции, и в целом позволила достигнуть определённых тактических результатов.

[caption id="" align="aligncenter" width="1024"] Протурецкая демонстрация в Маарет аль-Наумане (Идлиб)[/caption]

С началом операции вооружённых сил Турции «Оливковая ветвь» на северо-западе Сирии был подорван статус наиболее обширной «зоны деэскалации» в Идлибе и на северо-западе Алеппо. Как и ранее, Анкара преследует в Сирии собственные цели, используя боевиков так называемой «сирийской свободной армии», активно присоединившихся к военным действиям против курдов Африна. Попытки сирийской армии противостоять де-факто оккупации этой части страны привели к активизации боевиков Восточной Гуты, которые попытались воспользоваться занятостью САА в Идлибе. Нападение и месячная осада гарнизона сирийской армии в Харасте, резко усилившиеся обстрелы исторических кварталов Дамаска, что вело к десяткам убитых, поставили окончательный крест на разговорах о «деэскалации», и начавшаяся в середине февраля операция сирийской армии «Дамасская сталь» получила законные основания. Жёсткое предупреждение главы российского Генштаба Валерия Герасимова, похоже, остудило горячие головы в стане американских партнёров, похоже, склонявшихся к идее поддержать столь милую их сердцу «вооружённую оппозицию» ракетно-бомбовыми ударами по правительственным кварталам сирийской столицы (о чем говорила в ООН небезызвестная Ники Хейли и не только она).

«Дамасская сталь» была первой столь крупной операцией, осуществлённой на земле исключительно сирийскими частями, отмечает Д. Минин. Добровольцы из Ирана, Ирака и ливанской «Хезболлы» лишь прикрывали другие участков фронта. Таким образом, сирийская арабская армия, понесшая существенные потери в ходе многолетнего вооруженного противостояния, в полной мере доказала свою способность проводить наступательные операции, направленные на восстановление суверенитета и территориальной целостности страны, что имеет значение и для военно-политической дипломатии. Ликвидация мощного очага сопротивления боевиков, долгие годы угрожавших штурмом Дамаска и отвлекавших от трети до половины наличного состава сирийской армии высвободит значительные силы для освобождения других районов (там, где с никакие переговоры заведомо невозможны). К участию в следующих операциях САА могут быть подключены хорошо подготовленные и экипированные части из числа стоявших в Дамаске бригад Республиканской гвардии (101-й и 102-й), а также 14-й и 15-й дивизий спецназа (силы «Тигр»).

Хотя разговоры о возможном использовании «режимом Асада» химического оружия и бомбардировок «мирных жителей» применительно к Восточной Гуте поутихли, опасность внешнего вмешательства в сирийские события никуда не исчезла. Как мы предполагали ранее, в центре событий может оказаться провинция Дера`а. Начальник ЦПВС Юрий Евтушенко сообщил, что незаконные вооруженные формирования на юге Сирии готовят ряд провокаций, в том числе с использованием химических зарядов: «По сведениям, полученным от боевиков группировки «Джейш Ахрар Аль-Ашаир», перешедших на сторону правительства, незаконные вооруженные формирования на юге Сирии готовят ряд провокаций, в том числе с использованием отравляющих веществ». Главарями запрещённой в России группировки «Джабхат Ан-Нусра» и «свободной сирийской армии» спланирован подрыв кустарных химических боеприпасов, начиненных хлорсодержащим веществом, в ряде подконтрольных этим бандформированиям населенных пунктах, включая район Аль-Баляд города Дер`а. Террористы планируют снимать последствия якобы применения химических боеприпасов на видеокамеры для предания широкой огласке и обвинения правительственных войск в уничтожении мирных жителей, а также оправдания собственных действий по срыву режима прекращения огня. Для съёмок провокаций с химической атакой уже завезено соответствующее оборудование.

[caption id="" align="aligncenter" width="600"] Районы присутствия террористов «ИГ» в Сирии (общей площадью около 7 тыс. кв. км)[/caption]

Помимо напряжённой ситуации на юге (Дера`а) и в центре страны (Восточный Каламун), обращает на себя внимание активизация боевиков запрещённой в России группировки «Исламское государство». Практически ежедневно они под прикрытием песчаной бури атакуют позиции сирийской армии и её союзников в провинциях Хомс и Дейр-эз-Зор. Для нападений выбрано несколько направлений, включая Абу Кемаль, где боевики обстреливают укрепления военных минометами, ПТРК, гранатомётами и др. Согласно некоторым источникам, боевики вошли на север и северо-запад города. Также атакованы (в том числе смертниками) бывшая военная база Хамдан севернее Абу Кемаля и близлежащая деревня Суккария. В пустынной части провинции Хомс боевики атакуют нефтенасосные станции Т2 и Т3 в 30 километрах от Пальмиры. По словам бойцов подразделения «Лива аль-Бакир», которое успешно отбивает атаки «ИГ» на Т2, джихадисты применяют не только стрелковое оружие и технички, но и танки. Террористы стремятся укрепить свои позиции на правом берегу реки Евфрат, а также захватить склады с вооружением, пополнив свои запасы. Судя по выступлениям на VII Московской конференции по международной безопасности, «ИГ» не только сохраняет разрушительный потенциал, но и способно его нарастить. Директор ФСБ России Александр Бортников не исключает варианта с объединением «ИГ» и «Аль-Каиды» в обновленную террористическую сеть, обладающую спящими и активными ячейками во многих странах мира, значительным опытом ведения боевых и подрывных действий в полевых и городских условиях, технологиями и инфраструктурой производства химического оружия, обширной практикой проведения дешевых с точки зрения привлекаемых ресурсов, но значительных по своим пагубным последствиям терактов.

* * *

Состоявшийся 4 апреля в Анкаре в закрытом режиме российско-турецко-иранский саммит высшего уровня показали высокий уровень согласования позиций сторон по Сирии. В то же время, Анкара могла заявить претензии на имеющий для неё важное значение Тель-Рифаат (на севере провинции Алеппо), о чём свидетельствуют некоторые утечки из дипломатических кругов, да и высказывания Р. Эрдогана, готового «совместно работать с российскими и иранскими друзьями по Телль-Рифаату». Судя по всему, турки не готовы мириться с сохранением курдского присутствия в данном поселении, однако там же присутствуют просирийские ополченцы. 6 апреля пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын, сославшись на российских представителей, заявил, что курдские отряды народной самообороны покинули город Тель-Рифат. Усиленно намекая на его желаемое включение в турецкую зону оккупации на северо-западе Сирии, Анкара, вполне возможно, повышает ставки, и именно с этим обстоятельством некоторые эксперты связывают вышеупомянутую активизацию боевиков «Джейш аль-Ислам» в Думе.

[caption id="" align="aligncenter" width="660"] «Тель-Рифаат: конец близок!» Контроль над территориями на северо-западе Сирии. Коллаж турецкой газеты Akşam[/caption]

Вряд ли растущие аппетиты Турции на северо-западе Сирии с восторгом воспринимаются Россией и Ираном, не готовым отдавать «курдский вопрос» в исключительное пользование американским контрагентам. Россия выступает за участие всех без исключения (выделено нами – авт.) этноконфессиональных групп Сирии в межсирийских переговорах, заявили в МИД России по итогам встречи спецпредставителя президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя министра иностранных дел Михаила Богданова и лидера сирийской оппозиционной партии «За строительство государства» Луайя Хусейна. Во встрече участвовали активисты Курдской национальной коалиции, сформированной партией «Алекети» («Единство») совместно с четырьмя другими политическими объединениями сирийских курдов. В ходе беседы состоялся углубленный обмен мнениями по комплексу вопросов политического урегулирования кризиса в Сирии на основе резолюции 2254 Совбеза ООН и с учетом итогов Конгресса сирийского национального диалога в Сочи 30 января, а также прошедшего в Анкаре 4 апреля второго трехстороннего саммита стран-гарантов Астанинского процесса – России, Ирана и Турции.

[caption id="attachment_6108" align="aligncenter" width="533"] Турецкий конвой между Муреком и Мааном, провинция Хама[/caption]

Тем временем президент Трамп повторил своё заявление о предстоящем выводе американских войск из Сирии, вслед за которым последовало разъяснение представителя Комитета начальников штабов ВС США генерала Кеннет Маккензи: политика Соединенных Штатов по Сирии не изменилась, временных рамок для вывода из страны американских военных нет. Президент Дональд Трамп «не обозначил никаких временных рамок» для вывода американских военных из Сирии, и «это очень эффективно». «В долгосрочной перспективе структуры и страны в регионе должны проявлять такой же интерес по Сирии, как это делаем мы. И, возможно, больше, поскольку их это затрагивает в большей степени», – сказал генерал, недвусмысленно приглашая союзников Америки поучаствовать в оккупации Сирии (1). В политике США в регионе «по сути ничего не изменилось», и они  останутся в стране, пока ИГ не будет побеждено, чего, как мы понимаем, не будет ещё очень долго.

[caption id="" align="aligncenter" width="600"] Американская бронетехника и французские боевики в Сирии[/caption]

Согласно источникам телекомпании CNN, в ходе заседания Совета национальной безопасности на текущей неделе выдвинутый на пост госсекретаря США Майкл Помпео и глава Комитета начальников штабов ВС США Джозеф Данфорд высказались против вывода американских войск из Сирии. Трамп якобы заявил о том, что США тратят слишком много денег на военную операцию в Сирии и «ничего не получают взамен», потребовав вывести американскую армию из Сирии в течение шести месяцев, однако лица из ближайшего окружения выступили против данного решения.

Всё это лишний раз подтверждает, что к словам Трампа серьёзно относиться не стоит, и в лучшем случае речь может идти о внутренних противоречиях между «изоляционистами» и приверженцами традиционного имперского гегемонизма, за явным преимуществом последних. Не исключено, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху также обеспокоен разговорами о возможном выводе американских войск из Сирии, ибо подобная перспектива позволит «врагам» его страны ещё плотнее закрепиться в непосредственной близости от её северных границ. «Я очень удивился, когда услышал эти слова из уст Трампа, так как американцы планировали свое военное присутствие в Сирии и стремились к ее разделу. Когда я это услышал, я не поверил и сначала спросил себя: а зачем они делают такие заявления? Но учитывая мои знания и опыт, я полагаю, что это новый их заговор», – так прокомментировал эскапады американского лидера министр обороны Ирана Амир Хатами «на полях» VII Московской конференции по безопасности. Так называемая проамериканская «коалиция» не смогла решить задачи по борьбе с террористами в Сирии, ее целью было закрепление военного и экономического присутствия в этой Арабской Республике, заявил 4 апреля министр обороны России Сергей Шойгу. При том, что в «коалицию» входит более 30 передовых в военном отношении государств, задействованы значительные ресурсы, в том числе авиация и силы специального назначения, зримых результатов достигнуто не было. Напротив, подконтрольные «ИГ» в Ираке и Сирии территории только расширялись. «Трудно поверить, что мощнейшая коалиционная группировка не смогла справиться с террористами. Видимо, цель была другая: расшатать ситуацию в регионе, закрепить в нем свое военное и экономическое присутствие», – подчеркнул С. Шойгу, и, конечно, эти планы никуда не делись. По данным болгарской журналистки Диляны Гайтайджиевой, только в феврале 2018 года и только из Болгарии американские подрядчики Пентагона получили 23 тонны боеприпасов для своих сирийских джихадистов. По данным сайта Федеральной системы закупок США, Департамент американской армии «Командование объединенных вооружений» (Joint Munitions CMD) поручил Chemring Military Products только по одному контракту на 73 тыс. долл. осуществить поставку боеприпасов и минометных систем из Болгарии для использования вне США до 8 мая этого года. И это – вне всякого сомнения, часть более широкой картины.

«Мы можем говорить сегодня о фактической оккупации американскими вооруженными силами северо-востока нашей страны», – заявила в ходе февральской международной конференции дискуссионного клуба «Валдай» «Россия на Ближнем Востоке: игра на всех полях» политический советник Президента Сирии Бусейни Шаабан. Конечно, ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе американцы (как и турки) из Сирии не только не уйдут, но, напротив, будут расширять своё военное присутствие, которое уже сегодня де-факто может значительно превышать официально признаваемые две тысячи человек. Без наращивания американского военного присутствия невозможно будет достичь конечных целей сирийской стратегии, предполагающей свержение «режима Башара Асада» и окончательную дезинтеграцию страны. Несмотря на то, что выглядит это, особенно после неминуемого разгрома террористов в Думе весьма эфемерно, американские партнёры вряд ли откажутся от своих руководящих принципов в «сирийском вопросе». Да и плацдармы к востоку от Евфрата и в Эт-Танфе обустраивают они весьма основательно, что, впрочем, не гарантирует от массовых протестных выступлений местного населения и возникновения для американцев ситуации, схожей с «мини-Вьетнамом» и «мини-Сайгоном».

Андрей Арешев, для "Военно-политической аналитики"


Примечание 

  1. И призыв этот не остался без отклика – в последние недели в район Манбиджа переброшены значительные силы спецназа французской армии, в то время как свои самолеты и вертолеты ВВС Франции прибывают на американскую базу Румейлан на северо-востоке Сирии. В конце марта Э. Макрон принял в Париже представительную делегацию сирийских курдов, де-факто поддержав дальнейшее оформление автономии, известной как «Демократическая Федерация Северной Сирии», что вызвало бурное негодование в Анкаре.